Эта глава, как и глава про доши, также написана в соавторстве с моей женой.
Наш ум чист и спокоен по своей природе, но под воздействием низших гун мы его загрязняем и возбуждаем мыслями и эмоциями. Из-за этого мы теряем способность трезво и реально оценивать ситуации и принимать правильные решения.
Позитивные и негативные мысли и эмоции возбуждают ум одинаково. Даже когда с нами случается что-то очень хорошее и нас переполняют положительные чувства и приятное волнение, нам все равно становится трудно сосредоточиться, и мы перестаем контролировать ум. Представьте, что вы выиграли в лотерею или к вам приехал кто-то, по кому вы очень соскучились, и вы очень рады его видеть.
В таких ситуациях обычно уже ум и эмоции контролируют нас, а не мы их, а это приводит к тому, что человек выпадает из состояния «здесь и сейчас» и теряет здравую и реальную оценку ситуации. Находясь под воздействием положительных или отрицательных эмоций, люди нередко совершают различные глупости.
Негативные мысли и эмоции наполняют нас страхами, агрессией, раздражением, унынием, ненавистью, а в таком состоянии здраво оценить ситуацию невозможно. Человек начинает смотреть на мир сквозь призму оскверненного ума, что, в свою очередь, становится причиной предвзятого отношения к окружающему. В этом случае мы находимся под контролем нашего ума и тесно связанных с ним эмоций.
Идеальное состояние ума – когда он не находится под влиянием мыслей и эмоций. Такого спокойного и сосредоточенного состояния ума можно достичь, находясь в Саттве, и тогда уже ум и эмоции находятся под вашим руководством, а не вы являетесь их рабом.
Как связано состояние нашего ума и ощущение счастья? Счастье – это наше естественное состояние, но наши мысли и эмоции отвлекают нас от этого состояния и затмевают его.
Если наш ум спокоен, то мы ощущаем счастье. Спокойствие и счастье – одни из главных характеристик Саттвы. Вы спросите, при чем тут счастье и спокойствие ума, какая между ними связь? Но, например, представьте, что вам вдруг приготовили сюрприз, сделали шикарный подарок. К примеру, муж подарил жене кольцо с огромным бриллиантом. Он дает ей коробочку с бриллиантом, она ее открывает, видит бриллиант, и... ее ум замирает. Это может произойти от приятного удивления или от сбывшейся мечты. Но в те секунды, когда она видит бриллиант, полностью сосредоточена на нем и не думает ни о чем другом, она испытывает счастье.
Это не просто удовлетворение от полученной вещи, это состояние, когда ум молчит, и оно приносит ощущение счастья. Но если муж будет постоянно дарить ей бриллианты, ее восторг и ощущение счастья будут с каждым разом уменьшаться, так как в момент получения подарка уже будет подключаться ум: «Эх, опять бриллиант, уже десятый, лучше бы розу, наконец, подарил». А раз ум включается и в нем нет спокойствия, то наши ощущения начинают отождествлять себя с мыслью.
Спокойствие ума может образоваться не только в момент удивления от неожиданного приятного подарка. Например, у вас есть долги, от которых вы хотите избавиться. И когда, наконец, вы от них избавляетесь, то ум успокаивается, потому что больше не думаете о долгах.
При этом вы испытаете удовлетворение, поскольку знаете, что мысли о них уже не будут вас тревожить. Но можно ощутить счастье, даже если у вас есть неоплаченные долги –для этого нужно просто не думать о них постоянно и не трепать себе нервы, но при этом действовать так, чтобы избавиться от долгов. Ведь эти мысли мы создаем себе сами, значит, мы их можем контролировать, и нам решать –думать о чем-то постоянно или нет.
То же самое происходит, когда вы приобретаете то, что хотели или о чем мечтали. Вы получили это и больше об этом не думаете, ваш ум успокаивается. Тот же механизм срабатывает, когда вы ставите состояние счастья в зависимость от чего-либо.
Например: «Вот окончу школу и стану намного счастливее». Это объект зависимости вашего счастья. И когда вы окончите школу, то действительно станете счастливыми, потому что уже не будете думать, что для счастья вам надо окончить школу. Но полного счастья все равно не будет, потому что дальше надо будет окончить университет, потом найти работу, создать семью и так далее, до бесконечности, пока человек не поймет, что истинное счастье ни от чего не зависит.
Счастье – это быть здесь и сейчас, а не там и тогда, и не «если так и вот так – тогда буду счастливым». Все это лишь установки, которые мы сами себе задаем. Если успокоить ум и не думать о них, можно всегда жить в состоянии счастья. Тогда вся ваша жизнь станет счастьем, а не путем к нему.
Обычно наш ум наполнен желаниями и прихотями: «Хочу это, желаю поехать туда, оказаться там, быть с этим человеком, иметь деньги, семью, дом»... Все эти желания естественны, и хотеть не вредно, даже иногда нужно, так как наши желания – это энергия, движущая нас вперед (если эти желания, конечно, направлены вперед...). Но мы не должны зависеть от своих желаний и прихотей.
Истинное счастье не зависит ни от каких внешних факторов. Вы должны понимать, что произойти может что угодно, это не ваша воля. Может быть, вы не получите то, чего хотите, или потеряете то, что имеете, но нельзя позволить этому влиять на ваше внутреннее состояние. Счастье – здесь и сейчас, оно ни от чего не зависит, и только ваш ум вам может помешать ощутить его.
Когда вы привязываетесь к чему-то, то невольно думаете об этом, и эти мысли беспокоят ваш ум. Ум напрямую связан с эмоциями. Сначала вы о чем-то думаете. Если эта мысль не исчезает, она набирает силу и начинает влиять на ваши эмоции.
Если эта мысль и эмоция связана с неудовлетворенным желанием, вы естественным образом будете чувствовать себя неудовлетворенными и несчастными. Поэтому важно внутренне не зависеть от наших желаний и ни к чему не привязываться, а чтобы это стало возможным, нужно работать над спокойствием ума, которое принесет за собой спокойствие эмоциональное. Полное спокойствие и умиротворение в уме дают ощущение счастья.
Человеческому уму свойственно обо всем судить, все оценивать, деля все на плохое и хорошее. Но плохого и хорошего на самом деле не существует, есть только наше представление о том, что хорошо, а что плохо – необъективное, основанное на неполном знании. И поэтому мы ограничены в своих суждениях и не можем постичь разумом подлинную реальность.