Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О сущности языка




Несомненно влияние Гумбольдта + от младограмматиков: изучать живые языки, диалекты и т.п. Но: вместо атомизма глубокие обобщения, склонен к теоретическим построениям.

Выступал против натурализма Шлейхера: язык не организм, его нельзя рассматривать отдельно от человека. «Язык – не замкнутый в себе организм, не неприкосновенный идол, а орудие и деятельность»: орудие= язык, деятельность=речь.

Младограмматики язык сводили к речи, у Б. понимание соотношения язык и речь недостаточно диалектично: реально существует и язык, и речь. Социальность языка – условие его существования (социальное через индивидуальную речь проявляется. Социологизм + психологизм.

Бодуэн де Куртенэ понимал язык как явление психосоциальное, имеющее "коллективно-индивидуальное" существование. Значит, языкознание – самостоятельная психично-общественная наука, у которой есть специфический предмет - язык.

И.А. Бодуэн де Куртенэ акцентирует роль социологии, которая — наряду с индивидуальной психологией — должна служить объяснению жизни языка. Он подчёркивает необходимость обращения к объективной истории общества, обеспечивающего непрерывность общения между людьми во времени, от поколения к поколению. Различаются горизонтальное (территориальное) и вертикальное (собственно социальное) членение языка. Он проявляет глубокий интерес к жаргонам и тайным языкам, признаёт реальность языков отдельных индивидов и (по мало понятным причинам) отказывается признавать реальность общенародного языка.

Язык характеризуется как орудие “миросозерцания и настроения”. В этой связи Бодуэн призывает изучать народные поверья, предрассудки и т.п. Он понимает язык как главный признак, служащий определению антропологической и этнографической принадлежности людей.

Он провозглашает равенство всех языков перед наукой.

Различаются три стороны языка: “ внешняя ” (фонетическая), “ внеязыковая ”, включающая в себя семантические представления, и “ собственно языковая ” (морфологическая — при самом широком понимании этого термина; эта сторона языка образует его “душу” и обеспечивает специфическое для каждого языка соединение звуковой стороны и семантических представлений).

Постулируются два членения речи —психическое (на “единицы, наделённые значением” — предложения, слова, морфемы, фонемы) и фонетическое (на "периферические единицы” — слоги и звуки). В психическом представлении звука выделяются кинакемы и акустемы, к которым впоследствии пражцы возводят понятие различительного признака фонемы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 664 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2249 - | 2138 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.