Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћ≈ ÷»я 12. ѕсихотерапи€ и философи€: Ћ




ѕсихотерапи€ и философи€: Ћ. ј. —енека

Ћуций јнней —енека (ок. 4 до н.э.-65 н. э.) Ч римский философ и писатель. Ќастав≠ник, затем советник императора Ќерона. ¬последствии был обвинен в заговоре против Ќерона и покончил с собой. ќн был виднейшим представителем римского сто≠ицизма. ¬згл€ды свои —енека изложил в ЂЌравственных письмах к Ћуцилиюї, Ђ¬опросах естествознани€ї и др. ќн также €вл€етс€ автором дев€ти трагедий. ‘илософ≠ские сочинени€ —енеки впоследствии оказали вли€ние на мемуарно-моралистический жанр, а его трагедии Ч на ”. Ўекспира и драматургов французского классициз≠ма. я удивл€юсь, почему его взгл€ды не нашли примене≠ни€ в психотерапии.  огда € с ними познакомилс€, про≠чт€ ЂЌравственные письма к Ћуцилиюї, был потр€сен и очарован. Ёти чувства попытаюсь сейчас передать и вам. я стал составл€ть краткий конспект, но заметил, что просто переписываю книгу. — трудом сделал сокраще≠ни€ в надежде, что вы добудете его работы и прочтете их полностью.

 опи врем€, которое прежде у теб€ отнимали и кра≠ли. „асть времени у нас отбирают силой, часть похища≠ют, часть утекает впустую. Ќо позорней всех потер€ времени по нашей собственной небрежности.

¬ том-то и беда наша, что смерть мы видим впереди; а больша€ ее часть у нас за плечами, Ч ведь сколько лет жизни минуло, все принадлежит смерти. Ќе упускай ни часу. ¬се у нас чужое, одно лишь врем€ наше. ѕоздно быть бережливым, когда осталось на донышкеї. —равните с положени€ми экзистенциального анализа и логотерапии ‘ранкла, призывающими людей к де€тельности.

—енека придает большое значение спокойствию духа, оседлости жизни и неторопливости. Ђѕервое доказатель≠ство спокойстви€ духа Ч способность жить оседло и оставатьс€ с самим собою. –азве чтение множества пи≠сателей и разнообразнейших книг не сродни брод€жни≠честву и непоседливости? Ќужно долго оставатьс€ с тем или другим из великих умов, пита€ ими душу, если хо≠чешь извлечь нечто такое, что в ней бы и осталось.  то проводит жизнь в странстви€х, у тех в итоге гостеприимцев много, а друзей нет. ƒаже самое полезное не при≠носит пользы налету. ј сейчас ты не путешествуешь, а скитаешьс€ и мечешьс€, гонимый с места на место поис≠ками того, что есть везде: ведь всюду нам дано жить правильної. »де€ самодостаточности и умение жить од≠ному прослеживаетс€ затем в иде€х ј. Ўопенгауэра.

—енека призывает к умеренности. ЂЅеден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь большеї.

—н€ть страхи помогают рассуждени€ —енеки о смер≠ти. ЂЌикакое зло не велико, если оно последнее, ѕри≠шла к тебе смерть? ќна была бы страшна, если бы мог≠ла оставатьс€ с тобою, она же или не €витс€ или скоро будет позади. —покойна€ жизнь Ч не дл€ тех, кто слиш≠ком много думает о ее продлении. Ѕольшинство так и мечутс€ между страхом жизни и мучени€ми смерти; жалкие, они и жить не хот€т и умереть не умеют. —де≠лай свою жизнь при€тной, оставив вс€кую тревогу о ней. Ќикакое благо не принесет радости обладателю, если он в душе не готов его утратить, и всего безболезненней утратить то, о чем невозможно не пожалеть, утратив* (выделено мною. Ч ћ.Ћ.).

Ёта цитата производила большое впечатление на мно≠гих пациентов. ќни сразу как-то успокаивались. Ќеко≠торые даже начинали пользоватьс€ некоторыми веща≠ми, которыми очень дорожили и просто хранили. ƒо них доходило, что, если стара€сь сберечь вещь, они ею не пользуютс€, они ее уже потер€ли. » если очень беспо≠коишьс€ о жизни, то уже можно считать, что ее поте≠р€л. Ђ√ибнуть и тер€ть одинаково неизбежно. Ќайти помощь против этих потерь мы можем в том, чтобы хра≠нить утраченное в пам€ти. “о, чем мы владеем, можно отн€ть, чем мы владели, того не отнимешь. —лучай от≠нимает вещь, но сохран€ет плоды обладани€ ею, кото≠рые мы тер€ем сами... сожале€ об отн€том... Ѕудем счи≠тать неизбежным то, что может случитьс€. я обеднею Ч значит окажусь среди большинства. Ѕуду изгнанным Ч почту себ€ уроженцем тех мест. я умру? Ќо это значит, что € не смогу заболеть, не смогу упасть. —мерть или уничтожает нас, или отпускает на волю.

–азмышл€й о смерти. Ќам нужно научитьс€ размыш≠л€ть о смерти.  то научилс€ смерти, тот перестал быть рабомї. » еще: Ђя стараюсь, чтобы каждый день был подобием целой жизни. я не ловлю его, словно он пос≠ледний, но смотрю на него так, что, пожалуй, он может быть и последним. я готов уйти и потому радуюсь жиз≠ни, что не беспокоюсь, долго ли еще проживу. —тарайс€ ничего не делать против желани€! ¬ ком есть охота, дл€ того необходимости нет. Ќесчастен не тот, кто делает по приказу, а тот, кто против желани€. Ќаучим же нашу душу хотеть делать то, что требуют обсто€тельства; и прежде всего без печали думать о нашей кончинеї. » оп€ть здесь прослеживаютс€ идеи гештальттерапии о психической зрелости.   зрелым личност€м представи≠тели этого направлени€ относ€т тех, кто приспосабли≠ваетс€ к обсто€тельствам и измен€ют (усовершенству≠ют) себ€.

Ѕлест€щ призыв —енеки к умеренности: Ђ“о, что тре≠бует природа, доступно и достижимо, потеем мы лишь ради избытка. ј то, чего с нас довольно, у нас под ру≠кой.  ому в бедности хорошо, тот богатї. ЂЌе поступай подобно тем, кто желает не усовершенствоватьс€, а быть на виду, и не делай так, чтобы в твоей одежде и образе жизни что-нибудь бросалось в глаза. ѕусть изнутри мы будем иными Ч снаружи мы не должны отличатьс€ от людей. ѕусть вошедший к нам в дом дивитс€ нам, а не нашей посуде. ¬елик тот человек, который глин€ной утварью пользуетс€ как серебр€ной, но не менее велик тот, кто серебр€ной пользуетс€ как глин€ной. —лаб ду≠хом тот, кому богатство не по силам. » надежда, и страх присущи душе неуверенной, тревожимой ожидани€ми будущего. ј главна€ причина надежды и страха Ч наше неумение приспосабливатьс€ к насто€щему и привычка засылать наши мысли далеко вперед. Ќас мучает и буду≠щее и прошедшее. » никто не бывает несчастен от ны≠нешних причинї. Ќевооруженным глазом здесь видны идеи гештальттерапии и принцип жить Ђздесь и теперьї. » еще: Ђ то заботитс€ о будущем, тот потер€ет насто€≠щее, чем мог бы наслаждатьс€... ≈сть ли что более жал≠кое и более глупое, чем бо€тьс€ заранее? „то за без≠умие Ч предвосхищать собственное несчастье?  то стра≠дает раньше, чем нужно, Ч страдает больше, чем нужної,

—енека призывал заниматьс€ философией, своим ду≠ховным хребтом. Ђ≈сли ты занимаешьс€ философией Ч это хорошо, потому что только в ней Ч здоровье, без нее больна душа, и тело, сколько бы в нем ни было сил, здорово так же, как у безумных и одержимых (вы≠делено мною. Ч ћ.Ћ.). “ак прежде всего заботьс€ о том, насто€щем здоровье. ”пражн€тьс€ только дл€ того, чтобы руки стали сильнее, плечи Ч шире, бока Ч креп≠че, Ч это зан€тие глупое и недостойное образованного человека. —колько бы тебе ни удалось накопить жиру и нарастить мышц, все равно ты не сравнишьс€ ни весом, ни телом с откормленным быком.   тому же груз плоти, выраста€, угнетает дух и лишает его подвижности. Ќе изуча€ мудрости, нельз€ жить не только счастливо, но даже и сносно, ибо счастливой жизнь делает совершен≠на€ мудрость, а сносной Ч ее начатки....

‘илософи€ выковывает и закал€ет душу, подчин€ет жизнь пор€дку, управл€ет поступками, указывает, что сделать и от чего воздержатьс€, сидит у рул€ и направ≠л€ет среди пучин путь гонимых волнами. Ѕез нее нет бесстраши€ и уверенности. ≈сли есть в философии что-то хорошее, так это то, что она не смотрит в родослов≠ную. Ѕлагородство духа доступно всем. ƒл€ этого мы достаточно родовиты...ћен€ть надо не тело, а душу! ѕусть бы ты уехал за широкие мор€ Ч за тобою везде, куда бы ты ни приехал, последуют твои порокиї. “о же самое ответил на чей-то вопрос —ократ: Ђ—транно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если повсю≠ду ты таскаешь самого себ€ї. —колько ни разъезжай, все пропадет впустую. ќт себ€ не убежишь! Ќадо сбро≠сить с души ее груз, а до того тебе ни одно место не понравитс€ї.

—енека утверждает, что надо жить в соответствии с «аконами природы: Ђ≈сли ты в жизни сообразуешьс€ с природой, то никогда не будешь беден, а если с люд≠ским мнением, то никогда не будешь богат. ѕрирода желает малого, людское мнение бесконечно многого. »злишества лишь научат теб€ желать еще большего. ≈стественные желани€ имеют предел, порожденные лож≠ным мнением Ч не знают на чем остановитьс€, ибо все ложное не имеет границї.  ак перекликаетс€ это пол≠ожение с мнением  . ’орни о том, что у невротика фор≠мируетс€ Ђидеальное яї, долженствовани€ и требова≠ни€ которого не знают границ! » еще: ЂЌеужели приро≠да, дав нам такое небольшое тело, наделила нас нена≠сытной утробой так, что мы побеждаем алчностью са≠мых огромных и прожорливых зверей? Ќичуть нет! ѕри≠рода довольствуетс€ малым! ћного ли воздаетс€ приро≠де? Ќам дорого обходитс€ не наш голод, а наше тщесла≠вие. “ех... кто подчин€етс€ желудку, мы должны при≠числить не к люд€м, а к животным, а некоторых даже не к животным, но к мертвецам. ∆ив тот, кто многим при≠носит пользу, жив тот, кто сам себе полезенї.

ƒл€ одного моего пациента эти слова послужили на≠чалом инсайта. ¬от его письменный отчет.

 

Ђ огда € услышал эти слова —енеки, то вдруг пон€л, что даже когда € ем в одиночестве, € как бы хочу дока≠зать другим, что € не хуже их. я перестал гон€тьс€ за деликатесами, меньше ходить на вечеринки, больше за≠ниматьс€ собой, совершенствоватьс€ в своей специаль≠ности. –асходы на еду заметно уменьшились, € даже похудел, на что уже перестал наде€тьс€.  валификаци€ мо€ росла, другим € стал приносить больше пользы, да и доходы возрослиї.

ј вот отрывок, в котором предвосхищены идеи сце≠нарного анализа ≈. Bern (1977). Ђ» теперь ты желаешь того же, что желала тебе кормилица или д€дька, или мать? ƒа, мольбы близких дл€ нас Ч все равно, что мольбы врагов: ведь мы выросли среди родительских прокл€тий. ѕусть боги услышат и нашу бескорыстную просьбу за себ€.

—енека призывает заниматьс€ собой. Ђ≈сть благо и в нем же источник и залог блаженной жизни: полагатьс€ на себ€. ≈сли € хочу позабавитьс€ чьей-нибудь глупостью, то искать мне далеко не надо: € смеюсь над собой. Ќаша беда не приходит извне: она в нас, в самой нашей утро≠бе. » закоренелые пороки дл€ мен€ не безнадежны. Ќет ничего, над чем не вз€ла бы верх упорна€ работаї. —е≠нека вместе с другими философами древности полагал, что самое важное достижение Ч это стать самому себе другом. Ёти идеи прослеживаютс€ у ‘ромма в его рабо≠те Ђ„еловек дл€ себ€ї. ¬ книге Ђя: јлгоритм удачиї € пыталс€ обосновать тезис: Ђ≈сли человек правильно (т. е. с учетом своей природы) живет дл€ себ€, то и другим становитс€ лучшеї.

Ђ«нать свой изъ€н Ч первый шаг к здоровьюї, Ч цитирует Ёпикура —енека и добавл€ет: Ђ—перва следует изобличить себ€, потом исправитьс€...ѕоэтому сколько можешь, сам выводи себ€ на чистую воду, ищи против себ€ улик. —начала выступи обвинителем, потом Ч судьей и только под конец Ч ходатаемї. —равните это высказывание с положением  .’орни, котора€ считала одной из основных задач психотерапевта Ч познако≠мить пациента со странным незнакомцем Ч самим со≠бой. » ведь основной задачей всех психоаналитических методов лечени€ €вл€етс€ разрушение психологических защит и уничтожение болезненных комплексов, кото≠рые эти защиты прикрывают.

ќсобенно призывает —енека развивать разум, ибо Ђнет мирного поко€, кроме того, что даруетс€ нам разумом...–а≠дость удел лишь одних мудрецов: ведь она есть некото≠ра€ приподн€тость души, вер€щей в собственные и под≠линные блага.

ƒл€ глупости нигде нет поко€: сверху и снизу ее под≠стерегает страх, все, что справа и слева, повергает ее в трепет, опасности гон€тс€ за ней и мчатс€ ей навстре≠чу; все ей ужасно, она ни к чему не готова и пугаетс€ даже подмоги. ј мудрец защищен от набега вниманием: пусть нападают на него хоть бедность, хоть горе, хоть бесславье, хоть боль Ч он не отступит, но смело пойдет им навстречу, пройдет сквозь их строй.

√лупость держит нас так упорно, во-первых, потому, что мы даем отпор ей робко и не пробираемс€ изо всех сил к здоровью; во-вторых, мы мало верим найденному мудрыми мужами. Ќикто из нас не погрузилс€ в глуби≠ну.... ј больше всего нам мешает то, что мы слишком скоро начинаем нравитьс€ самим себе. —тоит нам найти таких, кто назовет нас людьми добра, разумными и пра≠ведными, Ч и мы соглашаемс€ с ними. Ќам мало уме≠ренных похвал: мы принимаем все как должное, что приписывает нам бесстыдна€ лесть...

я научу теб€, как узнать, что ты еще не стал мудрым. ћудрец полон радости, весел и непоколебимо безм€те≠жен: он живет наравне с богами. ≈сли ты не бываешь печален, если никака€ надежда не будоражит твою душу ожиданием будущего, если днем и ночью состо€ние тво≠его духа, бодрого и довольного собою, одинаково и неиз≠менно, значит, ты достиг высшего блага, доступного че≠ловеку. Ќо если ты отовсюду пытаешьс€ получить вс€≠ческие удовольстви€, то знай, что тебе так же далеко до мудрости, как до радости. “ы мечтаешь достичь их, но заблуждаешьс€, наде€сь прийти к ним через богатство, через почести, словом, ища радости среди сплошных тревог. –адость Ч цель дл€ всех, но где отыскать вели≠кую и непреход€щую радость, люди не знают. ќдин ищет ее в пирушках, другой Ч в честолюбии, третий Ч в любовницах, тот в свободных науках и словесности, ни≠чего не исцел€ющей. ¬сех их разочаровывают обманчи≠вые и недолгие услады. “ак пойми же, что даетс€ муд≠ростью: неизменна€ радость. «начит, есть ради чего стремитьс€ к мудрости, ведь мудрец без радости не бы≠вает. Ћюбители роскоши каждую ночь Ч как будто она последн€€ Ч провод€т в мнимых радост€х. ј та радость, что даетс€ богам и соперникам богов (мудрецам), не ис≠с€кает. ќна бы исс€кла, будь она заемной, но, не буду≠чи чужим подарком, она не подвластна и чужому произ≠волу. „то не дано фортуной, то ей не отн€тьї.

¬от еще некоторые мысли, созвучные иде€м экзис≠тенциального анализа и логотерапии, помогающие при лечении депрессивного невроза, возникшего после поте≠ри близких людей.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1050 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

734 - | 561 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.