Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—опротивление аккультурации, трансцедирование любой части культуры




—войство, св€занное с автономией, независимостью от среды и культуры, посто€нной свежестью оценки и др. —амоактуализировашиес€ люди не свободны от не≠достатков в глазах других. –абота может вытесн€ть дру≠гие потребности и чувства, независимость может вы≠звать шок у конформных знакомых, а приверженность своим цел€м и принципам делает их в глазах близких то жестокими людьми, то чудаками.

ћаслоу писал: ЂЌет совершенных людей! » самоак≠туализирующиес€ люди <...> могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми и переживать депрессию. „тобы избежать разочарова≠ни€ в человеческой природе, мы должны сначала отка≠затьс€ от иллюзий относительно нееї.

ћаслоу описывает восемь моментов самоактуализа≠ции.

1. ѕолное живое беззаветное переживание с полной концентрацией и полным впитыванием. ќбычно мы мало осознаем, что происходит в нас и вокруг нас. ѕримером этому может служить противоречивость свидетельских показаний. Ќо у нас бывают моменты повышенного осоз≠нани€ и интенсивного интереса, и эти моменты можно назвать самоактуализацией.

2. ѕри каждом выборе решать в пользу роста. ¬ыби≠рать безопасное Чзначит оставатьс€ при известном и знакомом, но рисковать стать устаревшим и смешным. ¬ыбирать рост Ч значит открывать себ€ новому неожи≠данному опыту, но рисковать остатьс€ в неизвестном.

3. —тановитьс€ реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Ќаучение сонастраиватьс€ со своей собственной внутренней природой. Ёто значит решить дл€ себ€, нравитс€ ли тебе самому определен≠ные пища или фильм, независимо от мнений и точек зрени€ других.

4. „естность и прин€тие ответственности на себ€ Ч моменты самоактуализации. ћаслоу рекомендует искать ответы внутри себ€, не старатьс€ хорошо выгл€деть или удовлетвор€ть своими ответами других.

5. Ќаучитьс€ верить своим инстинктам и суждени€м и действовать в соответствии с ними, а не полагатьс€ на то, что прин€то в обществе. “огда человек сможет сде≠лать правильный выбор профессии, спутника жизни, режима питани€, вида искусства и пр.

6. ѕосто€нное развитие своих способностей, исполь≠зование их, чтобы хорошо делать то, что мы хотим де≠лать. Ѕольшой талант Ч это не то же самое, что самоак≠туализаци€. ћногие одаренные люди не смогли реали≠зовать свои способности, другие же даже со средним талантом достигли многого. —амоактуализаци€ Ч это процесс, не имеющий конца, это способ проживани€, работы и отношени€ с миром, а не единичные дости≠жени€.

7. ѕереходные моменты в самоактуализации Ч Ђпик переживани€ї. ¬ такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем более €сно и точно. ћы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более конструк≠тивно способны использовать нашу энергию. Ђѕик переживани€ї напоминают инсайт Ч завершение гештальта. Ётот термин больше используетс€ в психоаналити≠ческих школах.

∆изнь довольно часто скучна. Ђѕик-переживани€ї Ч это те моменты, когда мы становимс€ глубоко вовлечен≠ными, взволнованными миром и св€занными с ним. ѕо ћаслоу, высшие пики характеризуютс€ Ђчувством от≠крывающихс€ безграничных горизонтов, ощущением себ€ одновременно и более могущественным, и более беспо≠мощным, чем когда-либо ранее, чувством экстаза, вос≠торга, трепета, потерей ощущени€ пространства и времениї. ’орошо, когда личность достигает Ђплато-переживани€ї, которое представл€ет собой фундаменталь≠ное изменение отношени€ к миру, обусловливающее новые точки зрени€, оценки и усиленное осознавание мира

8. ƒальнейший шаг в самоактуализации Ч это обна≠ружение Ђзащитї и разрушение их. «десь термин Ђзащитаї имеет то же содержание, что и в психоаналити≠ческих школах (рационализаци€, проекци€ї идентификаци€, вытеснение и пр.)

ћаслоу определ€ет невроз и психологическую не≠приспособленность как болезни, св€занные с неудовлетворением фундаментальных потребностей (в еде, сне и т. д.).

ћаслоу перечисл€ет следующие фундаментальные потребности:

1. ‘изиологические потребности. Ёто потребность в пище, сне, сексе и т.п

2. ѕотребность в безопасности ƒл€ удовлетворени€ этой потребности человек соблюдает определен≠ный режим дн€, приобретает квартиру, одежду и т.п.

3. ѕотребность в любви и принадлежности. „е≠ловек заводит семью, друзей.

4. ѕотребность в уважении. „еловек делает карь≠еру, занимаетс€ наукой, участвует в политической и об≠щественной жизни.

5. ѕотребность в самоактуализации. Ёто в иерар≠хии потребностей самый высокий уровень. „еловек реа≠лизует свои способности.

¬ысшие потребности имеют следующие признаки.

1. ¬ысшие потребности более поздние.

2. „ем выше уровень потребности, тем менее она важ≠на дл€ выживани€, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на врем€ освобо≠дитьс€.

3. ∆изнь на более высоком уровне потребностей оз≠начает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньше болезней и т.д.

4. ¬ысшие потребности воспринимаютс€ как менее насущные. Ђћне не до высоких материйї,Ч говорит человек, все усили€ которого не позвол€ют добыть ему даже пропитание.

5. ”довлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом развитие личности, чаще приносит радость и счастье, обогащает внутренний мир.

‘актически полноценным человек становитс€ только тогда, когда он удовлетворил свои потребности в само≠актуализации. ќсобенно это хорошо видно на примере тех людей, которые удовлетворили потребности первых четырех уровней, но не смогли удовлетворить п€тый. “огда вы€сн€етс€, что хорошее питание, шикарна€ квар≠тира, благополучна€ семь€ и неплоха€ должность не принос€т счасть€. ¬от тогда и развиваетс€ невроз.  то-то сказал: Ђ≈сли ангела не выпустить на волю, он стано≠витс€ дь€воломї. я знаю одного врача, которому следо≠вало бы быть поэтом. Ёто неплохой врач, но поэтичес≠кий дар рветс€ наружу, и он очень часто пишет стихи на злобу дн€ и всем, кто его попросит. ѕоэтом он не стал, но этот дар отвлекает его от медицинских зан€≠тий, что сдерживает его квалификационный рост и не позвол€ет ему зан€ть более высокую должность.

Ђ—пособности настойчиво требуют употреблени€, и прекращают свое требование, когда их достаточно и полно употребл€ютї. –ост теоретически возможен только потому, что вкус Ђвысшегої, лучше, чем вкус Ђнизшегої,и потому рано или поздно удовлетворение Ђнизшегої становитс€ скучным.  огда потребности не удовлетвор€ютс€, люди начинают жаловатьс€. » если люди жалуютс€- на то, что не могут удовлетворить свои потребности в самоусовершенствовании, спра≠ведливости, красоте, истине, то это высокий уровень жалоб, ибо он указывает, что дела идут неплохо. ’уже, когда они жалуютс€ на то, что не могут прокормить семью.

ћаслоу полагает, что жалобам конца не будет; мож≠но лишь наде€тьс€ на повышение их уровн€. ”ровень жалоб служит показателем развити€ личности и просве≠щенности общества.

ћаслоу указывает, что познание может быть дифициентным и бытийным. ƒифициентное познание имеет место, когда не удовлетворены низшие потребности. √олодный человек замечает только пищу, нищий Ч толь≠ко деньги. Ѕытийное познание позвол€ет воспринимать предметы и €влени€ в совокупности их свойств. ¬оспри≠€тие становитс€ более полным. ¬нешние объекты оце≠ниваютс€ сами по себе, а не в отношении к личным заботам.

ћаслоу различает дифициентную любовь и бытий≠ную. ƒифициентна€ любовь Ч это любовь к другим по≠тому, что они удовлетвор€ют какую-то потребность. „ем полнее удовлетворение, тем сильнее така€ любовь. Ѕы≠тийна€ любовь Ч это любовь к сущности другого. “ака€ любовь не стремитс€ к обладанию. ƒифициента€ любовь выражаетс€ в срывании цветов, бытийна€ Ч в их выра≠щивании. Ѕытийна€ любовь богаче и длительнее, чем дифициентна€.

 

я знаю Ч век уж мой измерен;

Ќо чтоб продлилась жизнь мо€,

я утром должен быть уверен,

„то с вами днем увижусь €...

 

“ак объ€сн€етс€ в любви ќнегин.  онечно, это дифициентна€ любовь.

 

ѕоверьте, моего стыда

¬ы не узнали никогда,

 огда б надежду € имела

’оть редко, хоть в неделю раз

¬ деревне нашей видеть вас...

 

“ать€на, конечно же, испытывает бытийную любовь.

ћаслоу можно считать создателем трансперсональ≠ной психологии. ќн обнаружил наличие духовного из≠мерени€ в самоактуализирующихс€ люд€х. ЂЌескольки≠ми веками раньше они воспринимались бы как люди, идущие ѕут€ми Ѕожиими, Ѕожий людиї. “рансперсо≠нальна€ психологи€ эмпирически изучает медитацию, природу сознани€ и измененные состо€ни€ сознани€.

ѕсихологический рост ћаслоу рассматривал как пос≠ледовательное удовлетворение все более высоких пот≠ребностей. ѕока доминируют низшие потребности, дви≠жение к самоактуализации не может начатьс€. ѕреп€т≠стви€ росту св€заны с негативным вли€нием прошлого опыта, дурными привычками, групповым и социальным давлением, внутренними защитами.

ћаслоу не дал специальных психотерапевтических методик, а психотерапию рассматривал как способ удов≠летворени€ высших потребностей и был вдохновителем едва ли не всех психологов гуманистического направле≠ни€.

 арл –оджерс (1902- 1989) родилс€ в религиозной семье. ќн рано почувствовал себ€ одиноким и впоследствии был доволен, что в школьные годы не попал на консуль≠тацию к психиатру, так как тогда бы ему поставили ди≠агноз шизофрении. ѕереход€ из университета в универси≠тет, –оджерс в конце концов окончил  алумбийский уни≠верситет, отказалс€ от запланированной ранее карьеры св€щенника и стал заниматьс€ психотерапевтической работой, разрабатыва€ недирективный подход групповой психотерапии. ¬ 1951 г. в книге Ђ“ерапи€, центрирован≠на€ на клиентеї он изложил свои основные теоретичес≠кие положени€. –оджерс считал, что основна€ фигура в терапии Ч пациент, а врач Ч только лишь пособник (facillitater). ¬ это врем€ он работал в „икагском уни≠верситете. ¬ 1957 г. он перешел в ¬исконсинский уни≠верситет, где преподавал психиатрию и психологию. “ам он был в конфликте с администрацией университета, ибо резко возражал против репрессий в отношении сту≠дентов. ¬ 1963 г. –оджерс ушел из университета и стал работать в  алифорнии. ≈го опыт психотерапевтичес≠кой работы обобщен в монографии Ђ√руппы встречї, котора€, к сожалению, еще не выходила у нас. ѕравда, имеетс€ технический перевод.

—вою позицию невмешательства он подчеркивает ци≠татой из Ћао ƒзи:

 

≈сли € удерживаюсь от того, чтобы приставать к люд€м,

они сами забот€тс€ о себе. ≈сли € удерживаюсь от того, чтобы приказывать люд€м,

они правильно ведут себ€. ≈сли € ничего не нав€зываю люд€м,

они станов€тс€ сами собой.

 

 . –оджерс считал, что главное Ч то, что происходит внутри организма. » этот внутренний мир часто не со≠ответствует внешнему. √лавное Ч не реальность, а то, как человек воспринимает реальность. ќбычно поле опы≠та ограничено тем, что мы обращаем внимание или на опасность, или на при€тное вместо того, чтобы воспри≠нимать все стимулы среды. ќн выдвинул пон€ти€ конгруентности Ч неконгруентности.  онгруентность Ч это соответствие мира внутреннего миру внешнему. “огда мои наблюдени€ совпадают с наблюдени€ми другого.  онгруентность Ч это соответствие чувств и их внеш≠них про€влений.

ћаленькие дети демонстрируют высокую конгруен≠тность. ќни выражают свои чувства сразу и всем существом. ѕоэтому они быстро переход€т из одного эмоци≠онального состо€ни€ в другое. ѕолное выражение чувств позвол€ет им быстро завершить ситуацию, и они не хра≠н€т в себе эмоциональные отходы предыдущего опыта. Ђ огда € голоден, тогда € ем; когда € устал, тогда € сижу; когда € хочу спать, € сплюї Ч эта дзен-буддистка€ формула лучше всего показывает, что такое конгруентность.

Ќаблюда€ за детьми до п€ти лет можно заметить, как постепенно формируетс€ неконгруентность.

ј вот пример.

 

 ак-то € гул€л со своими детьми четырех и дев€ти лет.   нам подошел сосед с авоськой, наполненной ман≠даринами. —тарший сын сто€л и с вожделением смот≠рел на мандарины, но молчал. ћладший же спросил: Ђƒ€д€ ¬ан€, а что у теб€ в сетке?ї (ћожно подумать, что этого не было видно!) ƒалее диалог развивалс€ сле≠дующим образом:

ƒ€д€ ¬ан€: ћандарины.

—ын: ƒ€д€ ¬ан€! ј € люблю мандарины (вместо Ђƒай мандариныї).

ƒ€д€ бан€ дает ему несколько мандаринок. —ын их быстро съедает, не дел€сь со старшим братом, и оп€ть обращаетс€ к д€де ¬ане: Ђƒ€д€ ¬ан€, а € уже съел ман≠дариныї (вместо Ђƒай ещеї).

ѕозже он стал Ђвоспитаннымї и больше так себ€ не вел, но зато потер€л остатки конгруентности.

» тогда...

ƒовольно часто люди говор€т одно, думают другое, чув≠ствуют третье, а делают четвертое. »м скучно в гост€х, но они продолжают сидеть, улыбаютс€, когда грустно и ед€т при отсутствии аппетита. Ќеконгруентность определ€етс€ как неспособность не только воспринимать мир, но и точ≠но выражать свой опыт. Ќеконгруентность может ощу≠щатьс€ как тревожность, напр€жение, а иногда Ч как внутреннее замешательство. ѕостепенно расхождение между реальностью и тем, что переживаетс€ субъективно, столь значительно, что человек не может нормально жить.

Ѕольшинство симптомов при неврозах, по  .–ожджерсу Ч это те или иные формы неконгруентности. Ќеконгруентный человек не может разобратьс€, что ему хо≠четс€, и не понимает, что от него требуют. »м все недо≠вольны, но и он недоволен всеми. ќн себ€ считает скром≠ным, Ч его считают высокомерным. ќн думает, что он расчетливый, Ч его считают трусливым. ќн видит себ€ принципиальным, Ч его считают дураком.

Ќо каждый индивид стремитс€ к конгруентности и, следовательно, к более эффективной жизни.  ак сем€ стремитс€ стать деревом, так и каждый человек хочет самоактуализироватьс€, т.е. развить свои способности.

ћаслоу считал стремление к росту и самоактуализа≠ции слабым внутренним голосом, который легко заглу≠шить. –оджерс же считает стремление к росту и самоак≠туализации единственным мотивом, который движет человеком. Ќеобходимо только убрать искажающие и задерживающие рост преп€тстви€ Ч психологические защиты.

ѕреп€тстви€, по  . –оджерсу, возникают в раннем детстве и €вл€ютс€ нормой. Ќо так как дети конгруент-ны, то они не отличают своих действи€ от себ€ в целом. ≈сли их хвал€т за то или иное действие, они считают, что их принимают целиком, а если наказывают за про≠ступок, то наказание воспринимаетс€ ими как неодобре≠ние в целом. Ћюбовь дл€ детей настолько важна, что они, чтобы угодить другим, начинают действовать про≠тив собственных интересов и приход€т к представлению о себе, как о предметах, созданных дл€ того, чтобы удов≠летвор€ть потребности других. Ёти представлени€ не развиваютс€, если ребенок всегда чувствует себ€. “руд≠но представить, чтобы така€ ситуаци€ когдаЧлибо на≠блюдалась в практике. ¬спомните традиционное замеча≠ние родителей: Ђя теб€ такого не люблю!ї Ќо только в услови€х полного прин€ти€ ребенок не испытывает по≠буждени€ отторгнуть от себ€ непривлекательные дл€ родителей и воспитателей, но подлинные и, может быть, самые ценные части своей личности.

 . –оджерс приводит пример, когда в семье по€вл€ет≠с€ второй ребенок. ѕервому приходитс€ подавл€ть свои враждебные чувства к малышу, чтобы мама продолжала его любить. ќн пр€чет свою Ђзлую волюї и обнимает малыша так крепко, что тот плачет. –оджерс считает, что лучше найти таким чувствам какое-то более полез≠ное выражение, чем отрицать их или вытесн€ть. ≈сли этого не происходит, то ребенок взрослеет, а проблемы остаютс€. «адерживаетс€ рост. „тобы поддерживать лож≠ные представлени€ о себе, приходитс€ искажать свой опыт. ќшибок становитс€ все больше. –ебенок попада≠ет в порочный круг. «ащит становитс€ все больше.

»ногда защиты не срабатывают, и человек осознает разрыв между своим поведением и своими представле≠ни€ми о себе. ¬ результате Ч паника, хроническа€ тре≠вожность, неврозы, а иногда и психозы.

¬ группах встреч –оджерса создаетс€ атмосфера при≠€ти€, и разрушение защит освобождает энергию, кото≠ра€ используетс€ дл€ личностного роста.

–оль руководител€ (пособника) Ч создать особый психологический климат, климат безопасности, в кото≠ром постепенно развиваетс€ свобода в выражении чувств и разрушаютс€ защиты. ¬заимное доверие вытекает из взаимной свободы выражать истинные чувства, позитив≠ные и негативные.  аждый член группы идет к все боль≠шему воспри€тию своего собственного быти€ Ч эмоци≠онального, интеллектуального и физического как тако≠вого, включа€ и потенциальные возможности. ¬ резуль≠тате личность становитс€ более устойчивой в работе, взаимоотношени€х и т.п.

–азвитие обратной св€зи приводит к тому, что чело≠век начинает понимать, как он выгл€дит в глазах дру≠гих. ѕо€вл€етс€ свобода отношений, и коммуникатив≠ность улучшаетс€. ѕеред личностью возникают новые возможности, мысли и направлени€. Ќововведени€ ста≠нов€тс€, скорее, желанными, чем угрожающими. Ќавы≠ки общени€, полученные в группе, перенос€тс€ на отно≠шени€ с близкими, подчиненными, начальниками.

«аслугой  . –оджерса €вл€етс€ то, что он в детал€х разработал групповой процесс. Ётапы, описанные им, прослеживаютс€ и в других методиках.

1. ќзнакомление. –уководитель за€вл€ет, что эта группа с необычайно большой свободой и что он не тот, кто беретс€ дать пр€мые ответы на имеющиес€ вопро≠сы. ¬озникает период смущени€, вежливых контактов, молчани€. ¬се это ведет к тому, что люди в течение нескольких часов будут задавать себе примерно такие вопросы: кто будет нами руководить? кто нам будет гово≠рить, что делать? кто отвечает за нас? кака€ цель группы?

2. —опротивление. ”частники группы пытаютс€ скрыть свои чувства, иногда имеет место амбивалент≠ное отношение.

3. ќписание прошлых чувств. ѕостепенно люди начинают рассказывать о себе, и начинаетс€ дискусси€. ≈е участники станов€тс€ все более откровенными.

4. ¬ыражение негативных чувств. ѕервые чув≠ства всегда негативные. „аще всего это негативна€ ре≠акци€ на руководител€ за то, что он не хочет брать на себ€ ответственности за ведение группы. ¬ы€сн€етс€, что сказать Ђя теб€ ненавижуї легче, чем сказать Ђя теб€ люблюї.

5. ¬ыражение и исследование личностно зна≠чимого материала. Ётот этап св€зан с предыдущим. “ак как гнев и негативные чувства не вызвали катастро≠фических последствий, люди начинают рассказывать о себе то, что никогда не рассказали бы даже близкому

другу.

6. ¬ыражение непосредственных межличност≠ных чувств. ѕо€вл€етс€ обратна€ св€зь. Ёто могут быть и положительные, и отрицательные чувства, но они со≠здают климат довери€.

7. –азвитие излечивающей способности груп≠пы. ѕостепенно становитс€ очевидным терапевтическое вли€ние группы. ќдин стараетс€ помочь другому.

8. —амовоспри€тие и начало изменений. Ѕоль≠ные начинают себ€ критиковать.

9. –азрушение Ђфасадаї и психоаналитических защит. Ќе всегда это приводит к чувству радости, иногда развиваетс€ подавленность от осознани€ того, что не≠верно жил.

10.  онфронтаци€. ѕо –оджерсу, это вариант об≠ратной св€зи, когда друг о друге дают негативную ин≠формацию.

11. ѕомогающие взаимоотношени€. Ётот этап раз≠виваетс€ при успешном завершении предыдущего. „е≠ловек становитс€ восприимчивым к критике. ќн начи≠нает понимать, что это критика не против него, а за.

12. ¬ыражение позитивных чувств и близости. Ќачинает мен€тьс€ поведение в группе, наступает успо≠коение, иным становитс€ даже тон голоса. »сключают≠с€ самокопание и садизм.

 . –оджерс неоднократно подчеркивал свою позицию невмешательства в работу группы. Ђћне группа напо≠минает организм, имеющий чувство собственного само≠управлени€. ѕодобно тому, как лейкоциты узнают бак≠терии и движутс€ к ним, так и группа узнает нездоро≠вые элементы в процессе своего развити€, фокусирует≠с€ на них, очищаетс€ от них или элиминирует их и дви≠гаетс€ по направлению к тому, чтобы стать здоровой группой. ¬ этом € вижу мудрость организма. я не став≠лю целей дл€ группы. ƒл€ мен€ также не имеет значе≠ни€, как мой стиль поведени€ выгл€дит в глазах другой личности, хот€ и знаю по опыту, что временами € выгл€≠жу подозрительно дл€ врача другого стил€ї.

ќсновной задачей руководител€  . –оджерс считает создание эмоционального климата в группе. Ђя не ду≠маю, что может что-то случитьс€, € думаю, что все бу≠дет хорошо. я думаю, что мое спокойствие и отсутствие желани€ руководить имеет освобождающее вли€ние на других. я слушаю, как могу, каждого индивида, который выражает себ€, не имеет значени€, поверхностно или глубоко. ƒл€ мен€ ценен индивид, который говорит, хот€ бы потому, что говорит и тем самым заслуживает вни≠мани€.

Ѕезусловно, он чего-то стоит, раз что-то выражает. Ётим € придаю значительность личности.

я сосредоточен на члене группы, который говорит. » мен€ интересуют не сами детали его ссоры с женой или его трудности на работе, или его несогласие с тем, что было сказано в группе, а то, какое это значение дл€ него имеет сейчас, и то, какие чувства у него вызывают≠с€. »менно этим значени€м и чувствам € хочу найти ответ. я хочу сделать психологический климат безопас≠ным дл€ индивида. я хочу, чтобы он почувствовал, что, если он рискнет сказать что-либо сугубо личное или абсурдное, будет, по крайней мере, один человек, кото≠рый его уважает достаточно, чтобы выслушать его и прислушатьс€ к такому состо€нию, как достоверное выражение самого себ€. я знаю, что никто не может защитить его от боли нового инсайта или от боли чес≠тной обратной св€зи от других. “ем не менее мне бы хотелось, чтобы индивид чувствовал, что что бы ни случилось с ним и в нем, € буду с ним в момент ра≠дости и боли или в комбинации этих состо€ний в мо≠мент роста... ¬рач должен решать собственные про≠блемы в группе. ≈сли этого не делать, то перестаешь слушать, что происходит в группе, или группа улавли≠вает настроение врача и думает, что она в чем-то ви≠новатаї.

 . –оджерс пытаетс€ предостеречь руководител€ груп≠пы от ошибок.

1. Ќеобходимо настороженно относитьс€ к тем лич≠ност€м, которые, эксплуатиру€ интерес публики к груп≠повой терапии, надеютс€ быстро приобрести попул€р≠ность.

2. –уководитель менее эффективен, когда он толкает группу, манипулирует ею, пыта€сь управл€ть ею в сво≠их невысказанных цел€х.

3. ≈сть руководители, которые оценивают успех или неуспех группы по ее драматичности Ч он считает лю≠дей, которые плачут или раскрываютс€. Ёто ведет к лож≠ной оценке.

4. —ледует придерживатьс€ одной Ч единственной линии в групповом процессе.

5. Ќельз€ быть руководителем, если собственные про≠блемы столь велики, что все врем€ толкают его в центр группы. ≈му надо быть не руководителем, а участником.

6. Ќе рекомендуетс€ быть руководителем тому, кто часто дает интерпретацию мотивов или причин поведе≠ни€ членов группы. ≈сли они неточны, то не помогут. ≈сли точны, то приведут к ухудшению.

7. –уководитель не должен сдерживать свое эмоцио≠нальное состо€ние в группе. ≈му не следует считать себ€ экспертом, который способен анализировать групповой процесс и реакции членов.

–оджерс в детал€х рассматривает социальные отно≠шени€ и в этом плане поднимает проблему одиночества, в которой выдел€ет два аспекта.

ќдиночество как основна€ часть человеческого су≠ществовани€. ¬ы можете никогда не узнать обо мне, а € о вас. ¬ этом плане обособленность есть основа дл€ творческого самовыражени€. ≈сли человек боит≠с€ такого одиночества, то это свидетельствует о его духовной пустоте.

ќдиночество, которое часто не осознаетс€ личностью, и которое про€вл€етс€ тогда, когда она тер€ет что-то из своего Ђфасадаї.

 аждый человек знает, что его будут любить, если он будет вести себ€ определенным образом, а сам он как таковой никому не нужен. ѕоэтому он начинает форми≠ровать скорлупу внешнего поведени€. Ёта скорлупа мо≠жет быть относительно тонкой, и он понимает, что роль, которую он сознательно играет, совсем отлична от его сущности. Ќо она может стать грубой, как брон€, за которую он себ€ принимает, забыва€ свою внутреннюю суть. „еловек боитс€ быть самим собой перед самим собой. ќн уверен, что никто не сможет прин€ть спр€≠танную за броней защит его противоречивую сущность и полюбить его. “ак вот, когда идет атака на эти защиты и разрушаетс€ брон€, развиваетс€ глубокое чувство отчуждени€ от других (другие же эту броню не сн€ли) и делаетс€ дополнительна€ попытка укреплени€ брони. ќб этом одиночестве индивид редко осведомлен.

»так, одиночество существует на многих уровн€х и бывает разной степени. ќстрее всего оно у индивида, который обнаруживает себ€ в состо€нии самого себ€ и уверен в том, что не будет в таком состо€нии прин€т миром.

¬ группе он открывает свое одиночество и излечива≠етс€ от него.

¬ процессе терапии, как считает  . –оджерс, следует говорить не о терапевтическом эффекте, а о росте лич≠ности. ќн предлагает опиратьс€ на стремление индиви≠дуума к росту, здоровью и приспособлению. Ћечение Ч освобождение клиента от защит дл€ нормального роста и развити€. Ётот метод больше акцентов делает на эмо≠циональные аспекты ситуации, нежели на интеллекту≠альные и опираетс€ больше на непосредственную ситуа≠цию, чем на прошлое индивида. –оджерс всю свою жизнь занималс€ клинической практикой, но вместо традици≠онного Ђпациентї он использует слово Ђклиентї.  лиент Ч это тот, кто нуждаетс€ в услуге и полагает, что сможет это сделать сам. ѕациент Ч это тот, кто нуждаетс€ в помощи и обращаетс€ за ней к профессионалам. ¬ пред≠ставлении о клиенте содержитс€ иде€ равенства, отсут≠ствующа€ в представлении о пациенте. ¬ этом отноше≠нии терапи€ –оджерса сродни бихевиоральной. Ќо при поведенческой терапии новые формы поведени€ выби≠раютс€ врачом, а у –оджерса эти формы выбирает кли≠ент. ≈го критиковали, но он к этой критике относилс€ спокойно. ≈го методы как нельз€ больше подход€т де≠мократически настроенным люд€м, дл€ которых равен≠ство €вл€етс€ незыблемой основой существовани€, и гнет врача они перенос€т плохо.

„еловек так или иначе идет к смерти. Ѕолезнь Ч это короткий, пр€мой, энергоемкий и эмоционально непри€тный путь, на котором то и дело падаешь в пропасти обострений, на теб€ сваливаютс€ глыбы огорчений «десь нет ни минуты поко€. ¬с€ жизнь заполнена посещени€≠ми врачей, сдачей анализов и пребыванием в многочис≠ленных стационарах; и все врем€ слышишь дыхание смер≠ти за своей спиной и чувствуешь ее запах, и в конце концов уходишь в небытие. » после теб€ остаетс€ пух≠ла€ многотомна€ истори€ болезни, котора€, возможно, поможет кому-то из врачей защитить кандидатскую дис≠сертацию, но, скорее, будет сожжена через 25 лет, ког≠да истечет срок ее хранени€. ѕуть самоактуализации Ч это длинна€, обходна€, энергоэкономична€ и эмоциональ≠но при€тна€ дорога. «десь и плоды творческих успехов, и цветы радости и любви. Ќа этой дороге гарантировано бессмертие. » хот€ ты рано или поздно лишишьс€ свое≠го тела, дух твой останетс€ в твоих трудах.

¬ этом свете идеи ј. ћаслоу и  . –оджерса заслужи≠вают более пристального изучени€ и внедрени€ в психо≠терапевтическую практику. ќни помогают личности са≠моактуализироватьс€ и тем самым отвести энергию ор≠ганизма от болезненных образований. ќни как бы обес≠точивают страдание, которое гибнет, лиша€сь энергети≠ческой подпитки.

»деи гуманистической психологии послужили мос≠тиком дл€ развити€ экзистенциального направлени€ в психотерапии.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1105 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

2072 - | 1812 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.042 с.