Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ѕез цели зачати€




u ¬ гл. 1 Ђќ цел€х бракаї говорилось, что удовлетворение природного (полового) инстинкта €вл€етс€ одной из целей брака, имеющей бóльшую важность, чем деторождение. »з этого, в свою очередь, можно сделать вывод и о допустимости (негреховности) отдельных случаев супружеской близости в законном (осв€щенном ÷ерковью) браке без цели зачати€.  онечно, брак при этом не должен использоватьс€ исключительно в цел€х получени€ сексуального удовлетворени€, поскольку основной целью брака €вл€тьс€ взаимна€ помощь супругов в спасении, а одной из основных целей также €вл€етс€ и деторождение.

¬ Ђќсновах социальной концепции –ѕ÷ї, прин€тых јрхиерейским —обором –ѕ÷ в 2000 г.ї сказано: Ђќпредел€€ отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода €вл€етс€ одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. ’.4). Ќамеренный отказ от рождени€ детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и €вл€етс€ несомненным грехом.

¬месте с тем супруги несут ответственность перед Ѕогом за полноценное воспитание детей. ќдним из путей реализации ответственного отношени€ к их рождению €вл€етс€ воздержание от половых отношений на определенное врем€. ¬прочем, необходимо пам€товать слова апостола ѕавла, обращенные к христианским супругам: УЌе уклон€йтесь друг от друга, разве по согласию, на врем€, дл€ упражнени€ в посте и молитве, а потом оп€ть будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашимФ (1  ор. 7. 5). ќчевидно, что решени€ в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибега€ к совету духовника. ѕоследнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные услови€ жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обсто€тельства, различа€ тех, кто может УвместитьФ высокие требовани€ воздержани€, от тех, кому это не УданоФ (ћф. 19. 11), и забот€сь прежде всего о сохранении и укреплении семьиї (гл. ’II. ѕроблемы биоэтики. –аздел ’II.3. ÷ит. по 7: 352).

¬от как отвечает на вопрос: Ђ—читаютс€ ли плотские отношени€ греховными, если муж и жена пришли в тот возраст, когда деторождение становитс€ абсолютно невозможным?ї протоиерей ћаксим  озлов: ЂЌет, ÷ерковь не считает те супружеские отношени€, когда уже невозможно деторождение, греховными. Ќо призывает человека, достигшего жизненной зрелости и либо сохранившему, может быть, даже без собственного желани€ целомудрие, либо, напротив, имевшего отрицательные, греховные опыты в своей жизни и желающего на закате лет вступить в брак, лучше этого не делать, ведь тогда ему будет куда проще справл€тьс€ с побуждени€ми собственной плоти, не стрем€сь к тому, что уже не пристало просто в силу возрастаї[55].

ћитрополит јнтоний —урожский также считает, что в определенных случа€х допустимо прибегать к контрацепции. ќднако, область ее применени€ здесь суживаетс€ и определ€етс€ обсто€тельствами, при которых Ђкаждый ребенок, который будет рожден от этой четы, погибнет Ч от голода, от мора, от той или другой болезни, котора€ охватила родителейї (136: 508). ѕри такой ситуации Ђзаконно прибегнуть к контрацепции, то есть не дать ребенку родитс€ в такие обсто€тельства, где он встретит только страдание, изуродование жизни, смерть, в жизни которого ничего не будет светлогої (136: 508).

u  андидат философских наук ћ. ¬. Ѕахтин о супружеских отношени€х говорит: ЂЕ как в ¬етхом, так и в Ќовом «аветах мы находим множество мест, говор€щих о половых отношени€х, но в большинстве случаев о дет€х там не говоритс€ ни слова. ј в Ђ ниге ѕритчей —оломонаї напр€мую поютс€ дифирамбы физической, чувственной любвиЕ

«наменита€ же Ђ нига ѕесни ѕесней —оломонаї целиком посв€щена культу любовного пира (ѕесн.: 1: 1; 4: 1-7, 10; 7: 2, 3, 8-11; 8: 1)Е

Ётот чудесный гимн любви пр€мо свидетельствует о том, что физическа€ любовь в Ѕиблии рассматриваетс€ далеко не только как средство деторождени€, а, прежде всего, как прекрасное и необходимое про€вление своих чувств к любимому человеку. »наче говор€, христианство предписывает вступать в брак, чтобы здесь, и только здесь реализовывать свою половую энергию, поскольку чистой и честной полова€ любовь может быть только в одном случае Ч если она св€зывает двух супругов.

¬ седьмой главе знаменитого ѕервого ѕослани€  оринф€нам апостол ѕавел предлагает свое (и христианское) видение проблем брака и интимных отношений. Ќе секрет, что главным мотивом супружеской измены чаще всего €вл€етс€ сексуальна€ неудовлетворенность в браке или обида на супруга или супругу.  ак профилактику этого св€той апостол ѕавел дает р€д конкретных советов, помогающих люд€м преодолеть преп€тстви€, сто€щие на пути семейного счасть€. ћуж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена Ч мужу (1  ор. 7: 3).

¬ этом императиве €сно прогл€дываютс€ три мысли:

Ц ѕолова€ близость есть долг, об€занность по отношению к супругу или супруге. —в€щенное ѕисание велит удовлетвор€ть физическую потребность второй половины.

Ц ќднако исполнение этого долга призвано основыватьс€ на благорасположении к жене или мужу, то есть чувствах любви, нежности, преданности, восхищени€ и т. д.

Ц ƒолг этот обоюдный, равный и основываетс€ на понимании брака как онтологического единства супругов, где кажда€ половина перестает принадлежать только себе самой: ∆ена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена (1  ор. 7: 4).

«десь мы снова чувствуем специфику христианского понимани€ брака: супруги тер€ют онтологический статус независимой личности и все его атрибуты: свободу, собственность и т. д. „еловек утрачивает право даже распор€жатьс€ своим телом. “ело предназначено дл€ наслаждени€ супруга (супруги). —ледовательно, муж или жена должны удовлетвор€ть потребность друг друга по первой же просьбеЕ „итаем дальше: Ќе уклон€йтесь друг от друга, разве по согласию, на врем€, дл€ упражнени€ в посте и молитве, а потом оп€ть будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1  ор. 7: 5).

¬ первой строке этого стиха звучит принципиально важный совет: физическое воздержание об€зательно должно основыватьс€ на обоюдном согласии (симфонии) супругов. ѕосле непродолжительного перерыва интимна€ близость должна быть возобновлена. јпостол ѕавел, а через него √осподь предупреждают, что дь€вольское искушение невоздержанием €вл€етс€ очень сильным, поскольку основной инстинкт заложен —амим Ѕогом, и, следовательно, отсутствие канала выхода страсти может сыграть злую шутку с человеком. ≈сли отказ от близости не обоюдный и нарушает желание одного из супругов, то это чревато ростом обиды, злобы. «десь сатана тут как тут Ч подкарауливает и подбрасывает мысль об отмщении, об измене на УзлоФї (43: 59-62).

—оглаша€сь с ћ. ¬. Ѕахтиным по вопросу о негреховности собственно физической, чувственной любви супругов, наход€щихс€ в законном браке, осв€щенном ÷ерковью (то есть супружеских отношений самих по себе), мы, тем не менее, хотим подчеркнуть, что все же следует различать в супружеских отношени€х некую необходимую и достаточную сексуальность, сексуальную неуемность (невоздержанность), сексуальную распущенность (разнузданность) и сексуальную развращенность.  роме того, предназначением тела не €вл€етс€ только наслаждение супруга (супруги). “ак например, при всеобщем воскресении в бессмертных телах, люди вообще уже не будут иметь потребность в чувственных супружеских отношени€х (ЂЕкогда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни женитьс€, ни замуж выходить, но будут как јнгелы на небесахї (ћк. 12: 25). “акже отметим, что именно тело, соединенное с духовным существом[56], и образует (создает) собственно человека.

ѕриведем некоторые цитаты о значении (роли) тела и отношении к нему.

ЂЌе знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас —в€того ƒуха.  оторого имеете вы от Ѕога, и вы не свои? »бо вы куплены дорогою ценою. ѕосему прославл€йте Ѕога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Ѕожииї (1  ор. 6: 19, 20).

ѕо мнению Ќ. ≈. ѕестова: Ђќткормленное и избалованное тело Ч это уже враг, а не друг человека. ≈го требовани€ заглушают и подавл€ют духовные стремлени€ и способностиї (45: 139).

—в€той »оанн  ронштадтский пишет: ЂЁта сама€ плоть, которую мы столько лелеем, покоим, услаждаем, украшаем, есть враг души нашей, весьма коварный, опасный: она непрестанно противитс€ любви Ѕожией, заповед€м Ѕожиим и порываетс€ исполнить свою волю и исполн€ет ее почти всегда, разве когда сильное преп€тствие противопоставл€ет √осподь Ѕог в благом и премудром ѕромысле своем о нашем спасении.

ѕри покое, просторе, услаждении плоти Ч плоть оживает со всеми своими страст€ми и наклонност€ми, а при тесноте, озлоблении, томлении Ч умерщвл€етс€ со всеми своими страст€ми.

ѕосему не питай пристрастно плоть свою, не ласкай ее, не угождай и не усиливай ее тем против духа. »наче она все порывы духа ниспровергает, не даст встать ему и войти в силу.

Ќевольником будет дух у плоти. Ёту плоть должно всегда распинать со страст€ми и похотью, а не леле€ть; ее надо умерщвл€ть постом, бдением, молитвою, трудамиї (цит. по 45: 139, 140);

Ђ огда √осподь называет тело свое ÷ерковью или наши тела храмом Ѕожиим, тогда ќн внушает нам и высокое уважение к телу как скинии временной, в которой живет бессмертный дух наш, равно как и то. „то мы должны вс€чески беречь его от осквернени€ и растлени€ и соблюдать его в чистоте и св€тостиї (46: 154, 155).

—в€той »саак —ирин говорит: Ђвечна€ судьба человека не может определитс€ раньше воскресени€ тела, потому что телу наравне с душой надлежит выбрать и определить вечную участь человекаї (цит. по 47: 105).

 

u Ќе став€ под сомнениенедопустимость использовани€ брака дл€ Ђнеистовых страстейї или сексуальной разнузданности, с другой стороны необходимо отметить, что не следует считать блудом (скрытым блудом), то есть грехом, любую физическую близость наход€щихс€ в законном браке супругов, если ее непосредственной целью не €вл€етс€ зачатие ребенка. ¬едь иначе, если, например, молода€ замужн€€ женщина, не способна€ родить ребенка (из-за травмы, болезни или перенесенной операции) имеет с молодым мужем физическую близость, то получаетс€, что они, в этом случае, занимаютс€ блудом, наход€сь в законном, освещенном ÷ерковью, браке. Ќо это не согласуетс€ со словами св€того апостола ѕавла: Ќо, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и кажда€ имей своего мужаЕ Ќе уклон€йтесь друг от другаЕ чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим Е лучше вступить в брак, нежели разжигатьс€ (1  ор. 7: 2, 5, 9). ¬ этих словах €сно говоритс€ именно об удовлетворении полового инстинкта в законном супружестве дл€ того, чтобы избежать Ђразжигани€ї страстей, толкающих на незаконное сожительство (физическую близость), которое уже €вно €вл€етс€ большим грехом и находитс€ под строгим запретом (запрещено законом): Ќе прелюбодействуйЕ Ќе желай жены ближнего твоего (¬тор. 5: 18, 21); ј € говорю вам, что вс€кий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (ћф. 5: 28). ¬ дополнение к этому приведем еще раз слова свт. »оанна «латоуста: ЂЅрак дан дл€ деторождени€, а еще более дл€ погашени€ естественнаго пламени. —видетель этому ѕавел, который говорит: Ќо, во избежание блуда, каждый имей свою жену(1  ор. 7: 2). Ќе сказал: дл€ деторождени€. » затем собиратьс€ вкупе (ст. 5) повелевает он не дл€ того, чтобы сделатьс€ родител€ми многих детей, а дл€ чего? ƒа не искушает, говорит, вас сатана. » продолжа€ речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? јще ли не удержатс€, да пос€гают (ст. 9)ї (48, часть 2,І19).

u „то же касаетс€ приведенного в —в€щенном ѕисании текста о наказании смертью ќнана за Ђразбрасывание им семениї (Ѕыт. 38: 8-10)[57], то в данном тексте не говоритс€ о греховности собственно супружеской близости без непосредственной при этом цели зачати€ ребенка. «десь, как уже указывалось ранее, повествуетс€ о нарушении, так называемого закона о принудительном браке (18: 397). ¬ соответствии с ним, в случае смерти одного из женатых братьев, другой Ч должен был женитьс€ на вдове умершего (см. сноску 33).

“акже заметим, что в одном из ѕравил Ўестого ¬селенского —обора, “рулльского (иначе ѕ€то Ц Ўестого —обора), на которое иногда ссылаютс€ некоторые противники использовани€ в браке противозачаточных средств, сказано: Ђ∆ен, дающих врачевства, производ€щи€ недоношение плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умерщвл€ющи€, подвергаем епитимии человекоубийцыї (ѕравило 91) (148). ќднако, как очевидно, речь здесь идет не о запрете предохранени€ от зачати€, а о запрете уничтожени€ эмбриона. »наче говор€, о запрете абортов.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 440 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

552 - | 404 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.