Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


» удовлетворени€




 

u ≈стественное зачатие, а также любовные услаждени€ (чувства сексуального влечени€ и удовлетворени€, основанные на взаимной любви супругов) сами по себе, то есть по своей сущности, не €вл€ютс€ чем-то порочным, постыдным или греховным и в законном, осв€щенном ÷ерковью, браке вполне допустимы. ќснованием дл€ такого вывода €вл€етс€ следующее:

● размножение благословлено Ѕогом (Ѕыт. 1: 28; 9: 1, 7), причем дважды Ѕог благословил людей размножатьс€ уже после грехопадени€ прародителей в раю (Ѕыт. 9: 1, 7). ¬ св€зи с этим, как очевидно, выполнение заповеди Ѕожией не может €вл€тьс€ личным грехом, то есть нарушением заповеди. „то же касаетс€ определенной нечистоты и греховности, св€занной с зачатием и рождением (Ћев. 12: 2, 4-8; 15: 18), то они €вл€ютс€ следстви€ми не каких-либо личных грехов родителей, выполн€ющих заповедь Ѕожию, а следстви€ми первородного греха (см. ѕриложение 1, раздел 1.1.1. г);

● в Ѕиблии ничего не говоритс€ о нечистоте или греховности собственно данных чувств в законном браке. Cв€щенник ¬. Ўмалий пишет: Ђ—тремление к получению сексуального удовлетворени€ в церковном браке не рассматриваетс€ ÷ерковью как порочное, ибо будь оно таковым, это было бы отражено в канонах. Ќравственна€ ценность полового акта в контексте осв€щенного ÷ерковью брака не может рассматриватьс€ как единственно направленна€ к продолжению рода... —ексуальное удовлетворение в браке Ч законно как элемент разумного, открытого, честного, нравственного построени€ брачных отношений и совершенствовани€ любви. Ќо законно оно не само по себе, а лишь тогда, когда оно €вл€етс€ не целью, а средством к упрочению и развитию любвиї (11: 288);

● в наставлени€х и советах апостола ѕавла и свт. »оанна «латоуста, приведенных в разделе 2.2.1, по сути дела, говоритс€ о супружеском удовлетворении природного (полового) инстинкта (дл€ избежани€ Ђразжигани€ї страстей, толкающих на незаконное сожительство, €вл€ющеес€ большим грехом), а, следовательно, и о негреховности чувства сексуального удовлетворени€ в законном браке. јпостол ѕавел, в частности, пишет: ЂЅрак у всех да будет честен и ложе непорочноЕї (≈вр. 13: 4). ¬ ¬еликом  аноне св€того јндре€  ритского также говоритс€ о негреховности брака и супружеского ложа (ѕеснь 9. „итаетс€ во вторник первой седмицы ¬еликого ѕоста). ќдно из постановлений √ангрского поместного собора запрещает порицать благочестивую жену, имеющую со своим мужем физическую близость (ѕравило 1)ї (34: 295);

● целомудрие брака и супружеских отношений. —вт. »оанн «латоуст говорит: Ђƒл€ того ты (жена) и имеешь мужа, дл€ того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудриеї[41]. —в€той јмвросий ћедиоланский пишет: Ђ—уществуют три формы добродетели целомудри€: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности. ћы не восхвал€ем одни из них, исключа€ другие. ¬ этом Ч богатство церковной дисциплиныї (цит. по 135: 536 со ссылкой на: Ђјмвросий ћедиоланский. ќ вдовахї). ѕо словам ћитрополита —урожского јнтони€: Ђ÷еломудрие именно заключаетс€ в том, чтобы относитс€ к своему телу, и к своей душевности как к св€тыне, котора€ пронизана Ѕожественным присутствием. » когда человек вступает в телесное общение в браке, это не осквернение, это момент, когда один человек другому Ч который его любит, его уважает, который к нему относитс€ с благоговением, Ч отдает свою чистоту, чтобы своей чистотой поделитьс€ с тем, кто в чистоте сердца, в духовном целомудрии его воспринимает. » тогда брак делаетс€ действительно таинством, то есть тайной, в которой уже совершаетс€ единство двух в чистоте и в св€тости брака. ¬от, мне кажетс€, где целомудрие и в чем его корень и значение.

¬оздержание Ч другое дело. „еловек может воздерживатьс€ от всего плотского и гореть всеми страст€ми, которые оскверн€ют его ум и его сердце. целомудрие Ч в другом: целомудрие не в воздержании, не в отрицании плоти, а в том, чтобы в своей плоти увидеть св€тость и поделитьс€ этой св€тыней с другим человекомї (136: 510);

● положительное отношение –усской ѕравославной ÷еркви к браку, в целом, и супружеской близости, в частности: Ђ÷ерковь отнюдь не призывает гнушатьс€ телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношени€ мужчины и женщины благословлены Ѕогом в браке, где они станов€тс€ источником продолжени€ человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, Уединомыслие душ и телесФ супругов, о котором ÷ерковь молитс€ в чине брачного венчани€Еї (ќсновы социальной концепции –усской ѕравославной ÷ерквиї, прин€тые јрхиерейским —обором –ѕ÷ в 2000 г. √л. ’. ¬опросы личной, семейной и общественной де€тельности. –аздел ’.6. ƒобродетель целомудри€) (цит. по 7: 339);

●в некоторых стихах  ниги ѕритчей —оломоновых пр€мо говоритс€ о супружеских (сексуальных) услаждени€х (удовольстви€х) без упоминани€ об их греховности: ЂЕ утешайс€ женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упо€вают теб€ во вс€кое врем€, любовью ее услаждайс€ посто€нно. » дл€ чего тебе, сын мой, увлекатьс€ постороннею и обнимать груди чужой?ї (ѕрит. 5: 18-20). ѕри толковании этих слов профессор ј. ѕ. Ћопухин полагает, что здесь ЂЕ ѕремудрый выражает желание, чтобы нежные отношени€ между мужем и женою, установившиес€ на первых порах их совместной жизни, не ослабевали с течением времени, чтобы взаимна€ прив€занность супругов длилась всю жизнь, и дл€ супруга не было надобности искать супружеских удовольствий на сторонеї (16. —м. комментарий к ѕрит. 5: 19-20).

ƒругим примером поэтического воспевани€ любви €вл€етс€  нига ѕесни ѕесней —оломона, в которой приводитс€ весьма обсто€тельное и поэтичное описание любовных чувств, ожиданий, мечтаний и услаждений, например: Ђƒа лобзает он мен€ лобзанием уст своих! »бо ласки твои лучше вина (ѕесн. 1: 1); Ђ¬с€ ты прекрасна, возлюбленна€ мо€, и п€тна нет на тебе! (ѕесн. 4: 7); Ђѕленила ты сердце мое, сестра мо€, невеста! ѕленила ты сердце мое одним взгл€дом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей. ќ, как любезны ласки твои, сестра мо€, невеста! ќ, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов! (ѕесн. 4: 10); Ђќ, как прекрасны ноги твои в сандали€х, дщерь именита€! ќкругление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника; живот твой - кругла€ чаша, в которой не истощаетс€ ароматное вино; чрево твое - ворох пшеницы, обставленный лили€ми; два сосца твои - как два козленка, двойни серны; ше€ тво€ - как столп из слоновой кости; глаза твои - озерки ≈севонские, что у ворот Ѕатраббима; нос твой - башн€ Ћиванска€, обращенна€ к ƒамаску; голова тво€ на тебе, как  армил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен твоими кудр€ми.  ак ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленна€, твоею миловидностью! Ётот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти. ѕодумал €: влез бы € на пальму, ухватилс€ бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей твоих, как от €блоков; уста твои - как отличное вино. ќно течет пр€мо к другу моему, услаждает уста утомленных. я принадлежу другу моему, и ко мне обращено желание егої (ѕесн. 7: 2-11).

Ќесмотр€ на указанный профессором ј. ѕ. Ћопухиным аллегорический смысл стихов этой  ниги (16. —м. комментарии ј. ѕ. Ћопухина, например, к ѕесн. 1: 1), само их приведение в канонической части —в€щенного ѕисани€ в виде гимна любви (то есть в положительном, а не в отрицательном смысле) говорит именно об отсутствие греховности в собственно любовных услаждени€х (не следует путать с сексуальной распущенностью!);

● продолжение жизни рода, так же, как и продолжение жизни индивидуума, €вл€ютс€ одними из основных свойств, заложенных в человеке на уровне инстинктов (инстинкта продолжени€ рода и инстинкта самосохранени€). Ђќба эти инстинкты вложены “ворцом в телесную природу вс€кого живого существа, с вполне пон€тной и разумной целью Ч дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследної Ч говорит протоиерей —ерафим —лободской (37: 98). ѕоэтому вполне естественны и не греховны по своей сути и действи€, направленные на указанное продолжение жизни (соответственно половой акт и, например, питание), а также сопровождающие их чувства удовольстви€, в частности, чувство сексуального влечени€ и удовлетворени€;

● Ђесли бы брак предполагал сам по себе нечто греховное, то в таком случае слова апостола ѕавла, который уподобил единство ’риста и ÷еркви брачному союзу, звучали бы кощунственно.  роме того среди св€тых, канонизированных ÷ерковью, немало людей, состо€вших в браке, и это не помешало им достичь св€тости. »стинное отношение ÷еркви к браку выразилось в том, что ÷ерковь возвела брак на степень церковного таинства, поставив брак в один р€д с такими таинствами, как  рещение, ћиропомазание, —в€щенство и другими.

¬ —в€щенном ѕисании отношени€ Ѕога с »зраилем обычно выражаютс€ через образ отношени€ между мужем и женою, женихом и невестой, например, Уѕеснь ѕеснейФ. » дл€ аскетической литературы, например, дл€ таких авторов, как псевдо ƒионисий јреопагит, прп. »оанн Ћествичник, прп. Ќил —инайский характерно говорить о любви человека к Ѕогу через образы, заимствованные из отношений между полами. ѕричем образы не какой-то платонической любви, а самой что ни есть реальной, плотской.

” прп. »оанна Ћествичника в 5-й ступени Ћествицы содержитс€ мысль, котора€ вообще может показатьс€ кощунственой. —в€той отец говорит, что плотска€ любовь, причем да не в браке, а незаконна€, грешна€ может в некоторых случа€х €витьс€ ступенью, привод€щей человека к любви к Ѕогу: Уя видел нечистые души, бросавшиес€ в плотскую любовь »менно опыт этой любви приводил их к внутреннему перевороту, когда их эрос сосредотачивалс€ на √осподе, преодолев страсть, они стремились любить Ѕога со всей силой ненасыщаемого желани€. ¬от почему ’ристос, говор€ о целомудренной блуднице, сказал не о ее страсти, а о том, что она много любила и смогла преодолеть любовь любовьюФ[42]. ѕример ћарии ≈гипетской подтверждает истинность этих слов прп. »оаннаї (49. –аздел 3.2.2. ƒвуединство человеческой природы. Ѕрак. Ѕогоустановленный способ размножени€ людей).

u ќтметим, что  атолическа€ ÷ерковь также положительно рассматривает естественное зачатие, сопровождаемое семенем и чувствами сексуального влечени€ и удовлетворени€, и считает супружескую близость целомудренной (негреховной):

● Ђ—ексуальность вли€ет на все аспекты человеческой личности, в единстве ее души и тела. ¬ особенности она касаетс€ эмоциональности, способности любви и продолжени€ жизни и, более общем плане, способности устанавливать общение с другимиї (135: 532);

● Ђ—ексуальность предназначена дл€ супружеской любви мужчины и женщины. ¬ браке телесна€ интимность супругов становитс€ знаком и залогом духовного общени€. ћежду крещенными брачные узы осв€щены таинствомї (135: 538);

● Ђ—ексуальность, посредством которой мужчина и женщина отдают себ€ друг другу особыми, исключительно супругам присущими актами, не €вл€етс€ чем-то чисто биологическим, по затрагивает саму сущность человеческой личности как таковой. —ексуальность осуществл€етс€ поистине по-человечески только тогда, когда она становитс€ неотъемлемой частью любви, в силу которой женщина и мужчина вступают друг с другом в неразрывный союз до самой смертиї (135: 539 со ссылкой на: ЂFC 11ї);

● Ђƒействи€, которыми супруги интимно и целомудренно соедин€ютс€, честны и достойны и, совершаемые подлинно по-человечески, означают и поддерживают взаимную отдачу друг другу, через которую в радости и благодарении супруги обогащают друг другаї (135: 539 со ссылкой на: ЂGS 49ї);

● Ђ—ексуальность Ч источник радости и наслаждени€ї (135: 539).

¬ другой монотеистической религии Ч »удаизме тоже говоритс€, что Ђсексуальные отношени€ между супругами сами по себе не могут быть греховныЕї (цит. по 136: 502 со ссылкой на: Ђ¬авилонский “алмут.  етубот, 616 Ц 626ї).

u ¬месте с этим, в Ѕиблии имеютс€ строгие запреты как на блуд, так и на и прелюбоде€ние (физическое и мысленное)[43]: Ќе прелюбодействуйЕ Ќе желай жены ближнего твоего (¬тор. 5: 18, 21); ј € говорю вам, что вс€кий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (ћф. 5: 28).  то же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладитс€... (ѕрит. 6: 32, 33); “ело же не дл€ блуда, но дл€ √оспода, и √осподь дл€ телаЕ »ли не знаете, что совокупл€ющийс€ с блудницею становитс€ одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть... Ѕегайте блуда; вс€кий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Ќе знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас —в€таго ƒуха,  оторого имеете вы от Ѕога, и вы не свои? (1  ор. 6: 16, 18, 19).

¬ —в€щенном ѕисании говоритс€ и о наказании за т€жкие грехи Ч блуд и прелюбоде€ние, например: » детей ее не помилую, потому что они дети блуда. »бо блудодействовала мать их и осрамила себ€ зачавша€ их; ибо говорила: Ђ п ойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напиткиї (ќс. 2:4,5); ƒети прелюбодеев будут несовершенны и сем€ беззаконного ложа исчезнет (ѕрем. 3: 16); ј плодородное множество нечестивых не принесет пользы, и прелюбодейные отрасли не дадут корней в глубину и не достигнут незыблемого основани€; и хот€ на врем€ позеленеют в ветв€х, но, не име€ твердости, поколеблютс€ от ветра и порывом ветра искорен€тьс€; некрепкие ветви перелом€тс€, и плод их будет бесполезен, незрел дл€ пищи и ни к чему не годен; ибо дети, рождаемые от беззаконных сожитий, суть свидетели разврата против родителей при допросе их (ѕрем. 4: 3-6); ƒети ее (жены, котора€ произвела детей от чужого мужа Ч ѕ. ƒ.) не укорен€тс€, и ветви ее не дадут плода (—ир. 23: 34); »ли не знаете, что неправедные ÷арства Ѕожи€ не наследуют? Ќе обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пь€ницы, ни злоречивые, ни хищники Ч ÷арства Ѕожи€ не наследуют (1  ор. 6: 9)[44].

ѕо законам ¬етхого «авета за грех прелюбоде€ни€ полагалась смертна€ казнь: ≈сли кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, Ц да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка (Ћев. 20: 10).

¬ »сламе к прелюбодейству также строгое отношение: » прелюбодейку и прелюбоде€ - каждого из них секите сотней плетей. ѕусть не охватывает вас жалость к ним во им€ веры јллаха, если вы веруете в јллаха и в —удный день. ј при наказании их пусть свидетел€ми будут некоторое число верующих. ѕрелюбодей может женитьс€ только на прелюбодейке или же многобожнице. Ќа прелюбодейке может женитьс€ только прелюбодей или многобожник. ј верующим это запрещено ( оран 24: 2, 3. ѕеревод ќсманова).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 478 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

359 - | 252 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.