Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


  естественному способу зачати€




Ђ¬ браке в одно и то же врем€ распростран€етс€ и природа, и порча природы; первое есть добро, а второе есть зло; основою первого служит вол€ высочайшего Ѕога, причиною второго служит зла€ вол€ первого человека; первое указывает на Ѕога, как на ”строител€ твари, а второе указывает на Ќего, как на —удию и  арател€ за непослушаниеї (блаженный јвгустин) (цит. по 30: 60).

 

u »ерейќлег ƒавыденков говорит: Ђ— чем св€зано такое негативное отношение к браку (считающее, что брачный союз несет на себе некоторую печать греха Ч ѕ. ƒ.)...? ≈ще еретики Ц энкратиты, которые вообще отрицали брак, отождествл€ли физические отношени€ между полами с первородным грехом. ѕсихологически это пон€тно, ведь зачатие есть канал, приобщающий приход€щего в мир человека к потоку греховной жизни. ≈сли посмотреть  урс лекций по ƒогматическому богословию (—в€то Ц “роицка€ —ергиева Ћавра, 1994) и отметить те места, где говоритс€ о браке и о способе размножени€ людей, то нетрудно увидеть, как настойчиво проводитс€ мысль о том, что все это несомненно греховно. ƒаже более того, может создатьс€ впечатление (при чтении этой книги оно действительно создаетс€), что вообще сама преемственность первородного греха в человеческом роде обусловлена не поврежденностью нашей природы вследствие грехопадени€, а неправильным способом размножени€. ≈сли бы люди измыслили какой-то другой способ, бесстрастный, типа почковани€, то трансл€ци€ греха в человеческом роде, естественно, прекратилась бы.

ѕосле грехопадени€ способ быти€ человеческой природы изменилс€. ¬се изменилось: и психологи€, и физиологи€, даже биологи€ человека изменилась. ≈стественно, можно говорить и об изменении способа размножени€, но лишь в той степени, в какой изменилс€ способ существовани€ человека вообще. Ќеправильна та мысль, что в качестве наказани€ Ѕог измышл€ет какой-то особый УскотскойФ способ размножени€ и нав€зывает его человеку вместо того, который был раньше. Ёто означало бы, что измен€етс€ сама человеческа€ природа, как такова€, и человек перестает быть человеком в подлинном смысле словаЕ Ќесмотр€ на мнение многих авторитетных отцов ÷еркви, что безгрешного брака не бывает, мнение это никогда так и не стало официальным учением ÷еркви. ”же √ангрский собор (IV в) своими правилами (1, 4 и 13) предписывает извергать из сана тех клириков и отлучать от ÷еркви мир€н, которые гнушаютс€ браком, т. е. тех, кто отказываетс€ от брачной жизни не ради подвига, но потому, что считает брак чем-то недостойным христианинаї (49. –аздел 3.2.2. ƒвуединство человеческой природы. Ѕрак. Ѕогоустановленный способ размножени€ людей).

u ѕротоиерей √леб  аледа пишет: Ђ»ногда приходитс€ встречатьс€ с мнением, что вс€кие отношени€ полов - это либо грех, либо извинительна€ и допустима€ слабость. ќчень многое в этом вопросе наве€но платонизмом и монашеской аскетической литературой. ¬ истории ÷еркви случались ереси, отрицающие брак. ќтголоски этих воззрений иногда встречаютс€ и в современной богословско-нравственной литературе. —в€тоотеческа€ литература посв€щена в основном монашескому пути спасени€ и, естественно, почти не касаетс€ духовного художества и невидимой брани в миру, в семье, в бракеЕ

’ристос осв€тил тело —воим вочеловечением, а брак - —воим личным присутствием. ѕервое чудо, которое ќн совершил (и это весьма примечательно), было чудо на браке в  ане √алилейской. ќсуждающие брак создали легенду, что новобрачные  аны √алилейской остались девственниками, но эта легенда отнюдь не основана на —в€щенном ѕисании. «апрещающих вступать в брак апостол ѕавел пр€мо называет лжесловесниками, сожженными в совести своей (см. 1 “им 4:3-2).

≈ретическое отрицание брака осуждаетс€ и Ујпостольскими правиламиФ. ¬ 51-м правиле говоритс€: Ујще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из св€щенного чина удал€етс€ от бракаЕ не ради подвига воздержани€, но по причине гнушени€, забыв, что вс€ добра зело и что Ѕог, созида€ человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хул€ клевещет на создание: или да исправитс€, или да будет извержен из св€щенного чина и отвержен от церкви. “акожде и мир€нинФ, а 5-е правило гласит: У≈пископ или пресвитер, или диакон да не изгонит жены свое€ под видом благоговени€. јще изгонит, да будет отлучен от общени€ церковного: а остава€сь непреклонным, да будет извергнут от св€щенного чинаФЕ

ћы, христиане, говор€ словами отцов поместного √ангрского собора, Уи девство, со смирением соединенное, чтим <...> и смиренное отшельничество от мирских дел одобр€ем и брачное честное сожительство почитаемФ (правило 21)Е

—в€тость брака, определ€ема€ апостольскими послани€ми, охватывает и интимные отношени€ мужа и жены как дополн€ющих друг друга, люб€щих друг друга личностей: У» будут двое в плоть единуФ. Ётот сокровеннейший момент жизни супругов может быть св€т, если он €вл€етс€ итогом и символом их полной духовной и душевной близости и телесного соответстви€. Ёто особый этап взаимоотношений. »ногда можно наблюдать, как глаза молодоженов свет€тс€ новой гранью любви и радости. «а это можно благодарить Ѕога, помн€, что Увс€ добро зело и что Ѕог, созида€ человека, мужа и жену сотворил ихФ (51-е правило свв. јпостолов)Е

Ћишь умеренность и воздержанность, духовна€ и душевна€ близость супругов, всеобъемлющесть их любви делает св€тыми и радостными моменты телесного сли€ни€. ќно становитс€ выражением и глубочайшим символом их взаимной любви и полной близости. УЌе уклон€йтесь друг от друга, - пишет апостол ѕавел (1  ор 7:5), - разве по согласию, на врем€, дл€ упражнени€ в посте и молитве, а потом оп€ть будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашимФї (130: 180, 181, 182, 183, 185).

U »звестное негативное отношение к естественному способу зачати€ (называемому унизительным зачатием, зачатием во грехе и т. п.[67]), особенно к чувству, сопровождающему акт зачати€, обусловлено, очевидно, тем, что именно мужское сем€ и указанное чувство, называемое чувственной похотью, ошибочно принимались за источник (основание, причину) наследственной греховности, за корень греха и сам грех.

ƒействительно, например, по мнению блаженного јвгустина:Ђ„увственна€ похоть есть грех в собственном смысле этого слова, есть наказание за грех и причина этого грехаЕ„увственна€ похоть есть рана и след от греха, есть то, что влечет нас ко греху и что возжигает в нас грех, есть другой закон в членах наших, который противоборствует закону ума нашего, есть неповиновение нам самимї (цит. по 30: 53, 60, 61) (см. также 30: 49, 52, приведенные в разделе 2.2.3). јналогичного мнени€ придерживаетс€ и р€д авторов, в частности, свт. √ригорий Ќисский, свт. »гнатий (Ѕр€нчанинов) (см. раздел 2.2.3). »з современных авторов об этом говор€т: иерей ¬адим  оржевский: Ђ«ачатие и рождение станов€тс€ греховными и сообщают греховность только в том случае, когда соедин€ютс€ с похотью, ибо от нее исходит грех (1 »н. 2:16) Е“аким образом основанием греховности и страстности €вл€етс€ похотна€ сласть, сласть супружеского соити€ї (51: 341); профессор ј. ». ќсипов: Ђќдин только был изъ€т из этой заразы, из этого порока греха, только один Ч “от, который родилс€ без семени. ѕо этому поводу очень хорошо пишет св€титель √ригорий ѕалама (XV век), он говорит о ’ристе: УЕкоторый был единственным не зачатым в беззаконии, не во грехах чревоносим. ѕотому что плотское вожделение как-то от начала привносит осуждение, будучи тлением, и €вл€етс€ страстным движением человека, несознающего чести, которое наше естество прин€ло от Ѕога, но потом уподобилось животнымФ (Ѕеседы. ћосква. 1993. Ѕеседа 16. “. I, с. 155). » действительно, ведь нормальные же люди стесн€ютс€ этих вещей, все понимают, что что-то это не то, что соответствовало бы высокой природе человека, что это некое, если хотите, ниспадение с того уровн€, к которому призван человек Е » вот он (√ригорий ѕалама) пишет об этом очень хорошо, что ’ристос был единственным не зачатым в беззакони€х, не во грехах чревоносим Ч то есть полностью изъ€т из этого потока Устрастных движений человекаФ Е ’ристос был максимально изъ€т из этой (греховной Ч ѕ. ƒ.) атмосферы. ѕочему максимально изъ€т? Ч ѕотому что бессеменное рождение это очень важно, потому что основна€ сила, вот этой печати наследственной греховности, св€зана вот с этим вопросомї (52).

u ќднако, с по€влением возможности искусственного зарождени€, то есть беспохотливого семенного оплодотворени€ (искусственного изъ€ти€ терапевтическим или хирургическим путем мужской половой клетки Ч сперматозоида, искусственного или естественного соединени€ его с женской половой клеткой Ч €йцеклеткой с последующим искусственным или естественным выращиванием человеческого зародыша) и беспохотливого бессеменного зарождени€ Ч клонировани€ (см. приложение 3) такое мнение необходимо пересмотреть. Ёто обусловлено тем, что, в противном случае будет необходимо признать отсутствие последствий первородного греха у клонов, как рожденных вне семени и похоти. ј это, в свою очередь, противоречит словам св€того апостола ѕавла о всеобщности распространени€ последствий первородного греха: ѕосему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков... преступлением одного всем человекам осуждение (–им. 5: 12, 18).

¬ообще, мужское сем€ и сопровождающее его чувство, называемое Ђчувственной похотьюї, не €вл€ютс€ необходимыми элементами дл€ объ€снени€ передачи указанных последствий. “ак, при клонировании, то есть зарождении без семени и похоти (впрочем, как и, вообще, при любом виде зарождени€ из плоти) передача последствий первородного греха происходит по общему закону преемственности, полагающему акт рождени€ как создание из себ€ подобного себе по роду, виду и некоторым индивидуальным качествам. ѕри этом непосредственный переход последствий физического характера (то есть переход последствий первородного греха телу ребенка) происходит на генетическом уровне. »ными словами, при помощи генов, содержащихс€ в клетках тела и несущих в себе информацию о развитии зарожденного плода (см. подробнее об этом в работе 41).

ћеханизм же перехода духовных качеств (механизм духовной наследственности) нам не известен, так же как неизвестен и способ образовани€ собственно души. ѕротоиерей Ќиколай ћалиновский говорит об этом: Ђќбраз происхождени€ человеческих душ составл€ет тайну, относительно которой возможны лишь только предположени€Еї (8: 337.  нига 1). ќднако, результаты действи€ этого механизма достаточно очевидны, широко известны, описаны в Ѕиблии, рассмотрены в различных работах (см., например, приложение 2) и даже нашли свое отражение в известной русской поговорке: Ђяблоко от €блони недалеко падаетї.

 роме того, отсутствие в человеческом естестве »исуса ’риста укоризненных страстей (уклонени€ ко греху), передающихс€ всем люд€м при их зачатии, €вл€етс€ следствием не собственно отсутстви€ похоти и отцовского семени при его (человеческого естества) зачатии, а следствием чудесного воплощени€ (то есть, образовани€ человеческого естества) —ына Ѕожиего от ƒуха —в€та и ћарии ƒевы (—имвол ¬еры), включающего отсутствие (не требующего наличи€) отцовского семени(см. об этом подробнее в приложении 4).

—читаем также необходимым отметить следующее:

● даже Ђнормальные, стесн€ющиес€ этих вещей и все понимающие людиї имели ранее и имеют в насто€щее врем€ только одну возможность (один способ) выполнени€ заповеди Ѕожией (повелени€ Ѕожиего, благословени€ Ѕожиего) плодитьс€ и размножатьс€, а именно Ч страстное зачатие, то есть зачатие в Ђпотоке страстных движений человекаї, необходимо сопровождаемое чувствами сексуального влечени€ и удовлетворени€, называемыми Ђпохотной сластьюї. »ными словами, сем€ и данные чувства €вл€ютс€ необходимыми элементами естественного зачати€. ј, как известно, необходимое не может €вл€тьс€ греховным;

● сохранить заповедь Ђплодитьс€ и размножатьс€ї, не прибега€ к страстному, или естественному методу зачатию, можно будет только использу€ искусственные методы размножени€: беспохотливое семенное оплодотворение и беспохотливое бессем€нное зарождение Ч клонирование.¬ св€зи с этим, мнение о греховности (порочности) естественного, или Ђстрастногої зачати€ содержит в себе как бы косвенный призыв к искусственным методам зарождени€, в частности Ч к клонированию.

Ёто, впрочем, не относитс€ к высказанному ранее мнению отцов и учителей ÷еркви о том, что собственно сем€ и похоть €вл€ютс€ причиной (каналом) передачи наследственной порчи. ѕоскольку в то врем€ информаци€ о генах и искусственных методов зарождени€ отсутствовала, было вполне логичным считать именно сем€ и похоть источниками наследственной (прирожденной) греховности. ’от€, исход€ из современных знаний, сем€ €вл€етс€ не собственно источником греховности, а лишь одним из возможных носителей генов, содержащих программу развити€ зародыша, в том числе возможность заболевани€, необходимость смерти (как определенной расстроенности тела, при который происходит его разъединение с душой) и пр., то есть программу, содержащую, в том числе, физические последстви€ первородного греха. * * *

—казанное о способах зарождени€, включа€ естественное зачатие, необходимо св€занное с сопровождающими его факторами Ч чувствами физического влечени€ и удовлетворени€ и мужским семенем, может служить основанием дл€ того, чтобы ни естественное зачатие, в целом, ни указанные факторы, в частности, не считать источником, корнем, причиной наследственной греховности, а также не относить их, в законном браке, к порочным, постыдным и греховным самим по себе, то есть по своей сущности.

ѕри этом и отдельные случаи физической близости супругов без цели зачати€ также не следует считать порочными и греховными, если в данном браке: а) эта близость не превращаетс€ в самоцель; б) реализуютс€ все цели брака; в) не используютс€ абортивные средства против зачати€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 574 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

1949 - | 1732 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.