Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќ цел€х брака




 

ЂЌо если не могут воздержатьс€, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигатьс€ї (1  ор. 7: 9).

ЂЅрак дан дл€ деторождени€, а еще более дл€ погашени€ естественного пламениї (свт. »оанн «латоустї) (13, часть 2,І19).

ЂЕЅрак есть врачевство, истребл€ющее блудЕї (свт. »оанн «латоуст) (14: 205).

 

u ќ важнейших аспектах жизни семьи протоиерей Ќиколай ѕогребн€к пишет: Ђ ак видим, ÷ерковь делает акцент на роли института семьи сегодн€, причем в числе задач, решаемых через семью, называет и сохранение фундаментальных ценностей в жизни общества.  акие аспекты семейной жизни рассматривало ѕредание в качестве наиболее значимых?

»сточники канонического права (Ќомоканон,  ормча€ книга) называют таковыми соединение мужа и жены в моногамном физическом союзе, совместное их бытие во всей жизни и совместное их участие Ув божеском и человеческом правеФ. “аким образом, ÷ерковь всегда рассматривала семейную жизнь не только в религиозно-нравственном плане, но также и в природном (физиологическом), социальном и правовом (юридическом)ї (4: 211).

ћ. √ригоревский, в книге, посв€щенной анализу учени€ свт. »оанна «латоуста о браке, говорит: Ђ√лавною целью христианского брака €вл€етс€ не рождение детей, как в вне-христианском браке, но внутреннее духовное восполнение одной личности другою, взаимное содействие в цел€х гармонического течени€ земной жизни и нравственного совершенствовани€. „адорождение Ч второстепенна€ цель брачного союза.

“аким воззрением св€тых отцов[17] на существо брачного союза обусловливаетс€ и взгл€д их на брак, как на нерасторжимый на всю жизнь союз. ≈сть только два случа€, прекращающие супружество: смерть, освобождающа€ оставшегос€ в живых супруга дл€ второго брака, который хот€ и не запрещаетс€, однако, как не соответствующий пон€тию об истинном супружестве, и не вполне одобр€етс€, и грех прелюбоде€ни€Е

¬ высшей степени здравы и согласны с учением —пасител€ и апостолов и суждени€ христианских писателей о брачном состо€нии. Ѕрачна€ жизнь установлена Ѕогом и поэтому €вл€етс€ делом хорошим и почтенным; в ней, самой по себе, нет ничего худого, но ею могут худо пользоватьс€. —пасению она не преп€тствует, хот€ при мирских хлопотах, неизбежно св€занных с нею, и представл€ет больше затруднений к достижению его. ѕосему девство, как свободное от всего мирского, дает возможность лицам, избравшим это состо€ние, беспреп€тственно посв€щать все силы на служение √осподу. ¬ таком смысле высказывались и восточные и западные отцы ÷еркви, за исключением блаж. »еронима, неблагосклонно смотревшего на брачный союз и желавшего весь мир населить девственниками и девственницамиЕї (6: 80-82).

ѕриведем по данному вопросу высказывани€ свт. »оанна «латоуста:

● ЂУ¬идишь ли тайну брака? »з одного двоих ќн сделал, а потом из двоих сделал и до сих пор делает одногоЕ —кажу и то еще, что это (брачный союз) Ч таинственное изображение ÷еркви. ’ристос пришел к ÷еркви, из нее произошел и с нею соединилс€ духовным общениемФ[18]. »так, брак, по учению »оанна «латоуста, есть прежде всего таинство человеческой природы, дело творческой премудрости Ѕожией, создавшей человека в виде половой пары и соединившей первозданных мужа и жену в плоть едину (Ѕыт. 2: 24); в силу вложенного Ѕогом в природу человека естественного закона мужчина и женщина стрем€тс€ друг к другу. ’ристианска€ вера, утвердив первоначальное достоинство брака, сообщила ему и высшее осв€щение: естественное таинство брака Ч теснейшее единение мужа и жены Ч сделалось образом духовного союза ’риста с ÷ерковью Ч Увеликого таинства верыФї (цит. по 6: 89);

● Ђѕредоставл€€ физической стороне нормальный исход в рождении детей, брак в то же врем€ служит и средством к сохранению целомудри€ и обуздани€ беспор€дочных влечений человеческой природы. Уƒве цели, дл€ которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейша€ из этих двух целей Ч целомудриеЕ ќсобенно теперь, когда вс€ вселенна€ наполнилась нашим родом. ¬начале желательно было иметь детей, чтобы каждому оставить пам€ть и остаток после своей жизни.  огда еще не было надежды на воскресениеЕ, Ѕог давал утешение в дет€х, чтобы оставались одушевленные образы отшедшихЕ  огда же, наконец, воскресение стало при двер€х, и нет никакого страха сметиЕ то и забота о том сделалась излишнею (цит. по 6: 100 со ссылкой на: ЂЅеседа на слова: Ублудоде€ни€ радиФЕ (1  ор. 7: 2), с. 209, т. III, кн. Iї)ї;

● Ђ≈сли рождение детей Ч второстепенна€ цель брачного союза, то дл€ супруги Ч христианки быть или не быть матерью, вопрос, из Ц за которого в ветхозаветное врем€ зав€зывалась борьба между женщинами (беседа об јнне I, т. IV, кн. 2, стр.784, 787), в которой материнство считалось победой, неплодие Ч поражением, Ч не мог быть вопросом жизни или смерти, в котором бы она видела исключительную цель брачной жизни (6: 100, 101 со ссылкой на: ЂЅеседа LVI на кн. Ѕыт., стр. 601, т. IV, кн. IIї);

● Ђ¬ыставл€€ законное совокупление, как оплот, и таким образом удержива€ волны похоти, он <брак> поставл€ет и сохран€ет нас в великом спокойствииї[19]; Ђ<Ѕрак> есть пристань целомудри€ дл€ желающих хорошо пользоватьс€ им, не позвол€€ неистовствовать природеї[20]; ЂЕЅрак есть врачевство, истребл€ющее блуд...ї[21]; ЂЅрак дан дл€ деторождени€, а еще более дл€ погашени€ естественного пламени. —видетель этому ѕавел, который говорит: Ќо, во избежание блуда, каждый имей свою жену(1  ор. 7: 2). Ќе сказал: дл€ деторождени€. » затем собиратьс€ вкупе (ст. 5) повелевает он не дл€ того, чтобы сделатьс€ родител€ми многих детей, а дл€ чего? ƒа не искушает, говорит, вас сатана. » продолжа€ речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? јще ли не удержатс€, да пос€гают (ст. 9). ¬ начале брак имел, как € сказал, две вышеупом€нуты€ цели, но впоследствии, когда наполнились и земл€, и море, и вс€ вселенна€, осталось одно только его назначение - искоренение невоздержани€ и распутства; ибо дл€ людей, которые и теперь еще предаютс€ этим страст€м, хот€т вести жизнь свиней и растлеватьс€ в непотребных убежищах, брак не мало полезен, освобожда€ их от нечистоты и такой потребности и сохран€€ их в св€тости и честностиї (13, часть 2,І19).

‘иларет (√умилевский), архиепископ „ерниговский о цел€х (значени€х) брака говорит: ЂЅытописание, описыва€ происхождение брака, указывает на цель его установлени€. » сказал √осподь Ѕог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Ѕыт. 2: 18). » благословил их Ѕог, и сказал им Ѕог: плодитесь и размножайтесь, и наполн€йте землюЕ (Ѕыт. 1: 28).ѕо этим словам назначение брачного союза мужа и жены состоит: а) в рождении и воспитании детей, как членов царства Ѕожи€; во взаимном вспомоществовании при нуждах земной жизни; б) в восполнении недостатков в мужской и женской организации; так как дух мужа может сообщать свою твердость и силу слабой женской природе, а нежность и кротость женской природы может ум€гчать твердый дух мужа.

ƒругое значение брачного союза, который не показал бытописатель, описавший брачный союз невинности, показывает апостол ѕавел; он пишет: Е хорошо человеку не касатьс€ женщины. Ќо во избежании блуда, каждый имей свою жену, и кажда€ имей своего мужаЕ. Ќо если не могут воздержатьс€, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигатьс€ (1  ор. 7: 1, 2, 9). »так, € желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управл€ли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию (1 “им. 5: 14). јпостол показывает, что так как порча чувственной природы может увлекать в безобразные поступки, то обузданием ее страстей пусть служит союз брачный; и, следовательно, назначением брака поставл€ет обуздание беспор€дочных вожделений чувственности.

ѕредставл€€ брачный союз учреждением самого √оспода, введенным с мудрыми цел€ми, слово Ѕожие не представл€ет однако его необходимым дл€ каждого человека. —ам —паситель одобр€ет девство дл€ могущих вместить его (ћф. 19: 12). јпостол предпочитает девство браку, как состо€ние более способное дл€ достижени€ высших целей жизни нашей (1  ор. 7: 8, 9, 32, 33). ¬ таком виде представл€ет слово Ѕожие начало брака.

÷ерковь в своем учении и практике с точностью следует учению слова Ѕожи€ о браке. —леду€ словам апостола о запрещающих женитьс€ (1 “им. 4: 1-3), она осуждала публично и частно тех, которые по началам восточной философии производили брак от злого началаЕ У≈сли ктоЕ называет законное сожитие и рождение детей или вкушение снедей порчею и скверною: в таком живет дракон отступникФ, писал св.»гнатий Ѕогоносец. ѕризнава€ брак за установленный Ѕогом способ преспе€ни€ в вере и распространени€ чад веры, а вместе за способ против необузданных страстей чувственных, она одобр€ла девство и осуждала осуждавших девствої (28: 340-342).

ѕротоиерей Ќиколай ћалиновский о браке и его цел€х говорит: Ђ√осподь, излива€ дары спасительной благодати, необходимые каждому человеку в отдельности дл€ спасени€ и вечной жизни, благоволил установить особое таинство дл€ тех их чад церкви, которые вступают в брачный союз, дабы чрез благословение и осв€щение их союза они могли осуществить закон брака в истинном его существе и достигать определенных волею творца целей брака, а брачный союз оградить от вли€ни€ греха, искажени€ и злоупотреблений. Ѕрак, как таинство в церкви ’ристовой, есть такое св€щеннодействие, в котором, по свободном пред церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности, чрез служител€ таинств Ѕожиих преподаетс€ им свыше благодать, осв€щающа€ их брачный союз, возвышающа€ его в образ духовного союза ’риста с ÷ерковью и содействующа€ им в достижении всех целей брака Ч взаимному вспоможению во спасении, благословенному рождению и христианскому воспитанию детейї (8: 247.  нига 2 со ссылкой на ѕравославный  атихизис[22]). ћитрополит ћакарий (Ѕулгаков) добавл€ет к этому еще одну цель, котора€ по€вилась после падени€ человека Ч Ђслужить обузданием возникших в человеческой природе греховных похотей и врачевством против беспор€дочных влечений чувственностиї (9: 478) и рассуждает о двух сторонах брака: ЂЅрак можно рассматривать с двух сторон: как закон природы или установление Ѕожие, и как таинство новозаветной церкви, осв€щающее ныне, по падении человека, этот законї (9: 476). ѕо мнению ћ. √ригоревского, свт. »оанн «латоуст выдел€ет в браке три стороны: Ђрелигиозную, нравственную и физическую, причем последн€€, как низша€, подчин€етс€ высшей, духовной. ћужчина и женщина должны €вить в своем союзе образ того теснейшего единени€, преданности и любви, кака€ существует между женихом и невестою Ч ÷ерковью. —ледовательно, в христианстве брак €вл€етс€ не просто нравственным отношением, но более св€щенным таинством (беседа 56 на кн. Ѕыт., стр. 597. т. IV, кн. II)ї (6: 101).

ѕлатон, митрополит ћосковский видит смысл брака в рождении детей: Ђћуж, оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу (1  ор. 7, 3). Ѕрак достоин чести, и супружеский союз благословен Ѕогом. Ѕлагословен, но с тем, чтобы сохранить силу “ворца в рождении подобных себе и к продолжению человеческого рода, чтобы супругам стать родител€ми и увидеть себ€ плодовитыми насаждени€ми масличнымиЕ ѕоистине тайна супружества велика, если она должна быть великим знамением вечного соединени€ ’риста с ÷ерковьюї(цит. по 26, со ссылкой на:Ђѕлатон, митрополит ћосковский. Уƒух, или избранные мыслиФ. ћ., 1804. ќтд. 2-е. —.194-197ї).

–ектор ѕравославного —в€то-“ихоновского Ѕогословского института протоиерей ¬ладимир ¬оробьев говорит: Ђ»зуча€ таинство брака, необходимо обратитьс€ к истории. ¬етхозаветное учение о браке исходит из совершенно других представлений, чем новозаветное. “ам было представление о том, что вечна€ жизнь возможна дл€ человека в его потомстве, и не было достаточно €сного учени€ о ÷арствии Ѕожием, о жизни будущего века. ≈вреи ждали ћессию, который придет на землю, устроит некое царство, где евреи будут господствовать и где наступит блаженство именно еврейского народа. —пасение и участие в этом блаженстве понималось евре€ми как достижение этого будущего мессианского царства их потомками. ќни верили, что человек живет в своих потомках, это и €вл€етс€ его вечной жизнью. »сход€ из такого взгл€да бездетность воспринималась как прокл€тие Ѕожие, как лишение вечной жизни. Ѕрак считалс€ способом достижени€ этой вечной жизни. √лавна€ цель брака, с точки зрени€ ветхозаветного иуде€, Ч это деторождение.

”чение о браке в Ќовом «авете отличаетс€ от ветхозаветного именно тем, что основной смысл брака видитс€ в любви и вечном единстве супругов. Ќигде в новозаветных текстах не говоритс€ о деторождении как о цели или как об оправдании брака. ќсобенно €сно это из тех евангельских текстов, где рассказываетс€, как ’ристос отнесс€ к закону ливерата: У¬ ÷арствии Ѕожием не жен€тс€ и не выход€т замуж, но пребывают как ангелы ЅожииФ (ћф. 22: 23-32). ¬опрос о том, чьей женой в ÷арствии Ѕожием будет женщина, имевша€ семь мужей на земле, лишен смысла. —ама постановка вопроса, котора€ исходила из понимани€ брака как состо€ни€, предназначенного лишь дл€ деторождени€, ’ристом отвергаетс€. Ёто не значит, что ’ристос учит о временности брака и отвергает единство мужа и жены в вечности. «десь говоритс€ о том, что в вечности не будет тех земных, плотских отношений, которые иудеи отождествл€ли с браком, Ч они будут другими, духовнымиї (81).

¬ православном богословском словаре о различных цел€х (элементах) брака говоритс€: Ђ’от€ первым элементом брака €вл€етс€ элемент физический, как стремление к осуществлению вложенной в человека, подобно всем живым существам, потребности Ч соединение двух лиц разного пола, но отличие брака человека состоит в нравственном элементе, лежащим в основе брака. ѕоэтому брак, лишенный нравственного элемента, низводил бы человека в р€д остальных животных, подчин€ющихс€ лишь инстинкту. “аким образом с пон€тием о браке неразрывно св€зано пон€тие о долге и самопожертвовании, которые возлагаютс€ на брачующихс€. ёридический элемент брака, выражающийс€ в трех видах Ч политическом, экономическом и гражданском, вы€сн€лс€ и вырабатывалс€ постепенно. ќднако, как ни важен этот последний элемент брака, но в основу его должен быть поставлен элемент нравственный, религиозный. Ќикакие юридические определени€ не могут охватить сложности семейных отношений, где преобладает элемент нравственный. Ѕог, сотворив первую брачную чету, тем самым положил начало человеческому роду, и потому физический элемент в браке следует понимать не столько как удовлетворение природного инстинкта, сколько как осуществление воли “ворца. ќтсюда уже в ¬етхом «авете повсюду выражаетс€ взгл€д на брак, как на дело, благословл€емое —амим Ѕогом (Ѕыт. 24; ѕрит. 19: 14; ћалах. 2: 14)ї (18: 396, 397).

ѕротоиерей √ригорий ƒь€ченко в катехизических поучени€х пишет: Ђ„то такое брак? — православно христианской точки зрени€ Убрак есть таинство, в котором, при свободном перед св€щенником ÷ерковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословл€етс€ их супружеский союз, во образ духовного союза ’риста с ÷ерковью, и испрашиваетс€ им благодать чистого единодуши€ к благословенному рождению и христианскому воспитанию детейФ (стр. 70, Уѕространного катехизисаФ высокопр. ‘иларета, 61 изд.).

≈сли поглубже вдуматьс€ в это определение брака, то оно указывает на тесно св€занные одна с другой две цели брака:

а) ¬о-первых, он имеет целью соединить личности различного пола, восполнить естественную односторонность одного из них тем, что есть в другом, и содействовать их духовному совершенствованию и объединению в совместной их жизни. ћнение о такой цели брака вытекает из слов, сказанных Ѕогом перед созданием нашей прародительницы не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Ѕыт. 2: 18). ¬заимопомощь в деле всестороннего совершенствовани€ двух различного пола лиц[23] Ч вот, значит, в чем перва€ цель брака по слову Ѕожию. ќсновыва€сь на этих значени€х приведенных слов, мы вправе сказать, что муж и жена призваны образовать единого совершенного человека, поскольку они, конечно, путем самоде€тельной духовной работы объедин€ютс€ при своей совместной жизни. “от же смысл заключаетс€ и в следующих словах —амого Ѕога: и будут [два] одна плоть (Ѕыт. 2: 24). ¬ Ќовом «авете та же мысль выражаетс€ в том, что отношени€ мужа и жены уподобл€ютс€ тесным и неразрывным отношени€м, какие существуют между »исусом ’ристом и ≈го ÷ерковью (≈ф. 5: 23 и др.).

б). „то касаетс€ второй цели брака, то она €сна сама собою. ÷ель эта Ч благословенное рождение и христианское воспитание детей. ќна €сно выражена в следующих словах книги Ѕыти€: » благословил их Ѕог, и сказал им Ѕог: плодитесь и размножайтесь, и наполн€йте землюЕ (Ѕыт. 1: 28). —огласно с волей Ѕожией воспитание детей родител€ми разумеетс€ здесь само собою. —в€той апостол ѕавел высказывает мысль о таком воспитании в следующих словах: » вы, отцыЕ воспитывайте их (детей ваших Ч ѕ. ƒ.) в учении и наставлении √осподнем (≈ф. 6: 4 и др.)Е (сост. по брошюре: Уќ браке и безбрачииФ проф. ј. √усева, с. 63-66)ї (125: 399, 400).

»ерей ќлег ƒавыденков полагает, что: Ђќсновна€ цель жизни человека Ч услышать зов Ѕожий обращенный к нему, и ответить на него. Ќо дл€ того, чтобы ответить на этот зов, человек должен суметь совершить акт самоотречени€, отвергнутьс€ собственного У€Ф, своего эгоизма Ётой цели и служит христианский брак, и именно поэтому христианский брак не удал€ет человека от Ѕога, а приближает Ќему. Ѕрак рассматриваетс€ в христианстве как совместный путь супругов в ÷арствие Ѕожие. Ёту мысль X. яннарас раскрывает следующим образом: УЋишь когда эрос, направленный на лицо другого пола, приводит к любви, к забвению человеком самого себ€, своего индивидуализма, лишь тогда пред человеком открываетс€ возможность отозватьс€ на обращенный к нему призыв Ѕога. ¬от почему образ супружеской любви €вл€етс€ образом крестной любви ’риста и ÷еркви. ƒобровольное умерщвление природной ограниченности, индивидуальности ради того, чтобы жизнь могла осуществитьс€ как любовь и самоотдачаФї (49. –аздел 3.2.2. ƒвуединство человеческой природы. Ѕрак. Ѕогоустановленный способ размножени€ людей).

ѕредставим также мнение ≈. ». Ќегановой (ассистента факультета психологии –оссийского ѕравославного университета св€того »оанна Ѕогослова) о браке и разделении полов, высказанное на –оссийско-австрийской богословской конференции (2002 г., ¬ена) и заключающеес€ в том, что различие полов не имеет своей исключительной целью размножение и главным смыслом брака €вл€етс€ любовь: Ђ... ѕол человека не только качество его природы, не только принадлежность его смертного земного быти€, но важнейша€ характеристика его духовного быти€, котора€ участвует в формировании богоподобной личности, котора€ сохран€етс€ и участвует в пакибытииЕ

»дее андрогина (то есть, создани€ в одном лице мужской и женской природы с их последующим разделением Ч ѕ. ƒ.) нет места в православной антропологии и јдам творитс€ как мужчина, а ≈ва изводитс€ из него, то есть создаетс€, как женщина.

„еловек изначально сотворен Ѕогом как существо определенного пола. ѕричем в его половой природе есть непреодолима€ конкретность: јдам (»саак, јвраам) сотворен мужчиной, а ≈ва (ћари€, јнна, ≈лизавета) женщиной. ¬ этом не только определенность пола, но и промысел Ѕожий. Ѕог творит личность человека, с его индивидуальными качествами, в которые входит и полова€ определенность.  аждый из нас рожден только как мужчина или только как женщина. »ного нам Ѕог не дал. ѕол нельз€ выбратьЕ

—вт. √ригорий Ѕогослов пишет: Ућужской пол (восприн€т ’ристом Ч ≈. Ќ.), потому что приноситс€ за јдама, лучше сказать, потому что крепче крепкого, первого падшего во грехе, особенно же потому, что не имеет в себе ничего женского, несвойственного мужу... Ф. ѕо вышеприведенному мнению св€тител€ √ригори€ Ѕогослова, ’ристос восприн€л мужской пол потому, что ќн €вл€етс€ вторым јдамом, ќн восстанавливает падшего в совершенстве духовной и материальной природы, а поскольку јдам был мужчиной, то и ’ристос становитс€ им. ¬ этих словах св€тител€ звучит €вный вызов тем, кто считает, что совершенный јдам Ч это андрогин, поскольку, если бы это было так, то спаситель, восстанавливающий совершенство первого јдама, стал бы тоже таковымЕ

—ледует сказать достаточно определенно, что различие полов не имеет своей целью исключительно размножение. ѕодтверждением этого факта служат аргументы разного рода, от естественно-научных до библейскихЕ

Ќам представл€етс€, что главным (следствием того, что √осподь творит человека половым существом Ч ѕ. ƒ.) €вл€етс€ любовь... —мысл полового различи€, познанного јдамом, в том, чтобы он не замкнулс€ в своем одиноком существовании. ≈ва есть его утешение, его помощница, созданна€ дл€ того, чтобы между ними была больша€ любовь.

»так, смысл брака Ч реализовать все заложенное в половом различии, преодолеть негативное, из естественного перерасти в сверхъестественное. Ѕрак открывает возможность преобразить социальную и психофизиологическую функцию в духовно-аскетическую, девственную, приблизить брак к первозданному браку јдама и ≈вы и через это войти в вечность. ¬ пакибытиеЕ

ѕол человека Ч это не есть нечто преход€щее и случайное, что утратитс€ в жизни будущего века, пол метафизичен, он не сводитс€ только к телесной, физиологической организации, а пронизывает более высокие уровни человеческого быти€, дан человеку изначально и отвечает замыслу Ѕожию о человеке, в нем заключен глубокий смысл, и все эти выводы не позвол€ют говорить о том, что его необходимо преодолетьЕ

Ќормой семейного союза может быть признан только моногамный брак, соедин€ющий Уэтого мужчинуФ и Уэту женщинуФ во образ предвечного союза ’риста и ÷еркви, Ѕога и твариї (17: 45, 52, 53, 55, 57, 58, 62, 63, 65, 67).

ƒл€ сведени€ приведем учение  атолической ÷еркви по данному вопросу: Ђ¬ супружеском союзе осуществл€етс€ двойна€ цель брака: благо самих супругов и передача жизни. Ќельз€ отдел€ть друг от друга эти два значени€ или две ценности брака, не внос€ беспор€док в духовную жизнь супружеской пары и не став€ под угрозу благие свойства брака и будущее семьи. “аким образом, супружеска€ любовь между мужчиной и женщиной подчин€етс€ двойному требованию верности и плодороди€ї (135: 539).

u ќбобща€ сказанное, в браке можно выделить три стороны: религиозную, нравственную и физическую и три цели (приведены в пор€дке их значимости):

любовь и внутреннее духовное восполнение одной личности другою, а также взаимное содействие в цел€х гармонического течени€ земной жизни, нравственного совершенствовани€ и спасени€;

удовлетворение природного (полового) инстинкта (обуздание плотской страсти, укрощение пылкой природы);

рождение детей и их воспитание.

ѕри этом, удовлетворение природного (полового) инстинкта €вл€етс€ одной из целей брака, котора€ может быть и не св€занной с деторождением.  роме того, эта цель, по мнению свт. »оанна «латоуста, имеет большее значение (бóльшую важность) в браке, чем деторождение.

Ёта важна€ мысль неоднократно подчеркиваетс€ св€тителем, например: Ђѕусть же лучше он (муж Ч ѕ. ƒ.) спит с тобою, чем с блудницей. —ожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницею запрещено. ≈сли с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницею, тогда ты погубила собственное телоЕ ƒл€ того ты (жена) и имеешь мужа, дл€ того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудриеї[24]. ƒействительно, поскольку Ђсп€т с блудницейї не дл€ рождени€ детей, а дл€ незаконного (греховного) удовлетворени€ плотской (половой) страсти, то слова »оанна «латоуста Ђпусть же лучше он (муж Ч ѕ. ƒ.) спит с тобою, чем с блудницейї следует, по видимому, понимать как совет удовлетвор€ть плотскую страсть со своей женой, даже без цели зачати€ ребенка, чтобы не впасть в грех прелюбоде€ни€. ѕри этом св€титель говорит, что в данной супружеской близости (целью которой €вл€етс€ удовлетворение плотской страсти, а не зачатие) нет никакой вины, а следовательно, и греха, ибо: Ђсожитие с тобою (женой Ч ѕ. ƒ.) не запрещено, а сожитие с блудницею запрещено. ≈сли с тобою он будет спать, нет никакой виныЕї.

 роме того, по мысли свт. »оанна «латоуста ЂЕ главнейша€ из этих двух целей (целомудри€ и деторождение Ч ѕ. ƒ.) Ч целомудриеЕї (цит. по 6: 100 со ссылкой на: ЂЅеседа на слова: Ублудоде€ни€ радиФЕ (1  ор. 7: 2), с. 209, т. III, кн. Iї). “аким образом, целомудрие в браке св€титель ставит выше деторождени€, причем понимает под ним отсутствие прелюбоде€ни€ в мысл€х и действи€х (Ђдл€ того ты (жена) и имеешь мужа, дл€ того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудриеї). »наче говор€, супружеска€ близость, в определенном смысле (в отдельных случа€х), может €вл€тьс€ целомудренной и без цели зачати€.

ƒл€ по€снени€ большей важности цели удовлетворени€ природного инстинкта, чем цели деторождени€, отметим, что основной (стратегической) целью земной жизни христианина €вл€етс€ спасение, то есть достижение ÷арства Ќебесного или вечное блаженство в соединении с Ѕогом. ѕоэтому все действи€ человека, весь образ его жизни и должны быть направлены именно на достижение этой цели и основной целью брака должна, соответственно, €вл€тьс€ взаимна€ помощь супругов в спасении. —вт. »оанн «латоуст, привод€ соотношение в деле спасени€ трех образов жизни, говорит: Ђƒевство увенчиваетс€, брак соразмерно похвал€етс€, блуд осуждаетс€ и наказываетс€ї[25]. ѕоскольку в миру возможность супружеской близости €вл€етс€ своеобразным лекарством дл€ избежани€ как блуда (до брака), так и прелюбоде€ни€ (в браке) Ч этих €дов дл€ духовного и физического состо€ни€ человека[26], преград на пути его спасени€ и причин погибели, то физическа€ близость супругов (как врачевство, истребл€ющее блуд [27] и служащее дл€ обуздани€ беспор€дочных влечений человеческой природы [28])€вл€етс€ более значимым аспектом в браке, чем деторождение и, в отдельных случа€х, может быть с ним и не св€зано.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 578 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

2024 - | 1885 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.036 с.