Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќт издательства




 

u  нига Ђ—упружеские отношени€ и грань грехаї €вл€етс€ четвертым выпуском предложенной автором религиозно Ц философской серии Ђќчерки православной антропологииї[1]. јктуальность и важность данной серии, посв€щенной антропологической тематике, не вызывает сомнений. —в€той »саак —ирин говорит: Ђ то познал себ€, тому даетс€ ведение всего; потому что познать себ€ есть полнота ведени€ обо всемї (цит. по 1: 6, 7). —вт. ‘еофан «атворник пишет: Ђ”ж как же иначе человеку и жить, как не так, как он устроен. ”становив здравые пон€ти€ о том, как устроен человек, получим вернейшее указание на то, как ему следует житьї (2: 19).

¬ наше врем€, в св€зи с пробуждением и ростом духовности[2] в –оссии, учение о человеке приобретает особую актуальность. Ёто обусловлено р€дом факторов: восстановлением разрушенных и строительством новых православных храмов и монастырей Ч источников духовности; ростом количества св€щеннослужителей Ч носителей духовности; открытием православных школ; резким увеличением числа прихожан в православных храмах, по сравнению с предыдущим и довольно длительным богоборческим периодом; стремлением многих людей получить религиозное представление о человеке, в том числе о его: происхождении; составе; природе; душе, включа€ ее бессмертие и спасение; психике; греховности и праведности в мысл€х, словах и делах (поступках, действи€х).

¬ данной серии автор делает попытку последовательного рассмотрени€ и осмысливани€ важнейших антропологических вопросов. ѕо некоторым из них на сегодн€ не имеетс€ единого мнени€. “акое положение обусловлено тем, что в Ѕиблии эти вопросы представлены лишь в общем виде, что делает их понимание, с учетом ограниченности человеческого ума, неоднозначным.

јвтор проводит систематизированный обзор и углубленный анализ различных взгл€дов, касающихс€ разбираемых вопросов, вы€вл€ет их особенности, достоинства и недостатки, и на этой базе формирует, обосновывает и высказывает свое мнение. ¬ р€де случаев в данной серии ввод€тс€ и новые термины (пон€ти€), например: искусственное зарождение, духовный вектор, духовный капкан, духовное существо, духовные гены, духовна€ инерци€, духовный инстинкт, духовный магнит, стратегическое сокровище, целевое блаженство и др.

 аждый из выпусков, предлагаемой автором серии, представл€ет собой самосто€тельную книгу, посв€щенную отдельным (определенным) антропологическим вопросам. ¬месте с этим, все книги данной серии св€заны между собой единой тематикой Ч учением о человеке. ќтсюда и название серии: Ђќчерки[3] православной антропологииї.

¬ предыдущих выпусках, в частности, рассмотрены различные аспекты таких важных тем как: творение мира; происхождение человека, включа€ образование его души; образ и подобие Ѕожии в человеке; первородный грех и его последстви€; грех и зло; причина и пути передачи последствий грехопадени€ јдама и ≈вы их потомкам; брак и супружеские отношени€; наследственность и судьба человека; определение пон€ти€ Ђпсихикаї; происхождение психики и ее структура; особенности психических способностей (сердца, ума и воли) души и человека в целом.

 ниги серии Ђќчерки православной антропологииї будут интересны и полезны дл€ широкого круга читателей, интересующихс€ вопросами учени€ о человеке. ћы надеемс€, что чтение этих книг будет способствовать размышлени€м читател€ о бессмертии души, ее судьбе после физической смерти человека и далее Ч о вопросах ее спасени€ и о ѕравославии, как верном и надежном пути к спасению бессмертной души и вечному блаженству человека в соединении с Ѕогом.  ниги данной серии также адресованы и специалистам в области богослови€, философии, психологии, педагогики.

u Ќасто€ща€ работа посв€щена рассмотрению актуального вопроса, касающегос€ одного из аспектов брака, а именно супружеских (точнее, физических или сексуальных) отношений. Ќесмотр€ на то, что некоторые вопросы этой тематики были рассмотрены в предыдущих выпусках серии Ђќчерки православной антропологииї, актуальность самой темы дл€ широкого круга людей послужила причиной ее изложени€ в отдельной книге. ѕри этом данна€ книга существенно дополнена (по сравнению с предыдущими выпусками) различными материалами, имеющими непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме. јвтор приводит различные взгл€ды на данную проблему и ее аспекты, а также анализирует причину негативного отношени€ (высказываемого р€дом авторов) к естественному способу зачати€.

ћы надеемс€, что представл€ема€ книга будет интересна дл€ самой широкой аудитории, включающей и воцерковленного читател€, и только начинающих свой путь в духовном развитии, и специалистов в области богослови€, философии, психологии, педагогики.

—вои отзывы и пожелани€ по данной работе (ее содержанию и оформлению), а также другим выпускам религиозно-философской серии Ђќчерки православной антропологииї, просим присылать по электронному адресу редакции ЂЅлаговестї: info@blagovest-moskva.ru. ѕолученна€ от читателей информаци€ будет использована при издании (переиздании) книг этой серии.

предисловие

 

¬опросы брака и семьи издавна занимали умы богословов, философов, психологов, педагогов и юристов, что говорит о важности этой проблемы. ƒействительно, семьи €вл€ютс€ не только Ђ€чейками обществаї, из которых, в основном, и состоит само гражданское общество, но €вл€ютс€ и Ђмалой ÷ерковьюї. ѕо словам ѕлатона: ЂЕ¬о вс€ком благоустроенном государстве первыми законами были законы о брачной жизни, вызванные стремлением навести пор€док и устойчивость в столь важное установление, на котором покоитс€ сама€ возможность государстваї (цит. по 6: 11).—в€той апостол ѕавел сравнивает отношени€ между мужем и женой с отношени€ми ’риста со —воей ÷ерковью (≈ф. 5: 22). —вт. »оанн «латоуст говорит, что Ђнеустройство семьи расстраивает всю вселеннуюї (цит. по 6. —м. Ђ¬ведениеї, с. I).

ѕон€ти€ семьи и брака €вл€ютс€ сложными и многогранными и включают в себ€ религиозные, нравственные, философские, социальные и правовые аспекты. ћногие из этих аспектов изложены в библейской и св€тоотеческой антропологии. Ђ¬ творени€х св€тых отцов можно найти ответы на многие вопросы, касающиес€ брака и семейной жизни. Уƒобродетель не чуждаетс€ супружеской любвиЕ ѕлодом нежной супружеской любви были и тайнозрители ’ристовых страданий Ч пророки, патриархи, иереи, победоносные цари, украшенные вс€кими добродетел€ми, потому что добрые не на огороде выросли, а все они Ч порождение и слава супружестваФ, Ч говорит свт. √ригорий Ѕогословї (4: 212).

¬месте с этим, по отдельным вопросам семьи и брака имеютс€ различные, вплоть до противоположных, мнени€. ќсобенно это касаетс€ супружеских отношений в области деторождени€. »наче говор€, физических (сексуальных) отношений между супругами и св€зи этих отношений с нечистотой и грехом. “ак блаженный јвгустин называет чувство сексуального влечени€ Ђнедугом телесного вожделени€, болезненной страстьюї (21). —вт. √ригорий Ќисский говорит о естественном зачатии детей как о Ђскотском и бессловесном способе взаимного преемстваї (22: 58, 59. √л. ’VII). —вт. »гнатий Ѕр€нчанинов считает сексуальное влечение и удовлетворение Ђнаслаждением плотским, скотоподобнымї (24: 138).

— другой стороны: в Ѕиблии воспеваетс€ чувство искреннего физического любовного влечени€ (ѕрит. 5: 18-20; ѕесн. 1: 1; 4: 7, 10; 7: 2-11); апостол ѕавел пишет: ЂЌе уклон€йтесь друг от друга, разве по согласию, на врем€Еї (1  ор. 7: 5); свт. »оанн «латоуст так толкует слова апостола ѕавла: Ђапостол ѕавел говорит: каждый пусть пользуетс€ своею женою (ср.: 1  ор. 7: 2). » он не стыдитс€, но входит и садитс€ на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену и соедин€ет их друг с другом, и громко взывает: не лишайте себе друг друга, точию по согласию (1  ор. 7: 5)[4]ї.

¬ насто€щей работе не рассматриваютс€ вопросы брака и семьи во всем их многообразии. «десь лишь сделана попытка осмыслени€ одного из них, а именно Ч супружеских отношений. Ѕолее конкретно, задачей работы €вл€етс€ рассмотрение данного, весьма актуального вопроса, с точки зрени€ библейской, св€тоотеческой и научной антропологии. »наче говор€, попытка систематизации и анализа некоторых тематических высказываний, а также определение истоков (причины) негативного отношени€ р€да авторов к различным аспектам супружеской близости и естественного способа зачати€ ребенка.

ѕоскольку вопросы, касающиес€ супружеских отношений, тесно св€заны с другими антропологическими вопросами, рассматриваемыми в предыдущих выпусках (книгах) серии Ђќчерки православной антропологииї, то, дл€ удобства чтени€, в насто€щей работе, вместо соответствующих ссылок на указанные книги, приведены необходимые материалы из них.

Ѕольшое количество сносок (примечаний), используемых как в основном тексте брошюры, так и в ее приложени€х, хот€ и создает некоторое неудобство при чтении, оправдано, по нашему мнению, тем, что способствует более полному раскрытию определенных аспектов данной тематики.

÷итаты из —в€щенного ѕисани€ приведены на русском €зыке в соответствии с —инодальным изданием Ѕиблии, за исключением нескольких цитат, которые приведены в оригинальном изложении дл€ лучшей передачи их смысла.

“ак как насто€ща€ книга адресована широкому кругу читателей, пытающихс€ разобратьс€, где проход€т те грани (границы), с которых и начинаетс€ собственно греховность супружеских отношений и грешны ли, по своей сущности, эти отношени€ вообще, то автор стремилс€ сделать ее содержание, с одной стороны, попул€рным, а с другой Ч сохранить при этом систематичность и строгость изложени€. Ќасколько это удалось Ч судить читателю.

Ќеобходимо отметить, что данна€ тема относитс€ к дискуссионным и нуждаетс€ в дальнейшей проработке. јвтор будет благодарен за высказанные замечани€, рекомендации и пожелани€ по улучшению содержани€ и оформлени€ книги. —вои пожелани€ можно присылать по электронному адресу автора: Bogoclovie06@yandex.ru. ѕолученна€ от читателей информаци€ будет использована при подготовке других книг религиозно-философской серии Ђќчерки православной антропологииї.

ѕетр ƒобросельский





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 507 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

498 - | 514 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.