Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 онцепци€ информационного общества и сущностна€ новизна коммуникации




 

1. —оциальна€ реализаци€ информации и умножение новости человеческого событи€.

 

 оммуникаци€ все более пронизывает различные стороны жизни человека. »нформаци€, циркулирующа€ по каналам коммуникации, преобразовывает общество в информационное. ј.». –акитов сформулировал основные характеристики этого общества. »х смысл в терминологии, приближенной к нашей, таков.

1. ¬озможность дл€ любого субъекта макро- и микросоциальной среды получить любые информацию и знани€, необходимые дл€ жизнеде€тельности, воплощени€ личного и социального творчества.

2. Ќаличие дл€ этих целей соответствующей современной технологической базы.

3. Ќаличие инфраструктур, способных обеспечить создание необходимых национальных информационных ресурсов и адекватной научно-производственной творческой макро- и микросреды дл€ их использовани€ в цел€х умножени€ новости человеческого со-быти€.

4. ”скоренна€ автоматизаци€ и роботизаци€ всех сфер производства и управлени€.

5. –адикальные изменени€ в самой социальной микросреде по развитию сферы информационной де€тельности и услуг. ƒругими словами, Ц обеспечение всего социокультурного цикла соответствующими каналами коммуникации и обслуживающим персоналом.

‘ормирование такого общества св€зано с информационно-компьютерной революцией. ¬ ней необходимо выделить р€д глобальных процессов, способствующих возникновению этого общества. Ёто: электронизаци€, компьютеризаци€, медиатизаци€, и, наконец, информатизаци€ всего общества (–акитов, с. 32Ц33).

Ёти и подобные ей технократические концепции информационного общества оставл€ют, как правило, вне своего внимани€ качественный аспект той информации, котора€ циркулирует и должна циркулировать по каналам ћ . јприорно предполагаетс€, что это Ц сущностно-содержательна€ научна€ информаци€, неукоснительно развивающа€ творческое мышление, нравственную и эстетическую способность мирочувствовани€, потенциал новаторства и изобретательства.

ѕо сути, одна идеологическа€ парадигма мен€ет другую. ≈сли коммунистическа€ идеологи€ благостно рисовала гр€дущее с позиции ликвидации отчуждени€ человека от результатов своего труда, его перевоспитани€ с позиций пролетарской сознательности, то технократические концепции увод€т внимающую аудиторию (как макро-, так и микросреду социума) в сторону автоматического процветани€ массового сознани€ в результате расцветшего Ђвсеми цветамиї обили€ разнородной и разносторонней социальной информации. ƒругими словами: главное Ц ликвидировать отчуждение от информации, дать —ћ» свободу, и необходимый уровень сознательности будет достигнут, Ђбогатства польютс€ полным потокомї. Ёто из того же кладез€ бравурных слоганов минувшей эпохи. Ќо свобода одних (—ћ») не должна ограничивать свободу других (их потребителей).

Ќаш тезис состоит в том, что коммуникаци€ должна содержать информацию о новом, которое приносит поток времени (не без нашего участи€) в смысле мета-новости того или иного факта, €влени€, начала, в значении основных точек и векторов определенных социально-исторических процессов, из которых расход€тс€ пучки новостей более предметного и локального характера. “олько така€ новостна€ коммуникаци€ позвол€ет осознать и прочувствовать новость каждому индивиду на глубоко личностном уровне и подвигает его на совершение собственного поступка Ц нравственной, политической ли, научно-производственной или художественной направленности. ” человека есть в этом случае, как говорил в Ђ–иторике поступкаї ћ.ћ. Ѕахтин, Ђне-алиби быти€ї. ј криминал и аморальность, проистекающие не в последнюю очередь от псевдоновостного плюрализма щекочущих нервы сообщений Ц это не бытие, это антибытие. ” человека в нем Ц бесспорное алиби быти€. “ака€ ћ  не культура, а Ђакультураї (“ощенко, с. 261).

Ќужно строго отличать при актах коммуникации простые изменени€ в обществе Ц от развити€. –азвити€, в котором могут быть и нисход€щие ветви (»саев, с.143). ѕоказ нисход€щего, но не пристрастно и сокрушительно, а объективно и с возможной социальной перспективой, если она хот€ бы чуть-чуть наблюдаетс€, в конечном итоге способствует восход€щему раз-витию, раз-ветвлению, то есть прогрессу (с лат. Ц успех). —равните Ц у ћ. ¬ебера, целерациональное социальное действие направлено на успех.

»менно в этом движении со-стоит новость человеческого со-быти€: у каждого общества, человеческой общности, группы (макросреды, микросреды), отдельного человека есть и свои достижени€, есть и периоды отступлений и Ђневезенийї. ¬ этом и заключаетс€ бытие людей. Ќо в со-бытии посредством коммуникации, то есть в общении людей через воспри€тие информационного событи€, люди должны искать выход из подобных положений на пути человечества ко всеобщей разумной оболочке «емли Ц ноосфере. »нтенсификаци€ разработки в —ћ  определенных негативных тем, таких как агрессивность, биологизм поступков, стремление уйти из со-быти€ в со-блазны (от Ђблажь Ц дурьї, Ђблазн Ц наведение на грех (¬.». ƒаль), аморальность личности и целых обществ и т.д., приводит к тому, что коммуникаци€ не отвечает изначальной своей сути Ц развивать и возвышать человека на примерах справедливости, добролюби€, радуши€ (по старинному Ц радодуши€). Ќа примерах красоты жизни как таковой и красоты жизни отдельного человека.

Ћеонид Ћеонов рассказывает в заметке Ђ‘отострастьї, опубликованной в журнале Ђ30 днейї в 1927 г., как в €рославской деревне на родине его матери происходила незамысловата€ кресть€нска€ свадьба. Ђя вознамерилс€ было сн€ть одну презан€тную, в повойнике, старуху, но, значит, чрезвычайным городским видом своим с аппаратом на штативе слишком нарушил старинное благолепие праздника. ¬се, хоз€ева и гости, обступили мен€, недобро загалдели, и была остра€ минута, когда € опасалс€ за целостность своего “ессара... Ц ¬от сымешь нас, а потом в газетке пропечатаешь: как замечательно, дескать, живут мужички, Ц лучше нельз€! ¬идали в газетках. ј ты и дыр€вые крыши наши сымай, чтобы все видели...ї.

Ётот эпизод хорошо иллюстрирует, с одной стороны, скромность, Ђантирекламностьї и Ђантипиарностьї русского народа, его мудрость и философичность (делу Ц врем€, а потехе Ц час), а с другой Ц стремление будущего великого писател€ сохранить в пам€ти личной и пам€ти исторической частицу красоты народа, как сохран€ли ее русские фотолетописцы ј.  арелин, ћ. ƒмитриев,  . Ѕулла и многие другие. ¬ этой Ђпрезан€тной, в повойнике, старухеї, писатель увидел новость, ощутил со-бытие свое с народом и захотел передать его нам.

Ќо даже рассказ Ћ. Ћеонова Ц поступок, а поступки обладают, как указывает ћ. Ѕахтин, своим провоцирующим коммуникативным действием, своей определенной риторикой.

 

2. ƒве стороны непредсказуемости и оригинальности информации: новизна и новость, новаци€ и новаторство, сенсационность и Ђсенсориум умаї.

 

√овор€ о том, что информационна€ насыщенность сообщени€ коммуникации заключаетс€ в его непредсказуемости и оригинальности, необходимо подчеркнуть, что таковые качества информации могут обладать дво€ким действием. ‘илософы (например, ѕ. Ћазарсфельд и –. ћертон) отмечают наркотизирующий эффект информации как таковой на личность человека. »ндивид в услови€х информационно-технического изобили€ привыкает потребл€ть новое (скорее Ц Ђновенькоеї) в неимоверных количествах, лишь бы это были какие-либо свежие (Ђсвеженькиеї) сообщени€, факты о мире и о нас, грешных, его насел€ющих. » чем более непредсказуемо и оригинально выгл€дит и про€вл€етс€ человек в этих сообщени€х, тем более эффективно работают чисто биологические и эмоциональные раздражители „—« (читател€-слушател€-зрител€). Ёто €вление про€вл€лось и в начале эры технических коммуникаций (публикации на темы людей Ђо двух головахї, других аномальных €влений в мире живой и неживой природы). Ќо современные —ћ  достигли немыслимой прежде изощренности и разнузданности в показе всевозможных человеческих пороков и извращений, чему способствует и развитие самих электронных технологий и сверхоперативность каналов коммуникации.

јудиторию интересуют в √осдуме уже не содержательные моменты дискуссий, а драки и потасовки, в ѕравительстве Ц не факты о принимаемых мерах, а перетасовки и прогнозы возможных перетасовок. ¬едь это тоже новости, как мы уже отмечали, но новости особого рода, как бы выхолощенные, не репродуктивные.

‘отографи€ политика уже и не привлекает внимани€, если он не моргнул, не сморщил лицо в гримасе и т.д. ¬ —ћ  с легкой руки западных медиатехнологов искусственно создаютс€ положени€, когда сопутствующие негативные эффекты станов€тс€ основной целью осуществлени€ коммуникативного воздействи€ Ц воздействи€ в первую очередь на биологические, а не разумные начала человеческой психики. „—« (читателем, слушателем, зрителем) при€тно чувствовать себ€ более благородным, чем он есть на самом деле, гл€д€ на кривого, или неуклюжего, или замороченного государственного человека.

¬ 70-е годы √.—. ќганов относил все эти эффекты преимущественно к буржуазным модел€м коммуникации (ќганов, 1980). Ќыне все модели перемешались, но буржуазные, представл€емые системами —ћ  буржуазного общества, лидируют. ј ведь √.—. ќганов еще 20 лет назад отмечал, что кажда€ из этих систем вопреки здравому смыслу не столько св€зывает человека с внешним миром, сколько предлагает ему заведомо искаженную замену реальной св€зи. ¬ подобных случа€х возникает иллюзорное чувство знани€, хот€ фактически это увод от истинного знани€, от действительной новизны и новости исторических процессов, поступков и личностей, их совершающих, в сторону дешевых и неприт€зательных формальных новаций и изысков.

“акие внешние переструктурировани€ и трансформации текстов, как отмечал в статье Ђ‘еномен культурыї ё.ћ. Ћотман, обладают тоже новизной, как вс€кий перевод текста с €зыка на €зык. ќбладают они и непредсказуемостью, могут вызывать сами по себе эстетические эмоции. Ќо нравственность... ”чат ли они добру? ”чат ли они постигать истину? „аще всего Ц это игра форм, сюжетов с заменой одних предполагаемых положений на другие.

¬ силу того, что между реальностью и сознанием человека возникает р€д опосредующих, чисто биологических звеньев, не контролируемых „—«, создаетс€ возможность отрыва сознани€ людей от их быти€. ƒругими словами, включа€ телевизор, они выключают себ€ из действительного со-быти€, каким €вл€етс€ коммуникаци€ иного рода. ќна, как мы уже говорили, ориентирована на сущностные, а не видимые лишь внешне, экзотически и аномально, вплоть до безнравственности, про€вл€ющиес€ изменени€ социальной действительности. ƒаже если „—« в неформальной коммуникации с окружающими, или в интерактивном контакте по каналам “¬ и »нтернета обсуждает подобного рода информацию, предлага€ свои альтернативы, коммуникаци€ не прорываетс€ в сущностный мир быти€ человека. ” такого зрител€ причастность к подобного рода событи€м Ц это мнимое, иллюзорное со-бытие. Ёта интеллектуализированна€ св€зь между фактами действительности и индивидом не превращаетс€ в де€тельность, направленную на объекты информации, отмечал еще в 70-х годах ё.ј. Ўерковин. »ндивид начинает смешивать некоторое неупор€доченное и однолинейное знание о наличии определенных проблем, часто далеких от магистральных жизневекторов, с действи€ми по решению этих проблем. “аким образом, коммуникационное воздействие заметно поднимает уровень информированности „—«, но при этом преобразует некоторую часть нервной энергии, необходимой дл€ активного участи€ в социальных процессах, в пассивное знание. ќ таком переборе разнородной научной информации, привод€щему к пассивному знанию, писал в своих журналистских материалах известный английский автор детективного жанра и оригинальный мыслитель √. „естертон.

— количеством вс€кого рода Ђнепотребнойї человеку информации исследователи св€зывают и так называемый Ђэффект приватизацииї. ≈сли „—« не в состо€нии реагировать на обилие сведений, с которыми он физически не может быть в со-участии, со-бытии, он переключаетс€ на те сегменты социальной информации, в которых он действительно чувствует себ€ соучастником (спорт, реклама, разного рода игры и неприт€зательные шоу, и, разумеетс€, Ђмыльные сериалыї). —ерьезные политические и нравственные проблемы отвод€тс€ в сторону, „—« адаптируетс€ к такому положению, привыкает к нему и расценивает эти проблемы как не существующие дл€ его практической де€тельности.  рис и Ћейтес описали этот эффект еще в 1947 г. на материале реагировани€ американской аудитории на сообщени€ о зверствах немецких фашистов. «атем была война в  орее, во ¬ьетнаме Ц Ђэффект приватизацииї продолжал срабатывать в сознании американцев. ¬ нашей стране мы столкнулись с ним во врем€ войн в јфганистане и „ечне. ≈сли „—« и вслушивалс€, всматривалс€ в радио- и телеприемники, то стремилс€ ловить сенсационные сообщени€, а не осмысливать происход€щее.   этому давали повод сами коммуникаторы-журналисты, стро€ показ и повествование на Ђблагодатныхї драматических и скандальных коллизи€х и упуска€ факты, пусть пока малозаметные, но способные дать целый веер новостей, способных побудить аудиторию к раздумь€м и искренним переживани€м афганской или чеченской трагедии.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 595 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

350 - | 287 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.