Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќовое как социальна€ информаци€ и коммуникативное действие




 

1. ѕон€ти€ информации и св€занных с ней категорий, классификаци€ информации. ѕон€тие социальной информации и информационной насыщенности сообщени€. ƒве главные точки зрени€ на понимание сущности информации Ц атрибутивна€ и функциональна€. ѕон€ти€ энтропии и негэнтропии. »нформаци€ и эволюци€.

 

ѕон€тие информации произошло от латинского informatio, что означает: а) ознакомление; б) представление; в) пон€тие (в пр€мом значении этого слова, то есть Ц воспри€тие, вз€тие нового, соотнесение со старым знанием). ¬ этом смысле значение слова Ђинформаци€ї приближаетс€ к смыслу слова Ђзнаниеї, о чем говорит и трактовка этого слова ј. ѕреображенским в его ЂЁтимологическом словаре русского €зыкаї: Ђќсновное значение Ц пониматьї. ѕолагаем, что именно такое объ€снение широкоупотребительного слова Ђинформаци€ї поможет полнее раскрыть смыслы дальнейших рассуждений по данной теме.

ќснование дл€ такого значени€ дает сама этимологи€ слова Ђпон€тьї, основа которого Ђ€тьї на индоевропейских €зыках и означала Ђбратьї (‘асмер, т. 1, c. 311; т. IV, с. 569).

»менно эти древнесмысловые пути дают, на наш взгл€д, основание дл€ различени€ в науке об информации ключевых его пон€тий Ђсообщениеї и Ђинформаци€ї, о чем, например, пишет ≈.ѕ. ѕрохоров: Ђ—ообщение Ц это еще не информаци€, только в соприкосновении его с УпотребителемФ по€вл€етс€ (выдел€етс€, порождаетс€) информаци€; информацией €вл€етс€ сработавшее в сообщении, использованное аудиториейї. ќтсюда он делает вывод: Ђ∆урналист должен понимать, что не все переданное оказываетс€ прин€тым и тем более адекватно освоеннымї (ѕрохоров, с. 32, 33).

“аким образом, из нескольких определений пон€ти€ Ђинформаци€ї (сообщение, отражение в живой и неживой природе, уменьшаема€ (снимаема€) неопределенность в результате получени€ сообщений) в теории массовой коммуникации важно именно последнее определение. ¬се сказанное подводит нас к проблематике информационной насыщенности сообщени€ (текста), его информативности.

—ущественную роль в вы€снении природы информации сыграло изучение количественного аспекта информации. “еори€ информации, созданна€  . Ўенноном и Ќ. ¬инером, использовала дл€ этого статистико-веро€тностные представлени€, то есть характеризовалась веро€тностной мерой, степенью сн€ти€, уменьшени€ неопределенности. ќдновременно пон€тие информации расширилось, теперь она характеризовала не только аспект человеческого общени€, но и все коммуникативные €влени€ в технических и естественных науках.

—уществуют различные виды классификации информации: объективна€ и необъективна€ (гносеологи€), атрибутивна€ и функциональна€ (онтологи€), потенциальна€ и актуальна€ (прагматика). —оциальна€ информаци€ относитс€ к функциональному виду информации, то есть такой информации, котора€ присуща только живым системам, прежде всего Ц человеку. ¬ этом виде информации кроме изучаемого математическими теори€ми количественной меры информации в последние дес€тилети€ вы€влены и свойства ее качественной меры, например, семантические и прагматические свойства. —емантические свойства рассматриваютс€ в св€зи с другими семиотическими аспектами информации.

¬ажное значение приобретает необходимость прагматического исследовани€ информации, в частности много споров идет о пон€тии ее ценности. ѕрагматическое отношение отличаетс€ от семантического тем, что оно есть отношение информации и субъекта, в то врем€ как семантическое Ц это отношение информации и объекта (см. п. 2 гл. II).

¬ыше уже говорилось о пон€тии энтропии информации (убывани€, оскудени€). ѕон€тие негэнтропии выражает упор€доченность материальной субстанции и, следовательно, негэнтропи€ информации Ц это избавление от искажений ее, говор€ €зыком техники Ц шумов, от хаотического отражени€ объективной действительности, чем часто страдает социальна€ информаци€. ѕодытожим сказанное ссылкой на мнение ј. ћол€ о пон€тии информации. ¬ соответствии с иде€ми теории Ўеннона, его смысл он св€зывает только с одним Ц непредсказуемостью сообщени€. ќсуществл€ть св€зь Ц это значит что-то передавать; это Ђчто-тої представл€ет собой сложность последовательности элементов; информаци€ и ее количества есть мера сложности структур, степень непредсказуемости, новизны смыслов, предлагаемых дл€ объекта воспри€ти€. ћерой информации €вл€етс€, таким образом, оригинальность группировок символов передаваемого текста, то есть противоположность банальности сообщени€. Ѕанальное сообщение поэтому всегда предсказуемо. ћера количества информации, мера информационной насыщенности сообщени€ есть, таким образом, мера его непредвиденности, мера неопределенности ситуации (ћоль, 1966, вступит, стать€, с.14Ц15).

—оциальные процессы необратимы и €вл€ютс€ в отличие от простых систем классической физики непредопределенными. ƒругими словами, на больших интервалах времени поведение социальной системы нельз€ предсказать, предвидеть, оно представл€етс€ хаотичным.

»нформаци€ €вл€ет собой свойство, обратное к неопределенности. Ћюбую возможность, котора€ могла бы позволить ее уменьшить, современные философы называют релевантной информацией. Ќосител€ми ее могут быть сообщени€, люди, организации. Ѕольша€ роль принадлежит здесь средствам массовой информации.

–елевантна€ информаци€ и ее свободное распространение по каналам массовой коммуникации играют большую роль в эволюции человеческого сообщества. ≈го переход к информационному обществу, к ноосфере (пон€тие ѕ. “ей€ра де Ўардена и ¬.». ¬ернадского) €вл€етс€ показателем возможностей человека расширить горизонты человеческого познани€, придать ему систематический, эволюционный характер, уже сейчас заложить и укрепл€ть основы сбалансированных и гармоничных отношений будущего Ц со-мыслие. Co-бытие формирует Co-знание, оно на разных уровн€х и этапах жизни социума приводит к —о-мыслию, —мыслу.

¬ результате эволюции создаетс€, по выражению  . ѕоппера Ђтретий мирї. ќбитател€ми третьего мира €вл€ютс€ прежде всего теоретические системы, другими важными его Ђжител€миї €вл€ютс€ проблемы и проблемные ситуации. ќднако его наиболее важными обитател€ми €вл€ютс€ критические рассуждени€ и то, что может быть названо Ц по аналогии с физическим состо€нием (первый мир) и состо€нием сознани€ (второй мир) Ц состо€нием дискуссий или состо€нием критических споров. —юда же  . ѕоппер относит и содержание журналов, книг и библиотек (ѕоппер, 1983, с. 441).

 

 оммуникаци€ как социальное действие. ¬иды социальных действий по ћ. ¬еберу.  оммуникаци€ как социальна€ реализаци€ информации и умножение новости человеческого со-быти€.  оммуникативное действие и его эффективность.

 

ћарксистска€ теори€ исторического процесса прослеживала закономерность смены общественно-исторических формаций в результате противоречий между производительными силами и производственными отношени€ми.

Ќемецкий социолог и историк ћ. ¬ебер рассматривал античность, феодализм, капитализм не как объективно бытовавшие и существующие формации, а лишь как идеальные исторические типы. “ем самым вместо объективной закономерности исторического развити€ была предложена концепци€ рациональности как генерирующей идеи и определ€ющей черты современной европейской культуры.

Ќаука, искусство, литература, журналистика, став€ своей целью исследование и познание мира и человека, нацелены прежде всего на обнаружение нового. ”ловить его можно двум€ пут€ми, по которым развиваетс€ само познание человека и общества Ц рационально и эмоционально. »стори€ дает нам примеры такого улавливани€, как умозрительным, рациональным путем, так и чувственным, интуитивным.

Ќо ћ. ¬ебер отмечал, что единственный путь перехода от полной неопределенности Ђвчувствовани€ї к тому роду определенности, который в состо€нии дать познание индивидуальных духовных содержаний сознани€, €вл€етс€ отнесение к ценности.

„тобы отделить, вычленить действи€ массы, индивидов толпы, которые не наделены смыслом, ценностью, а производ€тс€ чисто эмоционально, реактивно, ћ. ¬ебер ввел в социологию пон€тие Ђсоциального действи€ї. ¬едь еще ».  ант и √. –иккерт различали в субъекте два уровн€ познани€ им действительности: психологический (эмпирическое сознание) и гносеологический (сознание вообще). Ёмпирический, то есть психологический субъект индивидуален, а гносеологический Ц сверхиндивидуален. ѕервый лишь совершает индивидуальную оценку на эмпирическом уровне, второй же соотносит познанное с имеющимис€ в обществе ценност€ми. ¬ этом же ключе рассуждал русский мыслитель Ќ.ќ. Ћосский. ќн включал объект знани€, а именно то, к чему относитс€ переживание познающего, в сам процесс знани€. Ќо в состав этого процесса он вносил также процесс сравнивани€ (то есть того же соотнесени€). Ђ«нание есть переживание, сравненное с другими переживани€миї, Ц писал он.

 акие же ценности имели в виду мыслители –оссии и «апада? ƒумаетс€, речь идет об общечеловеческих ценност€х, на которые должно ориентироватьс€ вс€кое общество, считающее себ€ гуманным, таких как истина, справедливость, добро, польза, любовь, пам€ть, красота, Ѕог. Ёти ценности имел в виду и цитировавшийс€ нами ј. ћоль, когда говорил о глубокой культуре, возникающей на основе ассоциаций от определенным образом сориентированных культурем.

ћ.¬ебер выдел€л четыре основных вида социального действи€:

Ј целерациональное, критерием которого €вл€етс€ успех;

Ј ценностно-рациональное, то есть действие через веру в этическую, эстетическую, религиозную или другую ценность, вз€тую как таковую, независимо от успеха;

Ј аффективное (эмоциональное), про€вл€ющеес€ через актуальные аффекты и чувства;

Ј традиционное, то есть происход€щее через традицию, привычку.

ќговоримс€, что данна€ концепци€ имеет ценность и дл€ достижени€ поставленной нами цели, а именно: представить коммуникацию как обмен социальными действи€ми. Ёто может быть и их взаимообогащение, ведущее к более высокому материальному и духовному развитию, а может быть и объединение на почве антигуманных целей и ценностей, или скрытых за броскими лозунгами, популистскими приемами, Ђсмеховымиї масками антинародных интересов и целей. “ак нередко случаетс€ ныне в некоторых телепередачах и публикаци€х, скрытно или €вно провод€щих курс тех или иных политических направлений.

–азумеетс€, виды социальных действий, выделенные нами, могут и взаимопроникать, взаимонасыщать друг друга. Ќо важно отметить, что развитие нового содержани€, Ќового в том широком философском аспекте, который мы рассматриваем, возникновение ответного социального действи€ (в поведении, поступках, жизнеде€тельности) возможно лишь при настроенности на ценностно-рациональную информацию или же при ее воспри€тии. ѕоэтому и прогресс в его гуманистическом, а не только в технократическом русле возможен лишь при такого рода социальных действи€х.

“олкователи и критики ћ. ¬ебера данной его модели противопоставл€ли свою, в которой любой из видов социального действи€ €вл€лс€ смысловым, раз происходит коммуникаци€ между индивидами и группами, раз устанавливаетс€ между ними св€зь.

Ќаиболее последовательно развил и углубил концепцию ћ. ¬ебера современный немецкий философ и социолог ё. ’абермас.

»стинна€, Ђнеотчужденна€ї социальность, Ц считает он, Ц это коммуникаци€, обеспечивающа€ люд€м возможность совершенно свободного и абсолютно беспристрастного обсуждени€ высших ценностей. ѕоследние могут измен€тьс€ в ходе исторического развити€, а потому требуют посто€нного спора о себе. ё. ’абермас понимает теорию познани€ не как метатеорию, а как коммуникативный процесс. —оответственно коммуникаци€ рассматриваетс€ им как процесс познани€. ѕроцесс постижени€ знани€, о составе которого говорил Ќ. Ћосский (его слова мы уже приводили), в этом свете можно рассматривать тоже как коммуникацию, в котором познающим €вл€етс€ и сам коммуникатор (журналист, представитель —ћ»), и субъект, на который направлена коммуникаци€. Ёта парадигма действи€, ориентированного на взаимопонимание, была названа ё. ’абермасом коммуникативным действием.

“аким образом, основное свойство массовой коммуникации состоит в том, чтобы в процессе обсуждени€ ценностей быти€ вы€вл€ть в объективной реальности новое (новые знани€, новые представлени€ о мире и человеке, новые ценности и их значимость дл€ него) и тиражировать это новое, станов€щеес€ социальной информацией, с привлечением к диалогу все новых его участников. ѕри этом, как о том говорит теори€ информации, существует так называема€ концепци€ выбора нового, то есть его возникновени€ из крупных закодированных массивов сообщений и образов, а не только из составл€ющих элементов. ¬ыбор Ц это своеобразное раскодирование массивов сообщений, при котором, согласно этой концепции, новое возникает как ранее не существовавшее сочетание старого. ’удожники издавна пользуютс€ этим приемом. Ћ. ѕастернак как-то сказал, что Ўопен умел высказать новое на Ђстаром фильдовском €зыкеї. ¬ результате таких процессов человек, потребл€€ новое, включаетс€ в со-бытие с людьми, которые открыли, изобрели, произвели это новое.  акое-то врем€, врем€ коммуникации, он находитс€ в этом со-бытии. ѕережива€ его он достигает со-знани€, то есть общего уровн€ осознанности этого событи€. —ознание приводит его, в конечном счете, к смыслу, то есть к со-мыслию, помышлению событий и со-быти€ в целом вместе с другими участниками сообщени€-коммуникации. ¬ –оссии существовало прекрасное слово Ђсословиеї, обозначавшее общности людей, пришедших в результате своей общей трудовой и св€занной с этим умственной де€тельности к единогласию, со-гласию. “ак вот, объединени€ людей, пришедших к согласию, должны называтьс€ сослови€ми, а не классами, сектами, фракци€ми или как-нибудь еще не по-русски. Ђ лассї с латинского переводитс€ как Ђразр€дї, то есть нечто разреженное, разрезанное, Ђсектаї тоже в своей основе несет смысл разрезани€ и разделени€, не говор€ уже о слове Ђфракци€ї, что означает в переводе с латинского Ђразламываниеї.

—уществующий в современных —ћ  подход к умножению беспрестанной новости быти€, к сожалению, не соответствует в большинстве случае гуманистическому и нравственному пониманию процесса коммуникации, пути которого мы попытаемс€ определить в следующих главах.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 825 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1872 - | 1789 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.