Главенствующие ци1 — это 6 ци Земли: ветер-дерево, огонь-князь, огонь-министр, влажность-почва, сухость-металл, холод-вода, по раздельности главенствующие над 24-мя сезонными ци весны, лета, осени и зимы, проявляя значительные изменения во время смены сезонов года, поэтому расположены они в порядке взаимного порождения пяти стихий: дерева, огня, почвы, металла и воды. Инь в себе, ветер, дерево относятся к начальной ци, которая главенствует над периодом в 60 дней и 87,5 рисками2 перед днем весеннего равноденствия; ветер и восток — начало рождающейся на востоке ци, поэтому называют начальной ци. Счет ей начинают с больших холодов в середине «декабря», включают становление весны, дожди и воды, пробуждение насекомых3, до весеннего равноденствия в середине «февраля»4. Дерево может порождать огонь, т.е. малая инь и огонь-князь — вторая ци, главенствующая 60 дней и 87,5 рисок после весеннего равноденствия, счет ведут с весеннего равноденствия в середине «февраля», проходят чистый свет, хлебные дожди, становление лета, до малого изобилия в середине «апреля».
Огонь разделяется на князя и министра, князь и министр следуют друг за другом: огонь-князь впереди, огонь-министр позади, поэтому малый ян и огонь-министр неизбежно следуют за огнем князем, это третья ци, главенствующая назад и вперед от летнего солнцестояния по 30 дней и 43 риски с лишком, счет начинают с малого изобилия в середине апреля, проходят колошение хлебов, летнее солнцестояние, малую жару, до большой жары в середине «июня». Огонь может породить почву, т.е. великая инь, влажность и почва — 4-я ци, главенствующая 60 дней и 87,5 рисок перед осенним равноденствием, счет начинают с большой жары в середине «июня», проходят становление осени, конец жары, белые росы, до осеннего равноденствия в середине «августа». Почва может породить металл, т.е. янский свет, сухость и металл — 5-я ци, главенствующая после осеннего равноденствия в середине «августа», проходят холодные росы, выпадение инея, становление зимы; до малых снегов в середине «октября». Металл может породить воду, т.е. великий ян, холод и вода — завершающая ци, главенствующая до и после зимнего солнцестояния по 30 дней и 43 риски с лишком, счет начинают с малых снегов в середине «октября», проходят большие снега, зимнее солнцестояние, малые холода, до больших холодов в середине «декабря». Главенствующая ци года на этом завершает свой круг, что хорошо видно на рис. 7 (см. также табл. К).
В «Сувэнь», в «Великой теории шести тонких указаний» говорится: «Император5 сказал: «Желаю слышать, как положение шести сезонных ци соответствует географии?» Ци Бо сказал (в ответ): «Справа от просветления — местоположение огня-князя. Справа от огня-князя, назад сделать один шаг — огонь-министр правит им, снова сделать один шаг — ци-металл правит им, еще сделать один шаг — ци-вода правит им, еще сделать один шаг — цы-дерево правит им, еще сделать один шаг — огонь-князь правит им».
Именно так рассчитываются шесть шагов перемещения главенствующей ци. Посмотрим на самый внутренний круг на рис. 7, где показано 12 ветвей, — таким образом изображены горизонтальные направления, это и есть «география», о которой спрашивал Хуанди, а также построение двенадцати месяцев. О восходе солнца в комментарии Ван Бина сказано: «Солнце восходит — называют «посветление». Только получив направление на плоскости из выражения «справа от просветления — местоположение огня-князя», становится понятно, о чем идет речь. Хотя направление на восход солнца на плоскости меняется по сезонам и зависит от широты данного места, но в среднем это точно восток, позиция ветви (4). Далее, если ци 24-х сезонов распределить по четырем странам света, то увидим зимнее солнцестояние точно на севере, весеннее равноденствие на востоке, летнее солнцестояние на юге, осеннее равноденствие на западе, средняя ци четырех сезонов (т.е. двух равноденствий и двух солнцестояний) находится в квадрате, что наиболее рационально.
Рис. 7
Шесть ци главенствуют над сезонными ци
(т.е. над 24-мя сезонами. Приведенные даты - начало сезона по европейскому календарю.
В разные годы они могут отличаться на день, максимум на два.
Взяты из примечания к «Историческим запискам» Сыма Цяня.)
Поэтому «просветление» представляет собой позицию ветви (4) во время весеннего равноденствия. Просветление находится на востоке, человек становится лицом на восток, и, таким образом, «справа от просветления» означает перемещение на юг с направления точно на восток. Если же исходить из двенадцати ветвей на схеме, то это движение от ветви (4) к ветви (6), а, рассматривая с позиции сезонных ци третьего кольца на рис. 7, это участок от весеннего равноденствия до малого изобилия, этот шаг (включающий 60 дней и 87, 5 рисок) представляет собой позицию огня-князя, малой инь. Выражение «справа от огня-князя сделать шаг назад» означает движение от ветви (6) к ветви (8), или от малого изобилия до большой жары. Этот «шаг» — позиция огня-министра, малого ян. «Шаг назад» означает следующее, У древних историков считалось, что солнце, луна, пять планет, каждое по своей основной траектории, медленно движутся на восток, поэтому перемещение на восток называли «вперед», а на запад — «назад».
Так шаг за шагом идет продвижение от ветви (8) к ветви (10), от большой жары к осеннему равноденствию, служащее позицией для почвы, влажности и великой инь. От (10) к (12), от осеннего равноденствия к малым снегам — позиция металла, сухости, янского света. От (12) к (2), от малых снегов к большим холодам — позиция, воды, холода, великого ян. От (2) к (4), от больших холодов к весеннему равноденствию — позиция дерева, ветра, иня в себе. Всего 6 шагов, и получается 365 дней и 25 рисок, один цикл в год, каждый; год неизменно, потому и называют «шесть ци, главенствующие над временем».
Таблица К