Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эволюционные социальные изменения




 

Это изменения частичные постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивыепостоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных социальных системах; они (изме­нения) могут приобретать в связи этим восходящую или нисходя­щую направленность.

 

Эволюционными по своему характеру могут быть все описанные выше виды изменений — структурные, функциональ­ные, процессуальные и мотивационные.

Эволюционные изменения могут организовываться сознатель­но - соци­альные реформы

(реформа 1861 г. в России об отмене крепостного права, реформа П.А. Столыпина в начале XX столетия, введение нэпа в Советской России в начале 20-х гг.).

Но эволюционные социальные изменения могут быть и стихийным процессом.

В ка­честве такой общей тенденции можно указать на повышающийся на протяжении нескольких последних столетий средний уровень образования населения многих стран мира и общее уменьшение числа неграмотных.

 

Эволюционные социальные изменения не следует понимать в духе эволюционизма XIX в., утверждавшего линейную и универ­сальную последовательность по восходящей изменений всего со­циального организма и отдельных его частей.

Эволюционные из­менения от­личаются от других специфической внутренней структурой и мо­гут быть охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система.

Сам же кумулятивный процесс (процесс накопления) в свою очередь может быть, так сказать, «расщеплен» на два составляющих его подпроцесса:

* формирование инноваций (новых элементов) и

* их отбор.

 

Инновационный процесс. Как показали социологические иссле­дования, инновация (нововведение) есть комплексный процесс создания, распространения и использования нового практическо­го средства (новшества) для удовлетворения человеческих потреб­ностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в со­циальной и вещественной среде.

К социальным нововведениям относятся экономические, организационные, культурные, к веще­ственным — продуктные, технологические и др.

 

Понятие «инновация» вошло в науку еще в XIX в. и стало ис­пользоваться при анализе процессов изменения в культуре в про­тивовес понятию «традиция».

 

В настоящее время нововведение рассматривается как определенная стадия процесса социального изменения. В феномене нововведения выделяют обычно следую­щие элементы:

а) само новшество;

б) новаторы, т.е. те, кто создает его, создатели;

в) распространители;

г) оцениватели, восприемни­ки.

Сквозь призму этих элементов можно рассматривать процессы осуществления и реализа­ции социальных нововведений, в том числе в нашей стране, опре­делять сильные и слабые звенья в инновационном процессе.

 

Революционные социальные изменения. Эти изменения отлича­ются от эволюционных существенным образом:

1. они — не просто радикальные, а в высшей степени ради­кальные изменения, предполагающие коренную ломку социаль­ного объекта,

2. они — не частные, а общие или даже всеобщие изменения

3. они, как правило, опираются на насилие.

 

Социальная революция — предмет ожесточенных споров и дискуссий в истории социологии и других общественных наук.

К. Маркс называл социальные революции «локомотивами истории», т.е. движущей силой, «мотором» исторического развития.

В.И. Ленин видел в них «праздник эксплуатируемого и угнетенного народа».

П.А. Со­рокин назвал Октябрьскую революцию 1917 г. «бойней».

 

Сейчас, можно говорить о значительном рас­хождении в восприятиях и оценках социальной революции между обыденным сознанием людей и науч­ным пониманием этого явления.

Дело в том, что одновременно героическая и трагическая история страны в последние столетия, особенно на протяжении XX в., породила у различных слоев населения резкое неприятие идей революцион­ных социальных изменений, негативную оценку их. Однако исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко действительно способствуют более эффектив­ному решению назревших социальных проблем, интенсификации экономических, политических и духовных процессов, активиза­ции значительных масс населения и тем самым — ускорению пре­образований в обществе. Свидетельствами тому служат целый ряд социальных революций в Европе, Америке и других регионах в последние два-три столетия.

 

Революционные социальные изменения возможны и в буду­щем.

Однако они, во-первых, не будут на­сильственными,

во-вторых, не будут касаться одновременно всех сфер жизнедеятельности общества, а лишь отдельных социальных институтов или областей общественной жизни — науки, техники, сферы управления (например, научные и технологические рево­люции, кардинальные изменения стратегии и методов управления различными отраслями хозяйства).

 

Противоположностью направленных процессов являются
ЦИКЛИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ,

Они отличаются тем, что в определенные моменты система возвращается в исходное, первоначальное состояние. Классические примеры таких процессов встречаются в экономике. Это так называемые конъюнктурные циклы роста и падения (регресса). На финансовых рынках они проявляются как фазы так называемых «рынка быков» и «рынка медведей».

В научной литературе пос­ледних лет все большее внимание уделяется циклическим соци­альным изменениям.

 

Это, видимо, более сложная форма социаль­ных изменений, т.к. она по существу включает эволюционные и революционные изменения, восходящую и нисходящую тенден­ции.

 

Циклические изменения подразумевают не отдельные единичные акты каких-либо перемен, а определенный ряд изменений, который в совокупности образует цикл.

Цикл – определенная совокуп­ность явлений, процессов, последовательность которых представ­ляет собой кругооборот в течение какого-то промежутка времени. Конечная точка цикла как бы повторяет первоначальную, но только в других условиях или на другом уровне.

 

Циклические социаль­ные изменения происходят в соответствии с временами года (се­зонный характер сельскохозяйственных работ), но могут охваты­вать периоды в несколько лет (например, изменения, обусловлен­ные экономическими кризисами) и даже несколько столетий (типы культур).

Мно­гие социальные институты, общности, и даже целые обще­ства изменяются по циклической схеме — возникновение, рост, расцвет, кризис и увядание. Такой схеме изменений подвержены многие структуры в обществе — со­циальные, экономические, политические, духовные.

Особую сложность картине циклических социальных измене­ний придает то обстоятельство, что разные структуры, разные яв­ления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжитель­ности — от сезонных, укладывающихся в рамки одного года и даже меньше, до многовековых.

 

В каждый данный момент истории мы имеем одновременное сосуществование социальных структур, явлений, процессов, находящихся на разных ступенях развития своего цикла. Этим в значительной степени определяет­ся характер взаимодействия между ними, вза­имные несоответствия, несовпадения и конфликты.

Наглядным примером циклического характера социальных из­менений служит смена поколений людей.

Каждое поколение на­рождается, проходит период социального созревания (социализа­ции), затем период активной деятельности, далее следует период старости и естественного завершения жизненного цикла. Каждое поколение формируется в специфических социальных условиях, поэтому не похоже на предыдущие поколения и привносит в жизнь, в действительность, в политику, экономику, культуру что-то свое, новое, чего еще не было в социальной жизни, — тем самым оно осуществляет многочисленные социальные изменения. Вклад по­колений в процессы социальных изменений бывает различным, но, несомненно, каждое такой вклад вносит.

Средний промежуток времени между рождением и смертью представителей данного поколения составляет среднюю продол­жительность жизни. Это — показатель уровня жизни и темпа со­циальных изменений (он существенно менялся на протяже­нии истории).

Так, еще в конце XIX в. средняя продолжительность жизни не превышала 35—40 лет, хотя и тогда встречались старики, жившие до 80—100 лет. Ныне средняя продолжительность жизни в развитых странах поднялась до отметки в 70 лет и выше.

Этот промежуток времени можно считать полным циклом поколения для данных условий.

Вместе с тем можно выделить малые циклы, прежде всего период активной трудовой деятельности данного поколения, кото­рый составляет в современных условиях в среднем примерно 35— 40 лет (с начала трудовой деятельности в 20 лет до достижения; пенсионного возраста в 55-60 лет).

Если полный цикл означает фактически полное обновление населения, физическую смену поколений, то малый цикл — смену поколений в жизнедеятельности общества.

При рассмотрении фактически всех социальных изменений нельзя абстрагироваться от циклического характера смены поко­лений в обществе.

Преемственность поколений,

во-первых, сама имеет циклический характер,

во-вторых, придает циклический характер другим социальным изменениям и определенным обра­зом влияет на общий темп социального развития.

 

Важное значение здесь имеет соотношение между тремя величина­ми: полным и малым циклами поколения людей и циклом поко­ления машин (и овеществленных в них знаний).

 

За последние 200-300 лет мы наблюдаем. ускорение темпов общественного развития.

Речь идет не о поколениях людей, а о поколениях знаний, машин (компьютеров, самолетов и др.).

В реаль­ной жизни мы постоянно стараемся различить старые и новые поколения техники.

 

В социологической литературе подчеркивается, что но­вым поколением могут быть названы только такие совершенные орудия труда, инструменты, механизмы, которые хотя бы в одном, а часто в нескольких отношениях, по крайней мере вдвое превос­ходят прежние по своей эффективности.

В предыдущие века по­коления машин сменялись очень медленно: несколько поколе­ний людей работали фактически на технике одного и того же по­коления, (характерно для сельскохозяйственно­го производства)

После промышленной революции XVIII—XIX вв. темпы смены поколений техники возросли и стали сравнимы со сменой поколений людей.

Научно-техническая революция с сере­дины XX в. внесла во взаимоотношение этих поколений качест­венное изменение: теперь, тем­пы смены новых поколений техники стали стремительно опере­жать темпы смены поколений работников.

 

Процесс обновления техники теснейшим образом связан с про­цессами старения знаний и необходимостью их обновления.

Здесь следует различать овеществленное знание, т.е. воплощенное в тех­нике, машинах; и знание «живое», т.е. воплощенное в самих работниках, выражающееся в их квалификации, компетентности (в разрядах, ученых степенях).

 

Старение знаний определяют через интервал времени, в тече­ние которого наличное знание, в том числе квалификация работ­ников, обесценивается наполовину.

Следовательно надо повышать квалификацию работников. Ведь если предположить, что удвоение объема зна­ния, необходимого для какой-либо профессии происходит в ин­тервале 12 лет, то человек, начав работать после окончания вуза в 23 года, уже к 35 годам будет обладать только половиной, к 47-четвертью, а к 59 — одной восьмой частью знаний, необходимых для профессиональной квалифицированной деятельности в дан­ной области.

 

Таким образом, в современном обществе по сравнению даже с обществом прошлого столетия ус­коряется смена поколений машин, техники и технологии, но за­медляется процесс физической смены поколений людей.

Однако наблюдается также убыстрение процесса обновления квалифика­ционного уровня работников. Эти показатели в совокупности и определяют темпы научно-технического прогресса общества.

Проблема больших циклов (длинных волн). Особое внимание многих специалистов в области общественных наук привлекает циклический характер социальных изменений на сравнительно больших отрезках времени — в несколько десятков лет. Значи­тельное распространение среди экономистов и социологов получили теории так называемых больших циклов, или длинных волн.

 

Выдающийся вклад в разработку этих теорий внес русский экономист Н.Д. Кондратьев.

Он разделил экономические процессы на два вида:

1 проте­кающие в одном направлении (необратимые)

2 протекающие вол­нообразно (обратимые).

К последним ученый относил изменения товарных цен, процентных ставок на капитал, денежной заработ­ной платы, уровня добычи и потребления угля, производства чугу­на, свинца и др.

 

На основе статистической обработки стоимост­ных и натуральных показателей экономического развития Англии, Франции, Германии, США примерно за полтора столетия (с кон­ца XVIII в.) Н.Д. Кондратьев пришел к выводу о наличии в тот период больших циклов конъюнктуры продолжительностью око­ло 57 лет.

При этом каждый большой цикл проходит в своем раз­витии «повышательную» и «понижательную» фазы.

Материальной основой циклов Н.Д. Кондратьев считал обновление элементов ос­новного капитала, в частности, развитие сети железных дорог, кана­лов, а также подготовку квалифицированной рабочей силы.

 

К настоящему времени большие циклы (длинные волны) за­фиксированы другими зарубежными и отечественными исследо­вателями на материале экономических и социальных показателей.

В основе механизма длинных волн разные авторы называют:

* процесс распространения нововведений,

* смену лиди­рующих отраслей экономики,

* смену поколений людей,

* долговре­менную динамику нормы прибыли и др.

 

Большинство ученых рас­сматривают феномен длинных волн не только как экономичес­кий, но и социальный, исторический и социально-психологичес­кий.

 

В результате сложилось следующее его понимание: большие циклы (длинные волны) — это «периодические повторения ха­рактерных социальных, экономических, технологических ситуа­ций.

например, как продолжительные экономические подъ­емы и спады, сравнительно короткие периоды интенсивной реа­лизации технических новшеств, пики социальной напряженнос­ти и т.д.

 

Эти характерные ситуации регулярно повторяются при­мерно через каждые 50 лет (социальные, как считает часть иссле­дователей, — через 25 лет). Они почти синхронны для большин­ства ведущих развитых стран, их проявления зафиксированы в статистике этих стран на протяжении двухсотлетнего периода ис­тории

Специалист по теории длинных волн Н.В. Лукашевич приво­дит наиболее распространенную периодиза­цию длинных волн и их продолжительности.

  Номер волны поворотные точки
             
  Мин Макс Мин Макс Мин Макс Мин Макс Мин Макс Мин Макс
      1780-1790 1810-1820 1842-1850   1890-1895 1913-1920 1930-1940   1990-1995 2010-2030
Продолжит.       46,5 42,5 57,5
Повыш.       26,5    
Пониж.         18,5 22,5

 

В районе поворотных точек или вблизи них на протяжении всего фиксируемого периода, как правило, имели место крупные события общеевропейского или даже миро­вого масштаба.

Первая волна:

минимум — Великая французская революция конца XVIII сто­летия,

максимум — наполеоновские войны.

Вторая волна:

минимум — буржуазные революции в ряде европейских стран,

максимум — Парижская коммуна, франко-германская война.

Третья волна:

максимум — первая мировая война.

Четвертая волна:

минимум — начальный период второй мировой войны,

максимум — пик леворадикального движения в развитых западных странах.

Пятая волна:

минимум — распад Советского Союза, разрушение мировой социалистической системы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2578 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2499 - | 2377 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.