Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—удьба мусульманской школы




¬ 1925/26 учебном году на —еверном  авказе функционировали 743 религиозные школы с 15411 учащимис€ в них.441 ќдновременно по всему краю функционировали 1644 мечети.442 Ѕольшое число религиозных учреждений вызывало обеспокоенность агитационно-пропагандистского отдела ÷  ¬ ѕ(б), и по этому поводу заместитель заведующего орготделом, он же заведующий национальным подотделом ÷  ¬ ѕ(б) ћ.  обецкий писал инструктору јѕќ ј. –€хину: Ђ≈сли бы ты знал, с каким боем приходитс€ работать по вопросу об арабских школах... ¬о вс€ком случае, несмотр€ на за€вление тов. Ћуначарского, что арабские школы распростран€ют грамотность, возраст учащихс€ в них будет нормирован, и этот пункт надо считать победой. Ќезависимо ни от чего мы, безбожники, в пропаганде должны и устно, и печатно выступать против школ Ч этот удел досталс€ нам... “ут волей-неволей придетс€ разбить работу по участкам и брать их по очереди. –аботу повести по национальному признаку и в первую очередь вз€тьс€ за те мусульманские национальности, среди которых коммунисты изжили религиозные предрассудки...ї.443

21 августа 1925 года Ќ ¬ƒ и Ќаркомпрос прин€ли инструкцию #446/72-цс, в которой указывалось, что с этого времени преподавание мусульманского вероучени€ может проводитьс€ только в мечет€х с разрешени€ облисполкомов и только дл€ лиц, достигших четырнадцатилетнего возраста и представивших свидетельство об этом. —огласно инструкции и на основании закона об отделении церкви от государства, религиозные предметы ни в коем случае не могли преподаватьс€ в общеобразовательной школе. „тобы получить разрешение на преподавательскую де€тельность, представитель духовенства должен был направить за€вление в административный орган, в котором указать свое социальное, общественное и служебное положение за врем€ с 1914 года, принадлежность к тому или иному сословию до революции, врем€ присоединени€ к данному религиозному культу и общественное положение.444 —окращение религиозных школ шло постепенно, на прот€жении нескольких лет.

Ќа —еверном  авказе, по-прежнему, мусульманские школы делились на два типа: мактаба (низша€ религиозна€ школа) и мадраса (учебное заведение повышенного типа). —рок обучени€ в мактаба составл€л 4Ц5 лет, единственным учителем здесь был мулла, который обучал детей письму и чтению по  орану. ѕоступить в мадраса имели возможность немногие, в основном дети состо€тельных родителей. ¬ —еверокавказском регионе мадраса были только в ƒагестане и кабардинском селении Ѕаксан.445 “ак что ћ.  обецкий, говор€ о ликвидации арабских школ, подразумевал уничтожение мусульманских школ обоих типов.

ƒействительно, в 1926/27 учебном году их количество сократилось, зато возросла численность учеников в них более чем на 1000 человек. ќдновременно с этим увеличилось число арабских школ в „еченской (до 126) и  арачаевской (до 12) автономных област€х. ¬ »нгушетии и „еркесии все осталось на прежнем уровне, зато в  абардино-Ѕалкарии и јдыгее постановлением Ќ ¬ƒ и Ќародного комиссариата просвещени€ к концу 1928 года религиозные школы были закрыты полностью, хот€ еще некоторое врем€ они продолжали действовать подпольно.446

¬ противовес мусульманским школам и мечет€м на —еверном  авказе создавались школы социалистического воспитани€ Ч Ђсоцвосыї, Ђнародные домаї, антирелигиозные кружки. ѕо сведени€м —оюза безбожников, на 1 сент€бр€ 1928 года на —еверном  авказе функционировали 5 738 школ Ђсоцвосаї, 339 Ђнардомовї и клубов, 153 антирелигиозных кружка, 143 избы-читальни.447

¬ 1920-х годах в селах и городах —еверной ќсетии еще не наблюдалось серьезных антиисламских гонений, они начнутс€ лишь в 1930-е годы. Ќапример, в 1920 году в трех кварталах небольшого селени€ Ћескен »рафского района действовали три мечети и мадраса при них. ѕри мечет€х служили не только жители Ћескена, но и приглашенные муллы и имамы из соседнего селени€ ¬ольно-ћагометановское, а также из  абарды и Ѕалкарии. ќкончившие мактаба молодые мусульмане могли продолжить свое образование в  абарде и ƒагестане, а некоторые Ч в “урции и арабских странах. —осто€тельные лескенцы выезжали дл€ совершени€ хаджа к св€тын€м ислама в ћекку и ћедину.

ќт руководителей партийной и комсомольской €чеек Ћескена, созданных в 1920 году, требовалось начать перестройку жизни села Ђна новый ладї, и в первую очередь провести преобразовани€ в сфере школьного обучени€. ѕервые сообщени€ о том, что теперь все дети (и мальчики, и девочки) будут обучатьс€ вместе, вызвали панику у большинства мусульман.  ардинальные меры по переводу образовани€ на безрелигиозную основу зан€ли около п€ти лет. ¬ 1924 году дл€ лескенской молодежи был открыт подготовительный класс в √орском педагогическом техникуме, а в 1926 году первых учеников прин€ла Ћескенска€ средн€€ школа.448

јналогичные меропри€ти€ начались и в соседней с ќсетией »нгушетии. „етверта€ ингушска€ областна€ партийна€ конференци€, состо€вша€с€ в начале но€бр€ 1927 года, отметила, что Ђработа по проведению классовой линии в аулеї осложн€етс€ из-за вли€ни€ на общественное сознание религиозных и бытовых установок. ЂЁти пережитки, Ч отмечалось в резолюции по докладу об очередных задачах партии в деревне, Ч еще во многих случа€х продолжают действовать, дава€ в руки кулацких и близких к ним зажиточных групп дополнительные оруди€ воздействи€ на середн€ка и бедн€ка, по линии религиозной и бытовой в сторону затемнени€ классового интереса последнихї.449

¬ июле 1929 года состо€лось очередное партийное совещание по мерам улучшени€ атеистичесакой работы при јгитпропе ÷  ¬ ѕ(б). Ќа совещании было прин€то решение о переходе советской школы от Ђбезрелигиозного воспитани€ї к Ђсистеме атеистического воспитани€ї. —екретарь ÷  ¬ ѕ(б) ≈.ћ. ярославский потребовал: Ђѕришло врем€, когда за атеистическую работу должны вплотную вз€тьс€ люди науки и техники, искусство и литература об€заны ей удел€ть неустанное вниманиеї.450 ѕрактически одновременно на краевом съезде —оюза воинствующих безбожников и сотрудников идеологических отделов областных и окружных комитетов ¬ ѕ(б) был поставлен вопрос о немедленной ликвидации мечетских школ в „ечне и »нгушетии, где они продолжали действовать, несмотр€ на их официальное закрытие. „лен краевого комитета партии ћ.ј.  ундухов, выступивший с докладом Ђќб антирелигиозной работе в национальных област€х —еверного  авказаї, настаивал на необходимости решени€ вопроса по мечет€м, которые Ђэксплуатируют труд верующих кресть€нї.451

¬ конце 1920-х годов началось разрушение мечетей в осетинских селах. ¬ 1930 году в ¬ольно-ћагометановском осталась не разрушенной лишь одна мечеть. ќна была превращена в заготовительную контору.452 —амо село ¬ольно-ћагометановское было укрупнено за счет вхождени€ в его состав трех колхозов; в них открыли 25 дневных и вечерних школ-ликбезов. ѕри этом власти допускали оскорблени€ чувств верующих, нападкам подвергались муллы и хаджи. —реди населени€ распростран€лс€ лозунг Ђ»ли светска€ школа, или мечетьї.453 ¬озникала проблема с заведующими школ: своих подготовленных кадров в ¬ольно-ћагометановском не хватало, и никто из других мест не желал ехать в селение, в котором были очень сильны мусульманские традиции, многие жители выступали против светского образовани€. ќсобенно большое сопротивление вызывала попытка обучени€ в школах-ликбезах девочек. ѕоэтому первоначально открывались отдельные классы дл€ мальчиков (с преподавател€ми-мужчинами) и девочек (дл€ которых преподавали женщины).  огда приток девочек в школы стал возрастать, раздельное обучение было отменено.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1246 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

669 - | 725 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.