Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Создание Центрального Мусульманского Комиссариата




1 декабря 1917 года Ахмед Цаликов, занимавший пост председателя Исполнительного комитета Всероссийского мусульманского совета, был приглашен в Смольный для беседы с народным комиссаром по делам национальностей РСФСР И. Джугашвили-Сталиным. Сталин, уже знакомый с Цаликовым по совместной работе в Грузии, заявил, что не требует от Исполкома мусульман заявления о солидарности: единственное, чего хотелось бы социалистическому правительству, — это лояльности со стороны мусульман. Развивая идею о возможных отношениях, Сталин высказал предположение, что они могут осуществляться по трем направлениям: образование единого Комиссариата по мусульманским делам, в состав которого вошли бы представители всех крупных мусульманских народов; назначение на пост комиссара по мусульманским делам мусульманина-социалиста по представлению мусульманских организаций в лице Исполнительного комитета; в случае несогласия с двумя вышеуказанными пунктами, сохранение периодичных контактов для «безболезненного урегулирования различных мусульманских вопросов, возникающих в процессе революции». События развивались по первому варианту: в составе Наркомнаца был создан Комиссариат по делам мусульман. Декрет СНК #144 «Об учреждении Комиссариата по делам мусульман» был подписан в Петрограде 17 января 1918 года председателем СНК В. Ульяновым (Лениным), народным комиссаром по Делам Национальностей И. Джугашвили-Сталиным, управляющим Делами Правительства В. Бонч-Бруевичем. Комиссаром по Делам Мусульман был назначен член бывшего Учредительного собрания от Казанской губернии Мулла-Нур-Вахитов, а его товарищами — члены бывшего Учредительного собрания от Уфимской губернии Галлимзян Ибрагимов, от Оренбургской губернии — Шариф Манатов.387

На начальном этапе ислам не представлял для партии большевиков реальной угрозы. Более того, с мусульманами нужно было консолидироваться в деле устранения конкретного и сильного противника — Русской Православной Церкви. Разыгрывая «мусульманскую карту», новая власть преследовала несколько целей: привлечь мусульман, как активную часть общества, на свою сторону; использовать их в качестве средства пропаганды идей большевизма и социализма на страны Востока; устранить таким образом возможные препятствия в проведении как внутри, так и внешнеполитической линии; использовать мусульман в борьбе с другими конфессиями и социальными слоями немусульманского общества.

На следующих этапах развития отношений с мусульманской уммой планировалось следующее (необходимо заметить, что задачи эти вырисовывались постепенно, исходя из конкретной исторической ситуации): сыграв на классовых противоречиях в мусульманской среде, разобщить мусульман «по классовому признаку»; добиться устранения активной части «имущественного сословия» мусульман, к которому принадлежали представители образованного мусульманского духовенства; ослабив мусульманские общины, завершить их разгром, уничтожив мечети, медресе, наиболее образованных муфтиев, мулл, кадиев, имамов; оставить незначительную («парадную») прослойку лояльных мусульман для демонстрации свободы совести и вероисповедания в государстве.

Исходя из этих, неафиширумых, задач, направлялась и координировалась деятельность Центрального Мусульманского Комиссариата (ЦМК). Впрочем, самим мусульманам нравилось такое положение дел, их опьяняла причастность к грандиозным революционным событиям. В первых отчетах о своей деятельности лидеры ЦМК говорили: «Вся деятельность Центрмускома с первых же дней его возникновения определилась теми задачами, которые поставили перед собой революционеры-мусульмане, вошедшие в его состав, а именно: способствовать русской революции превратиться во Всемирную Социалистическую».388 Исходя из этих задач строилась внутренняя и внешняя политика Центрального Мусульманского Комитета.

В области внешней политики ЦМК исходил из общих задач «необходимости революционизирования Востока и подготовления в мусульманских странах Азии и Африки... восстания против западноевропейского империализма».389 Эта задача была сформулирована с перспективой на долгие годы. В 1918-м году намечались первые шаги по реализации внешнеполитических планов. При ЦМК был создан Отдел международной пропаганды. В первую очередь предполагалась объединить в Центральном Мусульманском Комиссариате «недовольных правительствами своих стран» эмигрантов из мусульманских стран. Агитация идей социальной революции проводилась и среди военнопленных-мусульман, захваченных в ходе первой мировой войны, которые вербовались в ряды РККА. Активизация деятельности в рядах Отдела международной пропаганды турецких мусульман даже вызвала болезненную реакцию Армянского Комиссариата, вылившуюся в серию публикаций против внешней политики ЦМК в газете «Ени-Дунья».390

Общие направления внешней политики, определенные в 1918 году, продолжали развиваться на протяжении последующих лет, даже тогда, когда ЦМК уже перестал существовать. В 1923 году Народный Комиссариат Иностранных Дел требовал от своих структур проведения активной работы под девизом «Шариат и социализм не противоречат друг другу».391

Во внутренней политике, руководствуясь благими намерениями «укрепления завоеваний Октябрьской революции» и «способствования развитию социализма среди мусульман», ЦМК и его отделы проводили линию на «классовое расслоение мусульманских народностей» и «окончательное подавление мусульманской буржуазии».

В ходе Октябрьской революции мусульмане сформировали немалое количество различных организаций. Среди них были такие организации как Всероссийский Мусульманский Совет, Всероссийский Мусульманский военный Совет, Национальный Парламент Мусульман Внутренней России, Сибири и башкирского Курултая и др. Руками членов Центрального Мусульманского Комитета партия большевиков занялась устранением с политической арены этих организаций. Вместо них в губернских и уездных городах, селах и деревнях создавались «органы пролетарской власти» в лице Советских мусульманских комиссариатов в городах и Советов деревенской бедноты — в сельской местности.

При содействии ЦМК шло укрепление частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Мусульманские социалистические полки были созданы в Уфе и Казани, татаро-башкирские батальоны — в Казани и Москве, отдельные отряды мусульман-красноармейцев — в Астрахани, Перми и других городах многонациональной и многоконфессиональной России. Страна бунтовала, использование мусульман в подавлении бунтов и восстаний было как нельзя кстати. Руководители Наркомнаца не могли не отметить, что «Эти части всегда доказывали свою стойкость, особенно в моменты, когда русская буржуазия делала попытки свержения Советской власти путем подкупа и провоцирования русских красноармейских частей».392 Мусульманский Комиссариат сумел предотвратить восстание пяти тысяч красноармейцев в Казани после падения Самары в конце лета 1918 года. Из состава красноармейских частей Центрмускомом был выведен казанский мусульманский полк (800 человек), на подмогу ему из Москвы прибыл татаро-башкирский батальон (117 человек). Аналогичные мероприятия Мусульманский Комиссариат проводил в Астрахани.

Провинциальные отделы ЦМК вовсю трудились на агитационно-пропагандистком направлении. Подготавливались революционные воззвания к мусульманам, на местные языки переводились брошюры коммунистических деятелей, готовились издания газет на татарском и башкирском языках.

Отношения Центра с народами Кавказа устанавливались более медленными темпами: сказывалась географическая удаленность. Провести работу «с размахом» здесь мешало, в первую очередь, отсутствие регулярного сообщения. И все-таки при Центральном Мусульманском Комиссариате были открыты Отдел горцев, Закавказский, а также Туркестанский и Крымский отделы. Все усилия ЦМК и вновь созданных отделов были направлены на то, чтобы увлечь мусульман Кавказа, Средней Азии и Крыма общей идеей классовой борьбы. Для достижения поставленной цели вновь разворачивалась деятельность агитационно-пропагандистского аппарата. Однако отпечатанные воззвания и литература не всегда доходили до кавказских городов и селений. Планы ЦМК вскоре были нарушены окончательно, поскольку Горский отдел выделился в самостоятельную единицу при Народном Комиссариате по делам национальностей.393

В это же время осуществлялись попытки реорганизации мусульманской школы в духе времени. В июне 1918 года был созван III Всероссийский съезд учащихся мусульман, который «принял платформу» Советской власти. Повсеместно открывались педагогические курсы для подготовки учителей, направляемых в мусульманские школы. При Отделе Просвещения Наркомнаца была создана Народная Коллегия, на которую возлагалась задача «научного обоснования всех вопросов народного образования мусульман», а также «теоретическая разработка вопроса о мусульманском университете, Восточном музее и Центральной Фундаментальной Мусульманской библиотеке».394 Грандиозные планы преобразования жизни мусульманской общины не были до конца реализованы в связи с гражданской войной.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1621 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2300 - | 1987 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.