Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мусульмане Осетии в годы революции




Особенности уклада и образа жизни горских народов наложили свой отпечаток на установление советской власти на Северном Кавказе. Немаловажную роль при этом играли религия и народные традиции. К началу первой русской революции 1905–1907 годов основой социально-экономической жизни Осетии было личное хозяйство. Развитие промышленности затронуло лишь крупные города Северного Кавказа — Владикавказ, Грозный, Порт-Петровск (современная Махачкала. — Н.Е.). Процессы преобразования хозяйственной сферы фактически не коснулись высокогорных районов, традиционный уклад жизни в которых остался почти неразрушенным. Поэтому революционная пропаганда в первую очередь была направлена на городское население: рабочих и интеллигенцию.

В истории революционных событий Северный Кавказ явился маленькой моделью большой общероссийской ситуации. Русско-японская война 1904–1905 годов послужила катализатором для развития первой русской революции. И первыми участниками революционных событий в Терской области стали всадники Осетинского конного дивизиона, среди которых было немало мусульман. В ноябре 1904 года они подняли восстание в войсковых частях, первоначально требуя от командования своевременного увольнения в запас.366 Невыполнение этих требований привело к перерастанию конфликта в политическую сферу. Восстание Осетинского дивизиона современные историки расценивают как «сыгравшее заметную роль в нарастании революционного брожения в Терской области».367

Очередным мощным потрясением, изменившим во многом ход исторических событий в России в целом и на Кавказе в частности, стала первая мировая война. Царское правительство отправило на фронт из разных уголков Российской империи тысячи солдат всех национальностей и вероисповеданий. Многие мусульмане считали свое присутствие на полях сражений священным долгом. Добровольцами на фронт уходили даже дети. Так, в журнале «Война», издававшемся в Петрограде в 1915 году, сообщалось о двенадцатилетнем добровольце из Чечни, ученике-реалисте Абубакаре Джуркаеве, отправившемся на фронт вместе с отцом.368 И такие случаи не были единичными. Приняв российское подданство, мусульмане считали своим долгом «верой и правдой служить Царю и Отечеству».

Многие осетины участвовали на фронтах первой мировой войны в составе знаменитой Кавказской конной дивизии, созданной по распоряжению императора Николая II в августе 1914 года. Более трех тысяч офицеров и всадников этой дивизии служили в шести полках: Кабардинском, втором Дагестанском, Черкесском, Ингушском, Чеченском и Татарском. Большей частью осетины были зачислены в состав Кабардинского полка, и несли службу вместе со своими земляками-мусульманами.369

Война отразилась крайне негативно на социально-экономическом, политическом и культурном состоянии Северного Кавказа. Пятигорская газета «Голос» в 1917 году писала: «Война — четвертый год. И все продолжается, и конца ее не видно. Она питает разруху. Петля на шее народа затягивается все туже и туже. Голод в деревнях, голод в городах...».370 Разруха и голод приводили к возмущениям среди населения. Категоричность письма во Владикавказскую управу наглядно свидетельствует об этом: «Что делается в городе? За всем очередь. Мы, рабочие, приходим домой, находим полный беспорядок, дети брошены, жены стоят в очередях. Мы должны сидеть голодными. Если так будет и дальше, мы разгромим всех, камня на камне не останется».371

На этом фоне в Северной Осетии набирало обороты революционное движение. В марте 1917 года были организованы органы Временного правительства на Тереке и в Дагестане, что вызвало большую тревогу среди мусульманского духовенства. Имамы и муллы выступили против большевиков, говоря, что они «не признают религию.., дают женам права мужей».372 28 апреля 1917 года в Баку был созван съезд мусульман Закавказья и Северного Кавказа, на котором духовные лидеры регионов договорились о более тесном сотрудничестве. Также было принято решение о срочном созыве во Владикавказе съезда горцев Северного Кавказа.373

На рассмотрение съезда (1–10 мая 1917 г.) был вынесен вопрос о создании суверенного северокавказского государства, был сформирован Временный Центральный Комитет Союза объединенных горцев Северного Кавказа (с ноября 1917 года — «Горское правительство»). Избранный комитет возглавили 17 представителей различных народностей, в том числе дагестанский религиозный деятель Нажмуддин Гоцинский, кабардинец Пшемахо Коцев, осетин Ахмед Цаликов.374

На наш взгляд, Ахмед Цаликов является знаменательной, исторически значимой личностью в истории Осетии (о чем, в силу определенных обстоятельств, абсолютно не говорилось в советское время). Цаликов (Цалыккаты) Ахмед Тембулатович родился в 1882 году в семье осетина-мусульманина. Обучаясь на юридическом факультете Московского университета, вошел в студенческое революционное движение. В декабре 1905 года он принял участие в революционных событиях во Владикавказе, был подвергнут аресту. После поражения революции 1905–1907 годов выступал во Владикавказе за создание широкой классово-политической организации пролетариата. Впоследствии координировал деятельность Терско-Дагестанского и Северо-Кавказского союзов РСДРП, возглавлял мусульманское движение на Тереке.375

В отличие от Февральской, Октябрьская революция была встречена отрицательно многими мусульманами России. В их числе был и Ахмед Цаликов. В сентябре он заявил от имени группы мусульман, что выступает против передачи власти Советам. В предисловии к изданию своих речей на первом Всероссийском съезде мусульман Цаликов писал: «Прошло пять... бурных месяцев революции. И приходится с грустью констатировать, что революционная демократия в проблеме устроения народов России далеко не стала на путь, гарантирующий за народами право полного национально-культурного и политического самоопределения».376 Тем не менее, в связи с началом работы Национального собрания мусульман России и Сибири (20 ноября 1917 г.), А. Цаликов направил меджлису телеграмму с призывом установить контакты с Советским правительством.

На первом съезде горских народов во Владикавказе лидировали две партии — социалистов, выступающих за широкие революционные преобразования, и шариатистов, лидеры которого видели главную задачу в том, чтобы на Северном Кавказе было учреждено исламское государство по типу шамилевского имамата. В решениях съезда прослеживалось явное влияние ислама. Религиозная секция, заседавшая 3–5 мая, приняла решение об учреждении должности шейх-уль-ислама с резиденцией последнего в городе Петрограде. Назначенный на эту должность представитель религиозных кругов должен был пользоваться правами министра по мусульманским религиозным и политическим делам и мог влиять на жизнь горцев. По решению съезда для мусульман северокавказских областей предполагалось ввести должность кавказского муфтия с резиденцией в городе Владикавказе. Здесь же должно было находиться Кавказское духовное правление и высшее мусульманское учебное заведение — Юридическая Академия Шариата.377

Особую активность в вопросе реализации идеи об имамате проявили Н. Гоцинский и шейх Узун-Хаджи. Для дальнейшего рассмотрения этого вопроса 19 августа (2 сентября) 1917 года в высокогорном ауле Анди Дагестанской области было решено провести второй съезд горских народов.378 Однако из-за бездорожья большая часть депутатов (до 5 тысяч человек) задержалась в чеченском ауле Ведено. Среди собравшихся в Анди произошел раскол. Половина делегатов, поддерживающих установление советской власти, покинула съезд, чем сорвала его проведение. Делегаты в Ведено поддержали Н. Гоцинского и провозгласили его имамом Чечни и Дагестана. Почти сразу же после избрания на эту должность, Н. Гоцинский обратился к муллам и прихожанам северокавказского муфтията с посланием, в котором объявил, что не допустит никаких проявлений анархии и будет неукоснительно вести борьбу с любыми преступлениями против норм шариата.

Согласно этому посланию, все сельские общества должны были завести у себя добровольческую милицию, которая выполняла бы функции карательных органов. Контроль за подбором кандидатов в ее ряды возлагался на сельских мулл и людей, специально избранных ими для этой цели. Наказания для преступников определялись предписаниям шариата — отсечение руки за воровство, смертная казнь за разбой и убийство. За преступления, совершенные против имущества и личности христиан, наказание ужесточалось — смертная казнь независимо от того, воровство это или убийство. Также был отдан приказ устроить для преступников особые «разбойничьи» кладбища и во время похорон не совершать над ними молитвы, так как «своими преступлениями они нарушили правила шариата и этим самым исключили себя еще при своей земной жизни из списка правоверных».379 Н. Гоцинский писал: «Я считаю, необходимыми столь строгие меры в особенности в настоящее время, так как мы все должны поддерживать добрососедские отношения между нашими народами и русскими, дабы за преступников не пострадали невинные лица».380

Союз объединенных горцев просуществовал с мая по ноябрь 1917 года. Ориентируясь в своей деятельности на разрешение сложных национальных и межнациональных конфликтов, он выполнял роль законодательной и исполнительной власти на территории Терского края (Кабарды, Балкарии и Северной Осетии), Кубанского края (в т.ч. современных Адыгеи и Карачаево-Черкесии), Ставропольской и Черноморской губерний, Дагестана, Закатальского округа (территория расселения лезгин в Дагестане) и Абхазии. Выражая поддержку Временному правительству России, представители Союза рассчитывали, что в дальнейшем он войдет в состав новой Федеративной Российской Республики. Но после того как власть перешла к большевикам и в России началась гражданская война, Союз встал на путь отделения от Советской России.

Малочисленность рабочего класса, традиционность патриархального уклада горской жизни, большое значение религии в жизни осетин расценивались революционерами как серьезное препятствие на пути их деятельности. Летом 1917 года в селении Вольно-Христиановском (ныне — город Дигора) студент Дебола Гибизов призывал к созданию партии, которая боролась бы за права народа. Собравшиеся решили избрать комитет из трех человек и собрать первые взносы на партийные нужды. Так зарождалась осетинская революционно-демократическая партия «Кермен», названная по имени легендарного героя, поднявшегося на борьбу за родную землю и погибшего в этой борьбе. 1 октября 1917 года комитет партии «Кермен» возник во Владикавказе, а вслед за этим партийные ячейки были организованы как в христианских, так и в мусульманских селениях: Урсдоне, Вольно-Магометановском, Зильги, Алагире, Гизельдоне и др.381 Спустя полгода, 21 апреля 1918 года, сход жителей с. Вольно-Христиановское постановил «передать всю власть... партии Кермен».382

Лозунги о социальном равенстве, ликвидации помещичьего землевладения, приобретении горцами земельных участков в рассрочку через крестьянский банк,383 привлекали все больше простых людей. К концу 1917 года в партии состояли уже более тысячи человек. Были здесь и делегаты от религиозных общин мусульманских селений Осетии. Они активно разъясняли задачи партии своим односельчанам. В марте 1918 года, керменисты из Зильги выступили с обращением, в котором говорилось: «Между трудящимися, к какой бы религии или национальности они не принадлежали, вражды быть не должно. Нашим общим врагом являются все богатые, все паразиты труда».384

Одной из главных задач была провозглашена борьба с «пережитками прошлого». На заседании центрального комитета партии «Кермен» 19 апреля 1918 года отмечалось, что большую опасность для революции представляет религиозный фанатизм. Было решено «усилить агитацию среди трудящихся мусульман и добиваться пробуждения у них революционного сознания».385 На этом же заседании было принято решение о формировании красных отрядов партии «Кермен» для защиты Октябрьской революции. Постепенно такие отряды красных бойцов были созданы в большинстве осетинских аулов.386





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1444 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2307 - | 2155 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.