Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблемы «свободы вероисповедания» у осетин до распада СССР




Муфтий Дзанхот-Хаджи Хекилаев вспоминал, как после Великой Отечественной войны он вернулся домой. Уцелевшую в Чиколе мечеть тогда стали разбирать на стройматериалы. Дощатые части пошли на покрытие крыши соседнего сарая, а из кирпича стен сделали печь в пекарне. Восьмидесятилетний муфтий рассказывал, что в один из дней налетел страшный ураган (такие в Дигории и сегодня — не редкость),491 поднял только что постеленную крышу с сарая и бросил ее на дорогу. В здание пекарни влетела шаровая молния, и едва не убила женщину, выпекающую в это время хлеб. С тех пор никто не пытался больше разбирать стены мечети. Жители Чиколы стали считать, что это место наделено святостью. Дзанхот Хекилаев решил, что отныне делом всей его жизни станет проповедь ислама в родном селе.

В архиве муфтия множество материалов, статей из районной газеты, в которых на мусульман обрушивается буквально лавина нападок и критики за приверженность к исламу. Например, в мае 1967 года районная газета «Ленинец» била тревогу, что «Серьезным упущением первичных партийных организаций является слабое руководство работой агитколлективов и лекторских групп». В передовой статье газеты отмечалось, что «многие агитколлективы распались, и в настоящее время... не слышно живого слова агитатора, лектора, политинформатора».492 А поскольку «парткомы и первичные партийные организации не ведут должной наступательной антирелигиозной пропаганды», то верующие «оживили свою деятельность».

Подписи с просьбой открыть в селе мечеть были собраны старожилами Лескена. Запросы направлялись в разные инстанции, вплоть до Центрального Комитета КПСС. С подобными просьбами в органы государственной власти обращались и жители селения Чикола. Газета «Ленинец» сообщала, что «бывший учитель труда Чиколинской восьмилетней школы Дз. Хекилаев написал письмо в Ташкент, в центр духовенства Ислама», в котором доказывал необходимость открытия в селе мечети. С просьбами посодействовать в открытии мечети Дзанхот Хекилаев обращался и в Духовное управление мусульман Северного Кавказа, находящееся в Дагестане. «Такому отсталому человеку долгое время было доверено воспитание наших детей», — сетовала газета.

Партийным организациям Ирафского района вменялось в обязанность улучшить научно-атеистическое воспитание населения, организовать систематическое чтение лекций на антирелигиозные темы, проводить разъяснительную работу среди верующих. Однако на протяжении десятилетий ситуация в Ирафском районе (селения Лескен, Чикола, Хазнидон, Толдзгун и др.) мало изменялась. С той лишь разницей, что большинство верующих к середине 1970-х были уже людьми, получившими школьное и средне специальное образование. Они работали на производстве, были в курсе внутриполитических и международных событий и, как ни парадоксально, еще труднее поддавались антирелигиозной пропаганде.493 Важно отметить, что одновременно религиозность отождествлялась с национальной самобытностью, а отказ от соблюдения мусульманских праздников зачастую сопоставлялся с «отречением от национальных традиций».494

Х пленум Северо-Осетинского обкома КПСС (апрель 1973 г.) отмечал, что в республике «Неудовлетворительно поставлено атеистическое воспитание в вузах и школах, культпросветучреждениях. Не ведется активной борьбы за внедрение передовых традиций республиканский совет по новым обрядам».495 Пленум обозначил как первоочередную задачу борьбу с религиозными пережитками и проявлениями националистических настроений. По сравнению с религиозным аспектом, проблемы борьбы с преступностью, хищениями на производстве, бюрократизмом ушли на второй план. И это при том, что уровень преступности в республике был оценен как высокий, со значительным количеством особо опасных преступлений — убийств, изнасилований, крупных хищений; большинство особо опасных преступлений («несмотря на некоторый рост общих показателей раскрываемости») так и оставались нераскрытыми.496

Несмотря на это, одним из главных требований пленума от бюро обкома, Орджоникидзевского горкома и райкомов КПСС, первичных партийных организаций стало решительное устранение недостатков в атеистическом воспитании населения. В решениях пленума было обозначено: «более активно и квалифицированно вести работу по атеистическому воспитанию населения, искоренению реакционных традиций и обычаев, принять действенные меры по пресечению противозаконной деятельности религиозных сект».497 Пленум также потребовал усилить работу по внедрению в быт новых советских обрядов и традиций, «в работе по интернациональному и антирелигиозному воспитанию смелее и эффективнее использовать школьные, пионерские и комсомольские организации».498

К середине 1970-х годов активизация агитационно-пропагандистской работы, характерная для 1960-х годов, идет на убыль. На очередном пленуме Орджоникидзевского горкома партии многие докладчики говорили о том, что бюро горкома, райкомы, первичные партийные организации терпимо относятся к деятельности самостийных религиозных общин, «не принимают эффективных мер по пресечению противозаконной деятельности мулл.., вредного воздействия их на отсталую часть населения».499 Стало очевидно, что антирелигиозная работа в целом «ведется робко, носит эпизодический характер...;500 партийные организации неглубоко анализировали состояние и причины сохранения религиозности населения и недостаточно жестко требовали от административных работников «пресечения незаконной деятельности религиозников».501 Сотрудники горкома партии сделали вывод, что, в связи со слабой антирелигиозной пропагандой, все больше молодежи стало прислушиваться к мнению людей старшего поколения относительно вопросов вероисповедания. Пленум потребовал от всех парторганизаций активизировать атеистическую работу в массах, активно внедрять новые социалистические традиции, на основе лучшего народного опыта распространять идейно и эмоционально насыщенные обряды, охватывающие различные стороны труда и быта советских людей.502

Попытки обращения к национальной истории в начале 1970-х также не приветствовались. Поводом для нападок на традиционную культуру стал доклад генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева в связи с 50-летием СССР. В Осетии также вспомнили известное ленинское высказывание, что «коммунисты больших наций должны прежде всего выступать против проявлений великодержавного шовинизма, а коммунисты малых наций — прежде всего против местного национализма, национальной ограниченности и эгоизма».503 Республиканские власти увидели угрозу стабильности государственного строя и в чрезмерном увлечении историей как попытке «спасти прошлое от настоящего, якобы уничтожающего национальной самобытности».504 Но наиболее пугающим для партийных работников было то, что «уровень и эффективность интернационального воспитания масс еще не отвечают высоким требованиям, которые предъявляет партия».505

Выступая на Х пленуме обкома КПСС председатель правления Союза писателей Северной Осетии С. Марзоев подверг критике осетинских поэтов Ш. Джикаева и В. Муртазова за «чрезмерное увлечение» такими историческими личностями как Тамерлан и Муса Кундухов: «...Раскаяние Мусы Кундухова не заслуживает поэтического и психологического анализа.. Трагедии таких исторических личностей, как Тимур, — антинародны».506 Критике подверглись и писатели — за «настроения национальной ограниченности, самолюбования, идеализации устаревших обычаев и традиций», и художники, ищущие свое вдохновение в давней истории осетин: «Усердием У. Гассиева и некоторых других художников со стен наших гостиниц, ресторанов, санаториев, домов культуры и других общественных зданий на нас назойливо смотрит если не нарт с рогом в руках, то уж непременно Шатана с чашей пива».507

Вслед за С. Марзоевым, на пленуме Орджоникидзевского горкома партии в апреле 1973 года редактор журнала «Мах дуг» М. Цирихов выступал против произведений писателей и художников, в которых проявляются настроения «национальной ограниченности, самолюбования, воспевания устаревших обычаев и верований». М. Цирихов подверг огромной критике «чрезмерную детализацию в описаниях старого быта и характеров деятелей далекого прошлого, старинных осетинских обычаев...». Опасения обращения к древней истории осетин он связал с тем, что «культивируется любование пережитками прошлого, патриархальным укладом жизни, домостроевскими нравами, как основной национальной ценностью».508

Многие из горных сел Осетии в начале ХХ века все еще были населены мусульманами. Но в 1960-е годы началось переселение семей из горных районов на равнину. Сегодня многие из некогда богатых горных селений стоят заброшенными, в некоторых остались жить по пять-семь семей. В настоящее правительство Северной Осетии вновь обратило свое внимание на высокогорные районы. Разрабатывается программа «Горы Осетии».509 Выходцам из горных сел вновь предложили вернуться в родные места, выдавая для восстановления разрушенных домов денежную компенсацию. Немногие возвращаются в горные селения. Но даже в случае возвращения в некоторые из сел потомков коренных жителей, конфессиональная традиция может не восстановиться, поскольку на длительное время была прервана связь поколений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1083 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2087 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.