Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Уточнение представления о регулятивном механизме




Что мы все же имеем ввиду под «регулятивным механизмом»? Рефлексивность дана человеку от природы. Она присутствует при осуществлении любых действий. Человеку не дано от природы просчитать их непрямые и особенно отдаленные последствия. Особенно, когда это относится не к отдельным действиям, а к взаимодействию, к повторяющимся рутинным циклам, к тому, что обобщенно называют «жизнедеятельность». Мы разводим «деятельность» и «жизнедеятельность», считая, что базовым является все же «жизнедеятельность», она касается воспроизводства жизни, выживаемости людей, их экзистенциональных состояний, а «деятельность» относится к воспроизводству и изменению социального порядка, то есть тех общественных связей и отношений, которые делают общество целостной системой, а жизнь человека социально значимой.

Под регулятивным механизмом мы понимаем особый вид деятельности, направленный не на достижение какой-либо продуктивной цели (производство товаров и услуг, например, творений культуры) непосредственно, а на поддержание устойчивых отношений между людьми и их целостности, что приводит в итоге к продуктивному результату. Эти механизмы могут быть правовыми, моральными, конвенциональными, культурными, оргструктурными, навязанными или добровольно принятыми на себя. Собственно говоря выделение социального слоя управляющих и говорит о том, что появились другие функции и другое содержание деятельности.

Для нашей темы важно, что они могут быть построены как устойчивое социокультурное образование при помощи сознательного установления между действиями людей причинно-следственных связей, что и представляет собой управленческий тип регуляции. Важно и другое. Этот механизм имеет свой ограниченный масштаб действия. Он корреспондируется с масштабом решаемой проблемы и имеет смысл лишь в рамках конкретного персонифицированного социокультурного «тела». Мы можем наблюдать, как смена «персонификатора» меняет историю стран и народов, а историки их именами называют эпохи. Это относится и к любой персонифицированной ячейке общества, которую мы назвали «социальным телом» будь-то семья, бригада, или академия наук.

Когда А.А. Давыдов, формируя различные законы социальных систем, говорит об уязвимости и ненадежности «персонифицированных» социальных систем, он ошибочно считает, что эти системы управляются одним человеком и зависят от его случайных качеств. Это может происходить только в «вырожденных» социальных системах, где управление трансформировалось в неограниченную и произвольную власть. Мы такие системы относим к социальным патологиям. Персонификация социального это интериоризация чужих проблем как своих, а властвование над другими это перекладывание на них своих проблем, отчуждая их от самих себя. Персонифицированное социокультурное «тело» представляет собой мобильный и гибкий способ решения проблем с использованием внутреннего механизма управленческой регуляции. Он предназначается для обеспечения управляемости процесса в ходе решения возникающих проблем и придает смысл и направление конкретным продуктивным действиям не столько путем линейного воздействия, сколько путем организованного нелинейного влияния или их умелого сочетания.

Не нужно забывать, что наше представление об управлении, управляемости и социокультурном «теле» не навязывается как «истина в последней инстанции» управленческой практике и другим научным дисциплинам. Это, прежде всего, исследовательский инструмент, модель реальности, которая позволяет получить, на наш взгляд, более полное знание о формировании и использовании механизмов регуляции в разнообразной и слабо артикулированной управленческой практике.

5.4 Представление об управлении на различных уровнях методологии

В итоге социокультурной онтологизации управления у безличных социальных систем появляются индивидуальные черты, уникальные и неповторимые социальные качества, и в то же время такие системы не редуцируются к отдельным личностям (персонализм) или к их психическим состояниям (психологизм). Социально-культурное «тело» характерно тем, что оно генетически является естественным в связи с социальной природой человека и в то же время оно формируется и благодаря сознательным усилиям людей в процессе их совместной деятельности, для решения возникающих проблем. Что и делает их персонификацию социокультурной.

Социально-культурные «тела» представляют собой личностно-внеличностный аспект социальной реальности, который повсеместно сопровождает любые виды человеческой деятельности. Осознание проблемы может происходить на личностном уровне, но уже её общественное признание и тем более её перосонификация и объективация требуют организации межличностных связей и совместной деятельности. Основное требование: социально-культурное «тело» должно быть адекватным решаемой проблеме. При помощи науки по модели социально-культурного «тела» можно установить степень решаемости или нерешаемости проблем, а по эксплицированной проблеме гипотетически можно спроектировать адекватное ей «тело». Эти возможности и реализует социология управления.

Если переходить на уровень конкретно-научной методологии, то стоит напомнить, что управление мы относим к сложным многофункциональным социальным явлениям, к изучению которых могут иметь и имеют отношение различные научные дисциплины. Мы берем во внимание только те, которые содействуют уточнению объекта и предмета социологии управления.

Социокультурный анализ рассматривает управление как явление цивилизации (как причину ускоренного технологического и социального развития) и как явление культуры (ценностно-ориентационный аспект, как знание в управлении).

Макросоциологический подход находит в управлении особый социальный институт, тесно генетически связанный с возникновением и осуществлением власти и образованием социально-классовых и других стратифицированных структур, но проявляющий со временем свои собственные свойства и закономерности.

На микросоциологическом уровне управление рассматривается то как целерациональное социальное действие, то как механизм функционирования социальных организаций, их развития и приспособления к меняющимся условиям внешней среды. Однако эти представления не приводят к полной онтологии.

В определённом смысле управленческое действие может рассматриваться как социальное действие, но не каждое социальное действие может быть управленческим. Управление не должно приводить к изменению личностных качеств субъекта действия. Оно в значительно большей степени есть выработка общих взглядов на решение проблем, поиск уникальной, единственно правильной стратегии и тактики, следствием которых и является разработка деталей управленческого механизма. В ходе управления происходит формирование адекватных проблеме правил и норм поведения общих целей и задач, создаётся внутренне согласованная система их поддержания в рабочем состоянии.

В любом случае появление искусственной надстройки над естественным процессом взаимодействия людей по поводу решения совместных проблем знаменует собой в структурном отношении появление качественно нового социального индивида, способного к проектированию социальных отношений, к рациональному вмешательству в естественный ход событий, к «выведению» (в смысле селекции) новых социальных форм. В исследовании таких объектов мы видим важную задачу междисциплинарного сотрудничества.

Управление занимает промежуточное положение между насилием (принуждением, как формой насилия) и самоуправлением при том, что субстратный состав систем остаётся изоморфным: везде могут выделяться субъект, объект, цель и средства её достижения, но механизм и результаты совершенно разные.

Отношения насилия и принуждения строятся на подчинении одних людей другим, на зависимости нижестоящих от вышестоящих, на превращении людей в объекты манипулирования и, в конечном итоге, на отчужденности субъекта и объекта управления[42].

Отношения самоуправления и особенно самоорганизации строятся на согласовании интересов, направленных на то, чтобы предмет социального контакта (в нашем случае – решение проблемы) был освоен всеми участниками интеракции без дополнительного внешнего вмешательства. Эти взаимодействия могут быть непосредственными и опосредованными, сильно или слабо структурированными (самоуправляемыми или саморганизованными), но всегда партнёрскими, равноправными, субъект-субъектными.

Управление отличается от тех и других отношений прежде всего своей двухуровневостью, соединением в единую систему, ансамбль или процесс двух качественно различных состояний социальной реальности – искусственно спланированной и сознательно организованной деятельности людей ради решения определённых задач и естественно складывающейся системы отношений между участниками совместной деятельности как отношений самоуправления и самоорганизации.

Это отношения искусственного и естественного компонентов составляют основное социальное качество социокультурного «тела». Под влиянием управления они могут, как расходиться и обособляться в своём коэволюционном движении, так и сближаться, взаимопроникать друг в друга, всегда оставаясь разными по своей природе. Результатом этих ковергентно-дивергентных колебаний может быть различная степень управляемости социальных процессов, рост или снижение социальной напряженности в обществе.

Важнейшей характеристикой управления является наличие постоянной когнитивной рефлексии относительно управляемого процесса, моделирования модификаций этого процесса и их объективация.

Можно утверждать, что объектом управления является не человек с его деятельностью и не группа людей, как это утверждается в менеджменте, а сами механизмы регуляции их отношений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 645 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2346 - | 2303 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.