Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лекция 9. Ренессанс как переходный тип культуры




План изучения темы:

1. Географические и временные границы Ренессанса. Понятие переходной эпохи.

2. Генезис культуры Возрождения: итальянский Ренессанс и его историко-культурная и социально-экономическая обусловленность.

3. Культурная парадигма Ренессанса: формирование светской культуры, принципы гуманизма и антропоцентризма.

4. Искусство как философия эпохи Возрождения.

 

В XIII — XIV вв. западноевропейское Средневековье вступает в завершающий этап своего развития — позднее Средневековье, в котором, наряду с разрушительными тенденциями, присущими эпохе в ее кризисной фазе, вызревают элементы культуры иного типа — Новоевропейской. Эти преемственно связанные, но в то же время различные по своим основаниям цивилизационные образования — Средневековье и Новое время разделены особым периодом — Ренессансом, который в полной мере не является ни завершением предыдущего этапа, ни началом последующего, а представляет собой переходный тип культуры. Суть переходности этой эпохи заключается в том, что процесс разрушения норм средневековой жизни уже начался, но не достиг своего завершения, а структуры новой буржуазной культуры еще находились в стадии формирования.

Эпоха Возрождения, или Ренессанс (французский термин) обязана своим названием ведущей тенденции этого исторического периода — реставрации античного культурного идеала, на основании которого предполагалось восстановить утраченную в Средневековье гармонию духовного и телесного, разумного и чувственного. В это время происходит интенсивное освоение классического наследия, извлекаются из земли памятники греческой и римской скульптуры и из забытья — произведения античных философов, историков, поэтов. Увлечение классикой приняло столь широкий размах, что возник своеобразный культ греко-римской древности. Богословская периодизация всемирной истории была отвергнута и вместо нее предложена иная: отныне история человечества подразделяется на древнюю (античную), среднюю (подвергшую античность забвению) и новую, воскресившую классику.

Как социокультурное явление Ренессанс достаточно сложен для изучения. Одна из до сих пор не решенных проблем — географическая локализация эпохи и вопрос о ее временных границах. В Западной Европе родиной Возрождения считается Италия, откуда это культурное явление распространилось и на другие регионы: так, общеупотребительным является понятие «Северный Ренессанс», относящееся к Нидерландам, Франции, Германии; в литературе можно встретить упоминания о китайском возрождении, иранском, армянском, грузинском, мусульманском и даже славянском (последнее многие историки культуры считают сомнительным). Однако в соответствие с наиболее распространенной точкой зрения, хотя и признающей наличие отдельных элементов и тенденций этой культуры в других странах, Ренессанс как целостный культурный феномен имел место лишь в Италии XV — XVI вв. XIV век, подготовивший явление Возрождения, принято называть проторенессансом.

Нет ясности и в определении самого термина «ренессанс»: применительно к искусству он был введен в XVI в. итальянцем Дж. Вазари в популярной и в наши дни книге «Жизнеописания наиболее знаменитых архитекторов, ваятелей и зодчих», а в качестве культурфилософского понятия он получил широкое распространение в XIX столетии благодаря исследованию швейцарского философа Я. Буркхардта «Культура Ренессанса в Италии».

Истоки возрожденческой культуры: Ренессанс основывается на возрожденных и переосмысленных традициях античности и связан тесными узами преемственности со средневековой христианской культурой. Это последнее обстоятельство деятели Возрождения отрицали, более того, именно они дали настолько негативную оценку средним векам, что в течение нескольких столетий большинство людей отказывалось признавать за этим периодом какие-либо культурные завоевания. Сознательный разрыв с традициями, нормами и идеалами недавнего прошлого был связан, в первую очередь, с попыткой подчеркнуть уникальность своей эпохи, поскольку стремление к неповторимости, оригинальности — наиболее характерная черта культуры Ренессанса. И в то же время ведущим лозунгом своего культурного бытия Возрождение объявило реанимацию духовных ценностей давно умершей эпохи. Эта ситуация получила в науке название «ренессансного парадокса».

Культура Возрождения отражает становление раннебуржуазной идеологии, возникновение которой во многом было обусловлено спецификой политического и экономического развития Италии. Ренессанс- это прежде всего городская культура, а в XII — XIII вв. города Западной Европы еще не могли претендовать на роль самостоятельных социальных, политических и культурных центров, они были немногочисленны и малонаселены. Напротив, Италия кануна Ренессанса представляла собой совокупность самостоятельных городов-государств с разнообразными формами правления — от монархии (Неаполитанское королевство) до республики (Генуя, Венеция). Острая политическая борьба в городах, возродившая в некоторых чертах опыт демократии античного полиса и древнеримской республики (парламентаризм, оспаривание власти богатыми горожанами и аристократами) делали общественную жизнь чрезвычайно насыщенной, а зарождающиеся элементы новых экономических отношений, интенсивное развитие ремесел, торговли и банковского дела, рост купеческого сословия, появление мануфактур и начинающийся процесс разделения труда обусловили потребность в преодолении рамок сословности и изменении средневековых ценностных ориентаций. Идеалы христианского аскетизма начали терять свою популярность, нужны были новые аксиологические установки. Хотя идея спасения души оставалась по-прежнему актуальной, явное предпочтение отдавалось земным радостям, а складывающаяся парадигма буржуазной морали в качестве доминант выдвинула стремление к богатству, бережливость, инициативность, честолюбие и умение оправданно рисковать.

Показательно изменениеотношения ко времени — если в средние века оно зависело от природных и аграрных циклов, а привилегия его измерения принадлежала церкви, то в эпоху Возрождения время приобретает особую значимость, его начинают ценить и беречь. Мануфактура, банковское и торговое дело нуждались в его точном измерении и в XIV веке на городских башнях Италии появляются часы. Буржуазный практицизм устанавливает свое, по выражению историка Ж. Ле Гоффа, «купеческое время».

Основополагающими принципами ренессансного мировоззрения являются гуманизм и антропоцентризм. Идеалы гуманизма детерминировали собой все важнейшие культурные тенденции Возрождения, поэтому, кроме понятия гуманизма как системы воззрений, признающей человеческую личность, ее свободу и счастье важнейшими ценностями, гуманизмом принято называть также культурное движение эпохи Ренессанса, а его деятелей — гуманистами. Первым европейским гуманистом, оказавшим определяющее влияние на ренессансную культуру, по праву считается Франческо Петрарка. Поэт «был первым, кто обладал столь утонченным умом, что понял и возродил изящество утраченного стиля древних», — говорили о нем современники. В среде единомышленников Петрарки сложилась концепция возрожденческого гуманизма, а его последователи — Леонардо Бруни и Колюччио Салютати ввели в употребление найденное ими в трудах Цицерона слово humanitas, означающее человеческое достоинство и ученость.

Объявляя человека высшей ценностью, утверждая право личности на свободное развитие, гуманисты исходили из идеи антропоцентризма, представляющей собой возрожденный в новых исторических условиях знаменитый тезис древнегреческого философа Протагора «человек есть мера всех вещей». Некоторые исследователи (в частности, российский культуролог Л.М. Баткин) считают, что только в эпоху Возрождения появляется личность в современном понимании этого термина. Античность не знала личности, поскольку индивид мыслил себя в неразрывной и органической связи с обществом и космосом, был «полисным животным», а его личную судьбу определял фатум. Средневековый человек также не располагал самостоятельной индивидуальностью и свободой — христианский теоцентризм в центр мироздания и над ним поставил абсолютную личность — Бога, а религиозный дуализм, противополагая небесный мир земному, учил о двойственной природе человека, отдавая безусловное предпочтение духу над телесностью. Ренессансная личность, в отличие от средневекового индивида, жизнь которого заранее была задана его сословной принадлежностью, свободно творила саму себя и свою судьбу. Гуманистическая трактовка проблемы личности содержится в трактате Пико делла Мирандолы «О достоинстве человека», по сути, являющимся манифестом культуры Ренессанса. В этом произведении Бог, обращаясь к Адаму, определяет ему место во Вселенной: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, но и не только земным, ни смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также возможность и подняться до существа богоподобного — исключительно благодаря твоей внутренней воле». В человеке начинают ценится в первую очередь индивидуальное и созидательное начала, поэтому художник, обладающий творческой силой, уподобляется Богу, его социальный статус чрезвычайно высок, публика наделяет его эпитетами «бессмертный», «божественный», «небесный» и т.п.

Возрожденческая личность утверждала себя стихийно и ориентировалась на потребности времени. Этот процесс привел к такому явлению как индивидуализм в его крайних формах. Абсолютизация личностного начала в нередких случаях приводила к отрицанию норм общественной морали и открытой проповеди аморализма. Так, один из гениев Возрождения, основатель политической философии Никколо Макиавелли в «Государе» (своеобразном руководстве для стоящих у власти), восхищается Цезарем Борджиа, выдающимся политиком и не менее выдающимся злодеем, не разбирающимся в выборе средств для достижения своей цели. Практические потребности и отсутствие разделения труда в художественной и интеллектуальной сферах деятельности привели к такому едва ли не уникальному явлению в истории человечества, как универсализм гениев Возрождения (Леонардо да Винчи, Лоренцо Медичи, Микеланджело Буонаротти до сих пор поражают наше воображение разносторонностью своих дарований).

Особенностью возрожденческой культуры является секуляризация (от лат. Saecularis — светский) — освобождение общественной жизни от церковного влияния. Начавшееся еще в Средневековье укрепление государственных структур постепенно ослабляет влияние католицизма на политические процессы в Европе, активизирует борьбу за власть между папами и королями. С развитием экономики, становлением и обретением буржуазных свобод, географическими и научными открытиями падает авторитет церкви, формируется новый образ жизни и миропонимание. Хотя усиление светского начала не означало полного отказа от христианских ценностей, тем не менее в религиозных отправлениях внешняя обрядность начала вытеснять глубокую набожность и истинное благочестие, а в среде гуманистов распространялось вольнодумство.

В разные культурно-исторические эпохи та или иная форма общественного сознания может иметь определяющее значение для всех других — если в античности это были философия как метатеория научного знания вообще и предшествующая ей мифология, то в средние века структуры ментальности и общий ход цивилизационного развития детерминировала религия. В эпоху Возрождения гуманистические идеалы ранее всего были осмыслены и практически воплощены в искусстве. Утверждение человека как творческой и свободной личности, постижение сущности этой личности в ее отношении к мирозданию нашли свое яркое отражение в эстетической теории и художественной практике Ренессанса. Приоритет формирования идеала гармоничного человеческого бытия принадлежал искусству, что дало повод Леонардо да Винчи назвать живопись «философией Возрождения». В то же время гуманисты придавали искусству статус науки — в основе теории перспективы лежали математика и оптика, художники изучали анатомию, занимались исчислениями пропорций и числовой симметрией, а в период Высокого Возрождения аналитический подход в художественном творчестве стал едва ли не преобладающим. Социальная функция искусства также изменяется — оно уже перестает быть «Евангелием для неграмотных» как в средние века, а служит средством познания и украшения жизни, его произведения оцениваются уже не по их соответствию религиозным канонам, а по критериям художественности.

Гуманистическое мировоззрение оказало огромное воздействие на развитие научной мысли, выразившееся в отказе от средневековой схоластики и авторитаризма. Философия отделяется от теологии, научное мышление освобождается от церковной догмы, приобретает светский характер. На основании гелиоцентрической системы Н. Коперника, учения Дж. Бруно о бесконечности Вселенной, механики Г. Галилея и астрономии И. Кеплера складывается новая научная картина мира, в построении которой ученые исходили из чувственного восприятия, отказавшись от умозрительных конструкций средневековой схоластики. В медицине появляются самостоятельные отрасли — анатомия и физиология, начинается переход к эмпирическому знанию. Знаменитый швейцарский врач Теофраст Парацельс критиковал галенизм и требовал от медиков работы в химических лабораториях утверждая, что «теория врача — это опыт». Однако наука периода Возрождения еще не располагала достаточной методологией и инструментарием, чтобы удовлетворить растущее стремление человека к познанию тайн бытия, что привело к распространению и всеобщему увлечению т.н. «паранаукой» — алхимией, магией, астрологией.

Антропоцентризм, доминирующий в миропонимании гуманистов, формировал представление о безграничных возможностях разума. В позднем Возрождении (XVI век) оно сменяется разочарованием в познавательных и преобразовательных способностях интеллекта — отсюда трагические и пессимистические мотивы в творчестве В. Шекспира, М. Сервантеса, Т. Тассо. В силу ряда политических обстоятельств период расцвета общественной жизни Италии сменяется жесточайшей реакцией: церковь издает «Индекс запрещенных книг», ученые и вольнодумцы подвергаются преследованиям, наступает кризис возрожденческого гуманизма и культуры.

В эпоху Возрождения была восстановлена преемственная связь с античной классикой, сформированы новых представления о мире и человеке, утверждались идеи гуманизма и антропоцентризма — в этом заключается непреходящее значение ренессансной культуры для последующего развития европейской цивилизации. В течение долгого времени в оценке этого культурно — исторического периода доминировала одна точка зрения — в Возрождении видели осуществление социальной гармонии и всячески идеализировали его социокультурный опыт. В современной науке пересматриваются традиционные представления о Ренессансе, противопоставляющие его как «утренний рассвет» «темному мраку» Средневековья, явственнее выступает связь Возрождения с христианской культурой, выявляются социальные конфликты и противоречия этой эпохи.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1930 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2613 - | 2287 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.