1. Теории информационного общества: возникновение и развития (Й. Масуда, Ф Уэбстер)
2. Информационное общество в работах М. Кастельса
2.1. Биографические данные;
2.2. Монография: «Информационный век: экономика, общество и культура»
2.3 Информационная теория М. Кастельса.
3. Теория сетевого общества (Б. Уэлман, Р. Коллинз).
1. Информационное общество – 1) синоним или разновидность постиндустриального общества; 2) как стадия общественного прогресса, идущая на смену постиндустриальному обществу.
Ёнэдзи (Йонен) Масуда (1905 – 1955): «План для информационного общества – национальная цель к 2000» (1972 г.) «Информационное общество как постиндустриальное общество» (1981 г.).
«Инновации в информационной технологии – скрытая сила социальной трансформации, которая выражается в радикальном увеличении количества и качества информации, а также в возрастании объёмов обмена информацией». Изменяется сущность самого производства, продукт станет более «информационно ёмким». Полезность – главный критерий для общественного строя и информации как таковой. Трансформация человеческих ценностей в информационном обществе. Люди больше не нужны для производства информации.
Уэбстер: «Теории информационного общества» (1995 г.)
Раскол среди ученых, занимающихся проблемами информационного общества:
принципиально новое общество | постиндустриализм – Белл, Тоффлер; постмодернизм – Бодрийар, М. Постер; гибкая специализация – М. Пайор, Ч. Сейбл, Л. Хиршхорн; информационного способа развития – М. Кастельс |
процессы информатизации ранее установившихся отношений ещё не означают появления нового общественного уклада | неомарксизм – Герберт Шиллер; регуляционная теория – Мишель Альетта, Ален Липиц; гибкая аккумуляция – Дэвид Харви; рефлексивная модернизация – Энтони Гидденс; публичная сфера – Юрген Хабермас, Николас Гарнэм |
Информационное общество можно охарактеризовать, только рассмотрев в совокупности пять его сторон – технологическую, экономическую, профессиональную, пространственную и культурную.
2. 2.1. Родился в 1942 г. 1967 г. – урбанистическая социология: диссертация; 1972 г. – звание профессора. С 2001 г. профессор Открытого университета Каталонии в Барселоне.
«Новая русская революция» – 1992 г., «Коллапс советского коммунизма: взгляд на информационное общество» – 1995 г., «Городской вопрос» – 1972 г., «Город и его обыватели» – 1983 г., «Информационный город» – 1989 г., «Галактика Интернет: рефлексия над Интернетом, бизнесом и обществом» – 2001 г.
2.2. Монография: «Информационный век: экономика, общество и культура» – 3 тома. Цель: наблюдение процесса перехода общества в информационное.
2.3. Технологический детерминизм.
Технология – использование научного знания для определения способов изготовления вещей в воспроизводимой манере.
Опыт – воздействие человеческих субъектов на самих себя, через меняющееся соотношение между их биологическими и культурными идентичностями.
Третий важный фактор, влияющий на организацию человеческой деятельности, – власть.
В становящемся обществе фактор производства, под которым подразумевается развитие компьютерных технологий, оказывает доминирующее влияние как на отношения власти, так и на культуру.
Информационно-технологическая революция. Характеристики информационно-технологической парадигмы:
информация в рамках предлагаемой парадигмы – сырьё технологии | инициирует сетевую логику социальной системы |
основана на гибкости, когда реконфигурация – решающая черта в обществе | конвергенция конкретных технологий в высокоинтегрированной системе |
Фундамент информационного общества.
Ядро трансформации информационной революции связано с технологиями обработки информации и коммуникации. Главное – немедленное применение их к генерированию знаний и к устройствам, обрабатывающим информацию и осуществляющих коммуникацию.
Люди, страны и регионы получают доступ к технологической мощи в различные сроки, и в этом – критически важный источник неравенства в нашем обществе.
Дух информационализма. Единица – сеть, составленная из разнообразного множества субъектов и организаций, непрестанно модифицируемых по мере того, как сети приспособляются к поддерживающим их средам и рыночным структурам.
Информационализм – "многоликая виртуальноя культура, как в визуальных переживаниях, созданных компьютерами в киберпространстве путем переустроения реальности. Но это и не фантазия, это действенная сила, поскольку она дает информацию для властных экономических решений в каждый момент жизни сети и осуществляет их…".
Ифнормациональное общество – "специфическая форма социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти".
Воздействие знания на само знание как главный источник производительности.
Новое информациональное общество возникает, «когда (и если) наблюдается структурная реорганизация в производственных отношениях, отношениях власти и отношениях опыта». Преобразования приводят к одинаково значительным модификациям общественных форм пространства и времени и к возникновению новой культуры.
Черты | |
специфическая форма социальной организации | сетевая логика его базовой структуры |
Identity – процесс, в ходе которого субъект осознаёт себя и осмысливает ценностные ориентиры своей деятельности на основе определённого культурного подхода (группы подходов) образом, исключающим необходимость обращения к иным социальным структурам.
Типы:
«Законообразумое самосознание/легитимирующие идентичности – гражданское общество, национальное государство; в индустриальном обществе | самосознания сопротивления/идентичность сопротивления – локальные общности | «проективные идентичности» |
Защитные реакции против фундаментальных угроз 3 тысячелетия: глобализация, сетевые структуры, кризис патриархальной семьи.
Новая экономика | |
информациональна: «производительность и конкурентоспособность факторов или агентов в этой экономике зависят в первую очередь от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях» | глобальна: «позволяет в каждый момент времени оперировать в масштабах всего мира» |
Взаимосвязь: "в новых исторических условиях достижение определённого уровня производительности и существование конкуренции возможно лишь внутри глобальной взаимосвязанной сети".
Раньше: капитализм и этатизм – абсолютизация роли государства; оно подчиняет себе все сферы общественной и частной жизни.
Культура реальной виртуальности. Коммуникационная система, создающая реальную виртуальность, представляет собой «систему, в которой сама реальность полностью схвачена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом».
Характеристики новой коммуникационной системы: диверсифицированность, мультимодальность, неустойчивость.
Кто взаимодействует и кто включен во взаимодействие в новой системе, тот определит в основном систему господства и процессы освобождения в информациональном обществе.
Материальный фундамент – пространство потоков (материальная организация социальных практик в разделённом времени, работающих через потоки) и вневременное время (концепция темпоральности; только возникающая, доминантная форма социального времени в сетевом обществе, так как пространство потоков не отрицает существования мест).
Поток – целенаправленные, повторяющиеся, программируемые последовательности обменов и взаимодействий между физически разъединенными позициями, которые занимают социальные акторы в экономических, политических и символических структурах общества».
Теория сетей для анализа изменений, происходящих в городской среде информационного общества.
Важная характеристика новой темпоральности – социальная аритмия. «Cетевое общество характеризуется уничтожением ритмичности, как биологической, так и социальной, связанной с понятием жизненного цикла». Причины:
изменчивая хронология рабочего времени | возрастающая способность контролировать среднюю продолжительность жизни | возрастающая способность контролировать в очевидных пределах, воспроизводить особей нашего вида | отрицание смерти |
Принципиально новое информационное общество с экономикой нового типа: информационной и глобальной.
Свой вариант термина «информационное общество: «информациональное общество»: компьютерные сети (70-90 гг. 20 в.). Основная ценность – информация и знания. Общество можно назвать сетевым, где основной ценностью перестали быть товары, созданные из любого сырья, уступив место информации и знаниям.
3. Сеть – совокупность социальных субъектов (акторов) и связей между ними, возникающая на основе определённых социальных отношений и сопровождающаяся, как правило, передачей различного рода ресурсов.
Характеристики:
позволяет выходить за рамки традиционных объяснительных схем | изучение связей всех уровней – социальная реальность в виде сетевого пространства; аналитическая связь между повседневной деятельностью индивида и разнородными социальными изменениями | реляционистская направленность и концептуальная ёмкость |
Информационное общество:
демонстрация многоплановой роли компьютерных сетей в развитии современного общества | демонстрация реалий современной жизни – развитие новых информационных технологий ведут к преобразованию общественных отношений |
Барри Уэлман: «Объединённые сетью». Выводы:
люди погружены в слабо связанные, с размытыми границами, часто меняющиеся сети | общности перешли от групп, основанные на близком месте жительства, к сетям, которые продолжают служить источником поддержки и социализации | большинство общностей неинтенсивны и узкоспециализированы ---> объём индивидуального социального капитала определяется размером сети |
Рэндалл Коллинз:
В интеллектуальном пространстве именно через личные контакты всех уровней (вертикальный и горизонтальный) эффективнее всего осуществляются три взаимосвязанных процесса:
передача культурного опыта и интеллектуального капитала следующим поколениям | передача эмоциональной энергии и ролевых моделей поведения, стимулирующих творческое вдохновение | формирование чувства общности, группового единства представителей школы |
Сетевая теория – оригинальный способ рассмотрения и анализа общественных отношений, который позволяет адекватно описать и проинтерпретировать современные интегративные тенденции: стирание границ и многомерность мирового пространства. Для каждого исследования сначала предлагает абстрактные образцы и минимальный набор дефиниционных элементов («актор»). Спецификацию приобретает в конкретных исследованиях.