1. Классификация этапов развития социологии.
2. Понятие парадигмы в социологии.
3. Основные социологические парадигмы, их краткая характеристика.
4. Классификация парадигм. (Самостоятельно).
1. Подходы:
1.
классический этап 30-е гг. XIX века – начало XX века (кризис методологий в естествознании и гуманитарных науках; + Первая Мировая Война); – теории | современный этап (этап господства США; эмпиризации социологии) – начало XX века – практика |
20-е гг. – 60-е гг. XX века – неклассический этап: позитивистская (структурно-функциональная парадигма); феноменология, символический интеракционизм | 60-е гг. XX века (студенческие выступления в США и Европе: кризис поколений; неприятие ценностей старшего поколения младшим) – то же в социологии; постнеклассический период: антипозитивистские парадигмы, постмодернизм, интеграционные теории, объединяющие прежние парадигмы (Гидденс, Бурдьё, Хабермас), и рефлексивность |
1949 г. – Международная Социологическая Организация.
2. Томас Кун ввёл понятие парадигмы как системы базисных знаний. К базисным знаниям относились естественнонаучные, методологические и философские; методологическая основа профессионального сообщества на определённом отрезке времени. Смена знаний происходит через научную революцию.
Другие определения:
1) концептуальная схема, лежащая в основе деятельности учёных (в советское время – марксизм);
2) модели постановки проблем и их решения.
Полипарадигмальность – множество парадигм развиваются, не убивая друг друга, а конкурируя. Во всех странах мира.
Компоненты по Томасу Куну:
символические обобщения | понятия, составляющие научный язык дисциплины |
метафизические | принципы, модели |
научные ценности | нормы |
образцы | практические примеры |
3. Основные:
Позитивистская (объективистская) | Антипозитивистская (субъективистская) | Диалектическая | ||
Конт, Спенсер, Дюркгейм; (2-й позитивизм – структуралисты, неопозитивизм (XX в.)) | Тённис, Зиммель, Вебер | Маркс, диалектические теории конфликта, неомарксизм | ||
1) методологический позитивизм – существующий объективно, независимо от субъекта; общество существует объективно, развивается по определённым законам (которые социолог выявляет); 2) ценностная нейтральность субъекта (социолог не включён в сами процессы); 3) преобладают методы количественные, статистические; 4) цель исследований – проанализировать, синтезировать и объяснить; 5) теоретический антигуманизм – человек не обладает свободной волей; должен обладать знаниями, чтобы познавать законы мира и следовать им. | 1) методологический субъективизм – каков реальный мир, мы не знаем, мы изучаем только наши мнения о нём; общество конструкт, развивающееся по законам, которые мы вкладываем в него. 2) цель исследований – понимание и интерпретация; 3) субъект ценностно включён в мир; сливается с объектом; 4) методы качественные, интерпретационные; 5) теоретического гуманизма – человек активный субъект, свободная воля, креативный, конструирование объекта. | 1) общество существует реально, но это квазиобъективная реальность (искажает субъектов, личность; отчуждение); 2) социолог сознательно действует на стороне тех, чьи интересы разделяет; практика + теория = праксис (всё сливается); 3) Цель – изменение мира; 4) Метод диалектический – противоречие (ис-ть обладает знанием, масса – нет); 5) теоретический гуманизм. | ||
В конце 20 века появляется интеграционная парадигма (их много). Смысл – объединять кусочки из основных трёх.
4.Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова, который выделял следующие группы социологических парадигм:
1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);
2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);
3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия; бихевиоризм Скиннера).
Отличаются друг от друга по объекту.
В западной социологической мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.
Парадигма социального конфликта. Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель, в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.
Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.
Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.
Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.