Основные принципы социально-экологического подхода наиболее полно освещаются в статьях Р. Парка «Экология человека»1, «Физика и общество»2, «Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок»3 и Р. Маккензи «Экологический подход к изучению человеческого сообщества»4, «Область человеческой экологии», «Понятие господства и организация мира»5.
Основная исходная посылка этого подхода состоит в том, что общество следует изучать в соотнесении с его средой. Каждое социальное образование (общество, сообщество, институт и т.д.) так
1 Парк Р.Э. Экология человека // Теория общества. М., 1999. С. 384-400.
2 Парк Р.Э. Физика и общество // Социальные и гуманитарные науки.
Сер. 11. Социология. 1997. № 4. С. 135-157.
3 Парк Р.Э. Городское сообщество как пространственная конфигурация и
моральный порядок // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология.
2000. №3. С. 136-150.
4 Маккензи Р. Экологический подход к изучению человеческого сооб
щества // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 2000. № 4.
С. 136-152.
5 Маккензи Р. Понятие господства и организация мира // Личность.
Культура. Общество. 2000. Т. III. Вып. 3 (9). С. 79-95.
СОЦИОЛОГИЯ США
или иначе размещено в физической среде, локализовано и конфигурировано в пространстве. Факт закрепления в среде роднит человека с растениями и животными, а потому при изучении человеческой социальной жизни могут быть с пользой применены некоторые принципы, разработанные в растительной и животной экологии, исследующей связь растительных и животных организмов со средой обитания. Уровень существования, на котором к человеческому обществу применимы эти общие экологические принципы, определяется как биотический. На этом уровне люди функционируют как обособленные живые организмы («социальные атомы»), передвигающиеся в пространстве, конкурирующие друг с другом за те или иные ресурсы и связываемые (в силу конкуренции) узами взаимозависимости. Силой, социализирующей и организующей индивидов на биотическом уровне, является конкуренция, принимающая форму борьбы за выживание. Живые организмы (как растения и животные, так и люди) в ходе конкуренции приспосабливаются к среде и друг к другу: они занимают в среде определенные «ниши», их конкурирующие притязания на ресурсы среды уравновешиваются, и на базе элементарного (или «естественного») разделения труда между ними образуется целостная территориально закрепленная единица, называемая сообществом, в которой они являются элементами, изменение одного из которых влечет цепочку изменений во всех остальных элементах. Такое естественное сообщество, прототипом которого служит природный ареал как целостная экосистема, является биотическим базисом для развития более сложных форм социальной жизни.
Над биотическим уровнем общества возвышается культурный уровень, характеризующийся иными закономерностями и иной внутренней логикой. Его конституирует коммуникация, или субъективно осмысленное взаимодействие. На этом уровне люди выступают в своем сугубо социальном качестве: уже не как обособленные организмы, а как «персоны», обладающие способностью к «воображению» и целеполаганию, выстраивающие свои действия на основе интерпретации ожидаемых реакций других и выполняющие социальные роли. Культурный уровень общества — это уровень установившихся обычаев, норм, ценностей, конвенций. Именно на нем становится возможной самая сложная форма человеческого социального поведения — коллективное (корпоративное) действие; и основополагающим для него является принцип кооперации. Главная функция культурных конвенций — социальный контроль, регулирование биологических импульсов человека, сдерживание
История социологии
биотической стихии. Говоря о сущности культурного регулирования поведения, Парк употребляет выражение «иго обычая». Если биотический уровень — царство максимальной свободы от ограничений, то культура по самой своей сути ограничивает свободу.
Биотическое и культурное разграничиваются социологами Чикагской школы прежде всего в онтологическом смысле: биотическое сообщество — это субстанциальная основа культуры. Если же говорить о реально существующих социальных образованиях, то в них одновременно присутствуют оба аспекта. Биотическое и культурное тесно переплетены и взаимосвязаны. «В обществе физическая структура и культурные характеристики представляют собой части одного комплекса»1. В такой трактовке общества можно усмотреть сильное влияние Дюркгейма, считавшего необходимым рассматривать факты духовного порядка (принятые способы поведения, мышления и чувствования) в комплексе с морфологическими фактами (т.е. физическим строением общества).
Реальный синтез этих двух аспектов социальной жизни проявляется в том, что главные их принципы (конкуренции и кооперации) соединяются в единый принцип соревновательной кооперации. Двойственность человеческой природы имеет такой же характер: реально действующий человек выступает одновременно в обоих своих качествах — обособленного от других организма и тесно связанной с другими персоны, воплощая в своем поведении весь спектр возможных мотиваций — от биологических импульсов до сознательного самоограничения и срастания с усвоенной социальной ролью2.
Адекватное истолкование социологической теории Парка и его коллег требует понимания того, что биотическое и культурное выделяются ими как два аспекта общества, поведения, человеческой природы, существующие всегда в единстве, но имеющие неравноценный онтологический статус. Парк писал по этому поводу: «Человеческое общество... организовано на двух уровнях — биотическом и культурном. Есть симбиотическое общество, основанное на конкуренции, и культурное общество, основанное на коммуникации и консенсусе. По сути дела эти два общества являются лишь разными аспектами одного общества; они, несмотря на все
1 McKenzie R.D. The Scope of Human Ecology // Burgess E. W. (ed.) The Urban
Community. Selected Papers from the Proceedings of the American Sociological Society,
1925. Chicago, 1926. P. 167-182.
2 См.: Парк Р.Э. Человеческая природа и коллективное поведение //
Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 1997. № 4. С. 126-134.
СОЦИОЛОГИЯ США
перипетии и изменения, остаются, тем не менее, в определенной зависимости друг от друга»1. Биотическое первично; всякая социальная жизнь вырастает на биотическом базисе; общество изначально есть «глубоко биологический феномен»2. Как естественный феномен каждое социальное образование (общество, сообщество, институт) имеет свою «естественную историю» — историю постепенного формирования институциональной надстройки на постепенно развивающемся фундаменте территориально организованной популяции. Культура становится высшей ступенью в эволюции изначально биотического человеческого сообщества; закрепляясь в институциональных формах и привычках людей, она все более ограничивает конкуренцию и трансформирует исходные (биологические) схемы человеческого поведения.
В завершенном сообществе все социальные институты и процессы находятся под двояким влиянием: влиянием базисных биотических принципов и влиянием культурных ограничений. Первое выражается в том, что на всех уровнях социальной организации выше биотического прослеживается действие механизмов конкуренции, господства и последовательности. Экологический принцип господства состоит в том, что в каждом природном сообществе разные сосуществующие виды территориально распределяются по иерархическому принципу, и какой-то из видов занимает господствующее положение; например, растения в природных ареалах распределяются по нескольким ярусам, и самые высокие деревья, имеющие наибольший доступ к свету как жизненно важному ресурсу, становятся господствующим видом. Так и в человеческих сообществах индивиды и группы иерархически дифференцируются по доступу к значимым ресурсам и ценностям, и какие-то из них начинают доминировать над другими. Принцип последовательности (или сукцессии) заключается в том, что ничто в сформировавшихся сообществах не происходит вдруг, в их развитии всегда прослеживается преемственность, и само их развитие имеет серийный характер, развертывается как последовательная серия циклов. Цикл развития начинается с нарушения достигнутого на соответствующем этапе равновесия («вторжения» дестабилизирующего фактора извне или изнутри сообщества) и завершается восстановлением равновесия на новом уровне, иногда с перераспределением элементов внутри сообщества и установлением новой иерархии господства. Такая преемственность (или последовательность) прослеживается и в
1 Парк Р.Э. Экология человека. С. 397-398.
2 Парк Р.Э. Физика и общество. С. 153.
История социологии
развитии человеческих сообществ. Под влиянием культуры все эти базисные принципы трансформируются и приобретают все более сублимированные формы.
Ориентируясь на экологический подход к изучению социальной жизни, Парк и его коллеги взяли в качестве основной единицы анализа сообщество, которое они определяли как «экологическое распределение людей и услуг, в котором местоположение каждой единицы определяется ее связью со всеми другими единицами»1. Конституирующими человеческое сообщество элементами являются: (1) население; (2) артефакты, или техническая культура; (3) обычаи и верования, или нематериальная культура, и (4) природные ресурсы среды обитания. В каждый данный момент состояние сообщества определяется взаимодействием этих четырех групп элементов, или факторов.