Парк не ограничился дихотомией биотического и культурного, выделив в эволюции сообщества четыре стадии, каждая из которых конституирует свой особый порядок (или уровень) организации. Соответственно были выделены экологический (территориальный), экономический, политический и культурный порядки. Эти порядки образуют иерархию и располагаются именно в указанной последовательности: экологический порядок является первичным и базисным, а все остальные надстраиваются над ним. Появлению и развитию сложных форм экономической, политической и культурной жизни предшествует закрепление сообщества на территории и пространственное упорядочение образующих его элементов. Одним из фундаментальных свойств человеческой природы, которое определяет специфику человеческих сообществ и их отличие от растительных и животных сообществ, является, по Парку, способность к передвижению2; и экологический порядок представляет собой не что иное, как пространственное структурирование человеческих перемещений. Чтобы еще точнее определить суть этого порядка, проводилось различие между мобильностью и текучестью: мобильность связывалась со сменой места жительства, переменой места работы, изменением местоположения учреждения, службы
1 McKenzie R.D. The Scope of Human Ecology. P. 169.
2 См.: Парк Р.Э. Разум бродяги: размышления о связи ментальное™ с про
странственным передвижением // Социальные и гуманитарные науки. Сер. И-
Социология. 1997. № 4. С. 158-162.
СОЦИОЛОГИЯ США
или вида деятельности; под текучестью же понимались пространственные перемещения, не связанные с изменением экологического местоположения (т. е. более или менее постоянного места в территориальной конфигурации сообщества). Процесс экологической организации, рассматриваемый в динамическом аспекте, определяется главным образом мобильностью; текучесть (например, ежедневные поездки человека из дома на работу и обратно) не конституирует непосредственно территориальную организацию, хотя оказывает на нее влияние1. Помимо уже названных понятий, для описания экологической структуры и экологических процессов в сообществе используются понятия дистанции, концентрации, специализации, сегрегации, централизации, децентрализации, рецен-трализации, дисперсии и др.
На базе экологической организации сообщества складывается тот или иной тип экономической организации. Сложные формы хозяйствования могут развиться только в условиях оседлого образа жизни. Местоположение первых оседлых сообществ определяется факторами жизнеобеспечения: они возникают там, где есть доступ к водным источникам и где среда обеспечивает человека достаточным количеством пищи. В таких сообществах существует натуральное хозяйство. Движущей силой дальнейшего экономического развития становится формирование центров торговли и обмена: первые такие центры возникают, как правило, в местах пересечения естественных маршрутов транспортировки (на пересечении водных артерий, троп, в устьях рек, вблизи отмелей, в морских бухтах и т.д.). Пространственное обособление специализированных торговых сообществ от первичных (производящих) сообществ становится важной вехой в развитии разделения труда. «Экономический порядок — продукт торговли. Рынок и территория, в пределах которой происходит обмен, размечают центры и границы экономического сообщества»2. Торговля кладет конец замкнутости социальной жизни в пределах маленьких деревенских сообществ и расширяет сети социальных связей, вплоть до развития мирового экономического сообщества. Все более расширяющиеся системы экономических связей поддерживаются на экологическом уровне развитием и совершенствованием средств транспорта и коммуникации. Кроме того, торговля закладывает основу для становления и роста городов.
1 McKenzie R.D. The Scope of Human Ecology. P. 170.
2 Парк Р.Э. Физика и общество. С. 145.
История социологии
Следующий уровень организации — политический — складывается как следствие высвобождения человека из плена родовых связей, решающую роль в котором играет развитие торговли и расширение социальных контактов за пределы родного локального сообщества. «Политической можно назвать такую взаимосвязь, которая образует общество, организованное не на семейном, а на территориальном базисе»1. Основой политического порядка является подчинение индивида государству, которое определяет его права и обязанности и обеспечивает их действенность, пользуясь для этого различными средствами принуждения (от формального законодательства до применения насилия). В конечном счете политическая власть опирается на социальную солидарность и мораль, позволяющие «большим совокупностям людей... действуя коллективно и согласованно, поддерживать корпоративное существование нации... и ее институтов — институтов, которые, по обыкновению, закрепляются в привычках и в самой структуре человека»2.
Упомянутые солидарность и мораль конституируют четвертый, высший уровень организации сообщества — культурный. Механизмом, формирующим и поддерживающим культурный порядок, всегда является коммуникация. Хотя коммуникация в значительной мере зависит от пространственной организации контактов между индивидами и группами, продукты коммуникации (обычаи, конвенции, символы, взаимные ожидания и т. д.) имеют свою особую природу, которая не только не вытекает из природы экологических сил, но прямо ей противоположна. «Общество, в том смысле, в каком это слово употребляется применительно к людям, характеризуется тем, что накладывает на свободную игру экономических и эгоистических сил ограничения политического и морального порядка»3. В процессе коммуникации человек приобретает и реализует свою способность «принимать установки и точку зрения другого»; и эта способность позволяет людям выстраивать корпоративное действие через постоянное взаимное соотнесение своих индивидуальных линий поведения. Такое соотнесение обладает принудительностью и поддерживается различными санкциями, формальными и неформальными. Так принятые в обществе образцы становятся для действующего индивида постоянным объектом ориентации.
1 Парк Р.Э. Физика и общество. С. 146.
2 Там же. С. 148.
3 Там же. С. 149.
СОЦИОЛОГИЯ США
Иерархию этих четырех порядков как стадий эволюции сообщества не следует понимать буквально. Их последовательное расположение отражает не историю их поочередного становления, а их естественную историю. Каждая предшествующая стадия служит необходимым фундаментом для последующих, но все четыре вида развития (экологическое, экономическое, политическое и культурное) происходят одновременно. Каждое усложнение, на каком бы уровне оно ни происходило, затрагивает все остальные уровни; при этом структуры и процессы нижестоящих уровней остаются опорой для структур и процессов, относящихся к высшим уровням.
Иерархическое расположение указанных порядков имеет ряд важных дополнительных коннотаций. Переход от нижестоящих порядков к высшим связан с убыванием человеческой свободы, возрастанием социального контроля и существенной трансформацией такого базисного социального процесса, как конкуренция. По словам Парка, «на каждом из последовательно расположенных уровней... индивид оказывается полнее инкорпорированным в социальный порядок, более подчиненным ему, нежели на предшествующем уровне. Общество повсюду является организацией контроля. Его функция состоит в том, чтобы организовывать, интегрировать и направлять усилия составляющих его индивидов. Наверное, можно сказать и так, что функцией общества везде является сдерживание конкуренции... Конкуренция на биотическом уровне... представляется относительно неограниченной. Общество, по факту своего существования, является анархичным и свободным. На культурном уровне эта свобода индивида конкурировать сдерживается конвенциями, пониманием и законом. Индивид более свободен на экономическом уровне, чем на политическом, и более свободен на политическом уровне, нежели на моральном. По мере развития общества контроль все более распространяется и усиливается, свободная коммерческая деятельность индивидов ограничивается...»1. Базисной (и в наименьшей степени социализированной) свободой является свобода передвижения на экологическом уровне; свобода на культурном уровне («свобода самовыражения») в наибольшей степени социализирована. Борьба за существование как форма конкуренции, присущая экологическому уровню, на высших уровнях уступает место ее сублимированным формам: экономической конкуренции, политическому конфликту и культурной ассимиляции.
1 Парк Р.Э. Экология человека. С. 398-399.
История социологии
Суть четырехуровневой модели, предложенной Чикагской школой, ярче всего раскрывается в сопоставлении с другими социологическими теориями. Сравнивая эту модель с Марксовой концепцией базиса и надстройки, можно заметить немалое их сходство: социологи Чикагской школы включали в понятие экологического порядка то, что Маркс (особенно ранний) включал в понятие экономического базиса, — «физический процесс жизни» людей, их «материальную деятельность и материальное общение»1. Если данную модель рассматривать как иерархию относительно автономных подсистем внутри сообщества, погруженного в среду и взаимодействующего с ней, то в этой модели можно усмотреть прототип аналитической схемы общества и его подсистем, разработанной позже Т. Парсонсом.
Разные уровни организации сообщества, по Парку, должны изучаться отдельными науками: соответственно экологией, экономикой, политическими науками и культурной антропологией. Своеобразие Чикагской школы состоит в том, что ее представители сосредоточились главным образом на исследовании социальных структур и процессов под экологическим углом зрения.