Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методологические и общесоциологические взгляды Михельса




Наибольшее идейное влияние, помимо Г. Моски, В. Парето и М. Вебера, на Михельса оказали К. Маркс, Ж.-П. Прудон, тео­ретики анархизма Ж. Сорель, Ю. Лагардель.

В отличие от Моски и Парето Роберт Михельс специально не занимался логико-методологическими проблемами науки и почти не затрагивал теоретических вопросов социологии. Главными предме­тами его исследовательского интереса были, во-первых, социология правящего класса и, во-вторых, социология партий. Его с полным основанием можно назвать социологом политики par excellence.

1 Michels R. Masse, Fiihrer, Intellektuelle. Politisch-soziologische Aufsatze. Fr./
M.;N.Y, 1987. S. 293.

2 Ibid. S. 294.

3 RipereE. Gli elitisti italiani. Pisa, 1974. P. 103-104.


СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ



Анализ работ Михельса позволяет утверждать, что он опи­рался на метод последовательного позитивизма, аналогичный историко-индуктивному методу Моски и методу «логико-экспе­риментальной» науки Парето. Причем по своей эмпирической фундированности его произведения превосходят социологические труды Парето.

Примечательна эволюция отношения Михельса к неоканти­анским методологическим принципам, разделению науки и идео­логии. В начале своего пути в науке ученый исходил из необходи­мости сопряжения научного исследования с социалистическими (анархо-синдикалистского толка) идеалами. После известного разочарования в революционных идеях и отказа от политичес­кой деятельности Михельс стал придерживаться элементов не­окантианской методологии, особенно отчетливо это проявилось в «Социологии партий»; весьма вероятно, что в этом Михельс следовал за столь авторитетным для него Вебером. Однако в 20— 30-х гг. XX в. ученый вновь, как и в дни своей молодости, стал при­верженцем синтеза науки и идеологии, хотя на этот раз он ставил свое научное исследование на службу уже не освободительной, а радикально консервативной идеологии.

Среди немногих вопросов теоретической социологии, кото­рые Михельс никак не мог обойти, самым важным было оформле­ние его отношения к «экономическому пониманию» общественной жизни (ученый посвятил ему первую главу «Курса политической социологии»). Истоки этой концепции он связал с творчеством Ибн Хальдуна, а ее высшей формой он считал исторический ма­териализм К. Маркса. Михельс высоко ценил марксизм, называя его создателя «великим трирцем» («il Grande di Treviri»)1, но пола­гал необходимым обозначить пределы экономического фактора, который, на его взгляд, абсолютизируется марксизмом. Согласно Михельсу, материалистическое понимание истории является тео­рией катастрофизма, которая видит в социальном процессе авто­номный механизм, а в человеке — его пассивный объект. В статье «Психология массовых антикапиталистических движений» (1925) социолог замечал: «Автоматизм представлений Маркса оставил че­ловеческому действию мало места и в определенной мере способс­твовал фатализму»2. Очевидно, Михельс не вполне четко разделял понимание истории и его интерпретацию в духе экономического

1 Michels R. Introduzione alia storia dottrine economiche e politiche. Bologna,
1932. P. 181.

2 Michels R. Masse, Fiihrer, Intellektuelle. S. 35.



История социологии


детерминизма А. Лориа, А. Лабриолы, К. Каутского и других пред­ставителей марксизма.

Михельс утверждал, что в действительности не существует абстракции «экономического человека»1. В жизни общества про­исходит постоянное пересечение экономических, социальных, политических, духовных и психологических факторов. Ученик Вебера, Моски и Парето попытался эмпирически доказать ограни­ченность материалистического толкования общественной жизни. Ссылаясь на деятельность испанских евреев и французских гугено­тов, Михельс утверждал: «Мы видим здесь уже не идеологическую надстройку над экономическим базисом, а, напротив, экономи­ческую надстройку над психолого-идеологической и, более того, политической и религиозной основой»2.

Социолог отрицал прямую зависимость социальных инсти­тутов от экономики и приводил в подтверждение следующие фак­ты: Германия конца XIX в. была одной из промышленно развитых стран мира, а ее общественная структура была феодально-арис­тократической, докапиталистической; а в Пруссии политичес­кий класс состоял из юнкеров и чиновников — в него не входили представители крупных промышленников3. Примером активного воздействия политики на экономику ученый считал факт пози­тивного влияния континентальной блокады Англии, введенной Наполеоном I в политических целях, на промышленность многих европейских стран.

Михельс полагал, что политическое неравенство коренится не только и не столько в экономическом неравенстве, сколько в законах социально-политического структурирования общества, в особенностях массовой и индивидуальной психологии и т.д. Его социологию партий можно считать развернутым обоснованием этого положения, равно как и аргументом против материалисти­ческого понимания истории Маркса.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 310 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2463 - | 2219 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.