Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Субъективный психоанализъ и методы его использована.




Минувшая міровая война дала въ распоряженіе изслѣдователя войны небывалый по своимъ размѣрамъ и качеству матеріалъ для психоанализа бойца. Въ числѣ призванныхъ въ ряды войскъ культурныхъ государствъ оказались люди самой высокой, интеллектуальной квалификации. Многіе изъ послѣднихъ до своего превращенія въ солдатъ были профессорами въ Университетахъ. Хорошо знакомые съ методами научнаго анализа, они примѣнили это свое,, умѣнье для сужденія о тѣхъ явленіяхъ и событіяхъ войны, непосредственными участниками или свидѣтелями которыхъ они оказались.

Не нужно, однако, закрывать глаза на то, что правильное использованіе всѣхъ этихъ многочисленныхъ воспоминаній и записей требуетъ колоссальной подготовительной работы. Начало таковой положено въ неоднократно уже мною цитированномъ трудѣ Жана Нортона Крю. Однако, онъ касается только трудовъ, напечатанныхъ на французскомъ языкѣ. Необходимо же продолжить такую работу и надъ мемуарной литературой, составленной на другихъ языкахъ. Только послѣ тщательной, провѣрки степени достовѣр-


ности каждаго изъ мемуаровъ и степени правдивости каждаго изъ мемуаристовъ, можно приступить къ использованію отобраннаго матеріала. Здѣсь опять работа разобьется на нѣсколько стадій. Первой изъ нихъ будетъ картотечная классификация и только послѣдняя изъ этихъ стадій будетъ заключаться въ подведеніи обобщающихъ выводовъ.

Однако, эти выводы будутъ нуждаться въ болѣе объективной провѣркѣ, нежели свѣрка показаній однихъ свидѣтелей съ показаніями другихъ.

Начало такому, вполнѣ объективному методу провѣрки было положено русскимъ докторомъ Шумковымъ. Собирая сейчасъ же послѣ РусскоЯпонской войны 1904-1905 г. г. данныя изъ пережитаго ея участниками опыта, онъ производилъ рядъ работъ по изученію физіологическихъ измѣненій, происходящихъ въ человѣкѣ подъ воздѣйствіемъ опасности, угрожающей ему въ бою. Докторъ Шумковъ совершенно правильно видѣлъ въ этихъ физіологическихъ измѣненіяхъ тѣ объективные показатели, которые помогутъ ввести въ область субъективнаго психоанализа экспериментальную провѣрку.

Къ великому сожалѣнію, попытка дЪктора Шумкова окончилась неудачно. За исключеніемъ единичныхъ лицъ, на его работу никто изъ военныхъ ученыхъ не обратилъ вниманія. Въ средѣ же представителей гражданской науки дѣло окон-


чилось даже небольшимъ скандаломъ. На засѣ даніи представителей нашего медицинскаго міра, на которомъ докторъ Шумковъ готовился выступить съ докладомъ, еще до начала такового былъ заявленъ протестъ противъ того, чтобы въ средѣ культурнаго общества читались доклады о такомъ варварскомъ актѣ, какъ война. Докладъ Шумкова былъ сорванъ и его работа ушла въ небытіе.

Разсказанный только что случай съ докторомъ Шумковымъ, несмотря на всю свою возмутительность, является, тѣмъ не менѣе, весьма показательнымъ. Въ уродливой формѣ въ немъ выявилось то нежеланіе изучать войну, которымъ проникнуто и до сей поры большинство гражданскихъ ученыхъ учрежденій. Послѣдствія на-лицо. Въ теченіе четырехъ лѣтъ почти весь культурный міръ корчился въ судорогахъ войны, и вотъ прошло съ той поры 20 лѣтъ, и ни одного, хотя сколько нибудь серьезнаго научнаго изслѣдованія по военной психологіи еще не сдѣлано.

Указываемая мною выше обработка данныхъ психоанализа, требующая столь громадныхъ усилій и средствъ, сможетъ быть осуществлена лишь тогда, когда хотя бы одно ученое учрежденіе въ мірѣ признаетъ необходимость существованія въ числѣ наукъ, изучающихъ соціальную жизнь, и соціологіи войны. Только съ началомъ созиданія послѣдней возможно будетъ раціонально поставить сборъ, классификации) и разработку ма-


теріала, заключеннаго въ мемуарахъ о минувшей войнѣ, а также и богатѣйшаго опыта, накопленнаго всей военной исторіей. Здѣсь умѣстно сравненіе. Современная жизнь настолько усложнилась, что каждое большое зданіе строится по спеціальному заданію. Домъ для мелкихъ квартиръ строится иначе, чѣмъ домъ для роскошныхъ; фабрика духовъ проектируется иначе, чѣмъ автомобильный заводъ. Оспаривать этого никто не будетъ. Какъ же не понять того, что при созданіи военной психологіи нужно прежде всего, тоже, разработать планъ, въ которомъ найдутъ свое "размѣщеніе всѣ стадіи работы, и будетъ ясно видно, что послѣдняя изъ этихъ стадій, которая можетъ привести уже къ утилитарнымъ вчводамъ, возможна только какъ завершеніе другихъ стадій безъ непосредственнаго утилитарнаго значенія. Такая работа будетъ наиболѣе раціонально исполнена, если налицо будетъ главный заказчикъ: Соціологія Войны.

5. — «Психика толпы» въ явленіяхъ войны.

Разсматривая психическую сторону явленій войны, мы остановились пока въ нашихъ разсужденіяхъ лишь на области индивидуальной психологіи. Между тѣмъ, человѣкъ воюетъ не въ одиночку, вслѣдствіе чего данныя индивидуальной психологіи не могутъ дать исчерпывающаго объясненія не только поведенія массъ, но и самихъ


индивидуумовъ, составляющие эти массы. Такимъ образомъ мы вынуждены войти въ область коллективной психологіи, несмотря на чрезвычайно малую ея научную обслѣдованность. Наибольшіе шаги сдѣланы въ этой области лишь для изученія законовъ, управляющихъ «психологической» толпой.

Подъ словомъ толпа подразумѣвается въ обыкновенномъ смыслѣ собраніе индивидовъ, какова бы ни была ихъ національность, профессія или полъ и каковы бы ни были случайности, вызвавшія это собраніе, но съ психологической точки зрѣнія это слово получаетъ совершенно другое значеніе. При извѣстныхъ условіяхъ собрате людей представляетъ особыя черты и свойства. Поэтому, въ психологическомъ смыслѣ слово толпа получаетъ значеніе собранія людей, подчиняющагося особымъ законамъ.

Безъ сомнѣнія, одного факта случайнаго нахожденія вмѣстѣ многихъ людей недостаточно еще для того, чтобы это собраніе пріобрѣло характеръ толпы въ психологическомъ смыслѣ слова; для этого нужна наличность нѣкоторыхъ условій.

Въ извѣстные моменты, напримѣръ, даже шести человѣкъ достаточно, чтобы образовать толпу въ психологическомъ смыслѣ слова, между тѣмъ, какъ въ другое время сотни человѣкъ, случайно собравшихся вмѣстѣ, при отсутствіи необходимыхъ условій, не образуютъ толпы.


«Психологическая толпа» имѣетъ свои особенныя черты, хотя временныя, но совершенно опредѣленныя. Нельзя смотрѣть на толпу, какъ на собраніе нѣкотораго числа людей, недостатки и достоинства которыхъ суммируются. Между тѣмъ, это мнѣніе раздѣлялъ даже Спенсеръ, который опредѣлялъ толпу, какъ сумму или, вѣрнѣе сказать, среднее умственныхъ и нравственныхъ качествъ, составляющихъ ее индивидовъ44.

Тутъ ближе подходитъ не механическое представленіе, а химическое. Подобно тому, какъ въ химіи отъ соединенія двухъ газовъ можно получить жидкость, такъ точно и свойства индивидовъ толпы не просто механически суммируются. Изслѣдованія по коллективной психологіи показываготъ, что индивидуумы, составляющее толпу, пріобрѣтаютъ какъ бы коллективную душу, которая заставляетъ ихъ чувствовать, думать и дѣйствовать, какъ единое одухотворенное существо; и хотя эти индивидуумы могутъ быть несходны между собой ни по уму, ни по свойствамъ характера и пр., но въ дѣйствіяхъ ихъ получается полное единство. Сознательная личность теряется, моральныя и умственныя особенности индивидуума исчезаютъ, и онъ становится частицей одного цѣлаго: одухотворенной толпы.

Потеря индивидуальности выражается тѣмъ полнѣе, чѣмъ болѣе собраніе людей перешло въ

44) Спенсеръ. «Психологія», VIL


«психологическую» толпу, и при полномъ объединены толпа можетъ представить чувства столь преувеличенный въ томъ или другомъ направленіи, что составляющее ее люди кажутся потерявшими всю свою индивидуальность.

Люди хотя и очень разнятся по своей кульTypt и своему воспитанно, имѣютъ, тѣмъ не менѣе, одни и тѣ же чувства, инстинкты и страсти.

Въ психологически объединившейся толпѣ обобщающимъ элементомъ является не разумъ, а чувства и инстинкты.

Вслѣдствіе этого, для ускоренія превращенія всякаго сборища людей (въ томъ числѣ и организованнаго — напримѣръ, роты) въ «психологическую» толпу требуется три условія:

1. Уничтоженіе главнѣйшихъ препятствій. къ слитію индивидуумовъ въ толпу, то есть уничтоженіе ихъ индивидуальности (разумъ и воля).

2. Объединеніе индивидуумовъ однимъ чувствомъ или инстинктомъ.

3. Увеличеніе воспріимчивости человѣка ко внушенію, то есть усиленіе взаимодѣйствія чувствъ.

Обстановка, окружающая человѣка въ бою, какъ разъ создаетъ эти три условія.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 234 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2312 - | 2095 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.