Всякое дѣйствіе человѣка есть приведенное въ исполненіе его стремленіе (желаніе) — произвольное или непроизвольное. Когда стремленіе одно, то оно легко становится непосредственнымъ толчкомъ къ дѣйствію и тогда послѣднее становится простымъ волевымъ актомъ (импульсивнымъ). Но обыкновенно въ душѣ человѣка возникаютъ одновременно нѣсколько желаній, подчасъ противорѣчивыхъ между собой.
Столкновеніе различныхъ желаній и сопровождающихъ или вызывающихъ ихъ чувствъ между собою составляетъ, такъ называемую, борьбу мотивовъ.
Нельзя не упомянуть о томъ значеніи, которое имѣютъ чувства въ дѣятельности человѣка. Мотивы обдумываются, взвѣшиваются, а чувство бросаетъ на чашку вѣсовъ всю тяжесть собственнаго вліянія19.
Стремлені«бойца «побѣдить» присуще бойцу до вступленія его въ бой. Но обстановка боя съ присущимъ ей непремѣннымъ элементомъ — опасностью, порождаетъ въ душѣ человѣка другое стремленіе «избѣжать опасности»; мы только что разсматривали, какъ это стремленіе бойца «избѣжать опасности» вноситъ поправку въ про-
19) Корфъ. «О воспитаніи воли военно-начальниковъ», статья въ книгѣ первой Общества ревнителей военныхъ знаній, 1906 г., стр. 3.
явленія борьбы; эту поправку можно выразить слѣдующими словами — «побѣдить при наименьшемъ рискѣ». Но, съ увеличеніемъ опасности въ бою, оба мотива вступаютъ уже въ рѣзкій конфликта; формула «побѣдить при наименыпемъ рискѣ» не можетъ уже примирить ихъ. Стремленіе «избѣжать опасности» — становится тогда почти р а внозначущимъ «уклониться отъ б о я». Если стремленіе бойца «побѣдить» — считать положительнымъ мотивомъ, — то стремленіе бойца «уклониться отъ опасности» является отрицательнымъ мотивомъ.
Эта борьба двухъ противорѣчивыхъ стремление представляетъ собой въ полномъ смыслѣ драму.
Насколько эта борьба мучительна, мы можемъ видѣть изъ того, что бываютъ случаи самоубійства въ бою. Случаи же умышленнаго членовредительства являются вовсе не рѣдкимъ явленіемъ.
Большинство бойцовъ хотя и участвуютъ въ бою, но дѣйствуютъ машинально. Они затратили столько энергіи во внутренней борьбѣ противъ инстинкта самосохраненія, что у нихъ не хватаетъ уже духовныхъ силъ для самодѣятельности. Эти бойцы нуждаются въ импульсѣ извнѣ, въ возбудителѣ. Этотъ импульсъ даютъ имъ тѣ немногіе храбрые люди, которые сохраняютъ спокойствіе разума и запасъ энергіи.
Отрицательное стремленіе бойца есть производная отъ опасности. Опасность же, по мѣрѣ сближенія съ противникомъ, все увеличивается, вслѣдствіе этого и отрицательное стремленіе бойца съ теченіемъ боя получаетъ все большую и большую силу. Когда его сила возрастаетъ настолько, что оно становится больше побѣднаго стремленія бойца, тогда наступаетъ кризисъ воли: человѣкъ рѣшается — уклониться отъ боя.
Какъ велико бываетъ число этихъ «уклонившихся» можно заключить изъ примѣра цитированнаго Арданъ дю Пикъ въ его «изслѣдованіи боя».
«Возьмемъ Ваграмъ, гдѣ его (Наполеона) масса не была отброшена; изъ 22.000 человѣкъ — 3.000 дошли до позиціи, однимъ словомъ, дошли по назначенію... Недостающіе 19.000 выбыли изъ строя? Нѣтъ, 7 тысячъ изъ 22, т. е. одна треть (огромная пропорція) могли быть перебиты; что же случилось съ остальными недостающими 12-тью тысячами? Они попадали, легли на пути, притворились мертвыми, чтобы не идти дальше»20.
A вѣдь это были солдаты Наполеоновской арміи, слава о которой прогремѣла по всему міру.
Для того, чтобы показать, что существо разсматриваемаго нами здѣсь вопроса осталось не-
20) Дю Пикъ. Стр. 81.
измѣннымъ и въ войнахъ новѣйшаго времени, я приведу примѣры изъ нихъ.
Вотъ воспоминанія командира одного изъ французскихъ пѣхотныхъ полковъ, воевавшаго въ 1870-71 г. г.21.
«Вступивъ въ сферу огня, полкъ начинаетъ таять у всякой складки мѣстности, у всякаго куста, которые только даютъ возможность спрятаться; далѣе, съ теченіемъ боя, люди, охваченные ужасомъ падаютъ на землю и лежать какъ мертвецы, съ той только разницей, что лицо ихъ обращено въ землю; вскорѣ цѣлая толпа солдатъ, подъ предлогомъ выноса раненыхъ, представляетъ имъ многочисленный эскортъ для дезертированія съ поля битвы; другіе, наконецъ, уходятъ безъ всякаго предлога и ихъ невозможно вернуть, если они ускользнули изъ подъ вліянія своихъ офицеровъ».
«Всѣ эти люди, строго говоря, не бѣглецы — у нихъ нѣтъ той поспѣшности — это уклонившіеся».
«Легко выяснить количество ихъ, когда какая-нибудь ферма или какое-нибудь закрытіе въ этомъ родѣ составляетъ часть позиціи; становится, пожалуй, ненужнымъ занимать этотъ мѣстный предметъ отдѣльной частью, такъ какъ онъ
21) Commandant La Tour du Pin-Chambly:
с L'Armée française à Metz». Цитировано у
général Daudignac: «Les réalités du combat >, p. 65.
уже занять многочисленными гарнизономъ волонтеровъ».
«Замѣчательно, что это оставленіе рядовъ имѣетъ мѣсто, главнымъ образомъ, въ тыловыхъ частяхъ войскъ; оно значительно больше во 2-й и 3-й линіяхъ, находящихся пассивными подъ огнемъ непріятельской артиллеріи, чѣмъ въ первой линіи боя; черезъ нѣсколько часовъ боя, въ рядахъ остаются только люди сильной воли и тогда ихъ ряды дѣйствительно дышать непреклонностью».
Для Русско-Турецкой, войны я приведу выдержку изъ письма знаменитаго русскаго врача, профессора Боткина,22 осматривавшаго русскіе госпиталя послѣ неудачныхъ штурмовъ Плевны.
«Склифасовскій23 высказалъ печальное наблюдете, сдѣланное имъ въ теченіе этихъ нѣсколькихъ сутокъ работы; оказывается, что очень легко, — по словамъ Склифасовскаго — можно составить цѣлый полкъ изъ симулянтовъ, т. е. ранившихъ себя въ пальцы по примѣру сербскаго войска... нельзя этому, однако, удивляться: солдатъ видитъ въ туркахъ сильнаго и даже болѣе сильнаго врага; турки защищены окопами и имѣютъ громадное преимущество въ оружіи»...
22) «Письма съ театра войны 1877-78 г. г.».
23) Тоже извѣстный русскій докторъ; прим.
Н. н. г.
ш
Характерно, что о самопсраненіяхъ «не смѣли доложить».
Какъ обстояло дѣло въ Англо-Бурскую войну въ средѣ героевъ-буровъ, защищавшихъ независимость горячо любимой ими Родины, можно составить себѣ представленіе изъ воспоминаній ихъ героическаго командующаго арміей — Хр. Девета. Вотъ что онъ пишетъ про свои впечатлѣнія о боѣ у Никольснека24.
«Съ нашей стороны въ этомъ сраженіи принимали участіе, кромѣ 300 Гейдельбронцевъ и 20 Кронштадцевъ, еще 40-50 человѣкъ изъ Іоганнесбургской полиціи подъ начальствомъ капитана ванъ-Дамъ, которые подоспѣли къ мѣсту сраженія и храбро бились вмѣстѣ съ нами. Но изъ трехсотъ Гейдельбронцевъ не всѣ могли принять участіе въ сраженіи, такъ какъ многіе оставались съ лошадьми у подножія горы, a нѣкоторые, какъ въ началѣ войны нерѣдко случалось, оставались въ защищенныхъ мѣстахъ и не желали оттуда уходить. Когда кончилось сраженіе, я нарочно пересчиталъ своихъ людей и могу совершенно увѣренно сказать, что насъ, выигравшихъ сраженіе, было не болѣе двухсотъ людей. Наши потери были 4 убитыхъ и 5 раненыхъ».
А вотъ воспоминанія того же Хр. Девета о концѣ боя у Поплеръ-Грове.
24) «Воспоминанія Хр. Девета; борьба буровъ съ Англіей». Переводъ Е. Н. Половцевой, стр. 18.
«Я вскочилъ на лошадь и поскакалъ во весь духъ къ позиціямъ. И — о ужасъ... Какіе горькіе плоды несчастной сдачи Кронье пришлось мнѣ собирать. Среди бюргеровъ распространилась паника. Англичане совсѣмъ еще не подошли такъ близко, чтобы нельзя было съ успѣхомъ стрѣлять по нимъ и удерживаться на позиціяхъ, а бюргеры уже пустились въ дикое бѣгстBQ, покидая великолѣпныя укрѣпленія. Не было сдѣлано съ ихъ стороны даже малѣйшей попытки къ удержанію позицій за собой.. Это было бѣгство, подобнаго которому я не видѣлъ никогда, ни раньше, ни послѣ. Несмотря на всѣ усилія, ни я, ни мои офицеры не могли вернуть ни одного изъ бюргеровъ, убѣгавшихъ въ паникѣ за повозками и орудіями. Я напрягъ всѣ силы: загналъ двѣ лошади, на которыхъ безъ отдыха скакалъ весь день взадъ и впередъ, — все напрасно»25.
Это были тѣ самые бюргеры, которые нѣсколько дней спустя великолѣпно отстаивали позиціи; по словамъ Девета, «ихъ храбрость была достойна похвалы и, глядя на нихъ, нельзя было повѣрить, чтобы это были тѣ самые бюргеры, которые въ ужасѣ разбѣжались у Поплеръ-Грове»20.