Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культурологическое определение цели образования




В педагогике достаточно давно, уже в XIX веке, у определенной части уче­ных складывалось представление о том, что цель образования должна учиты­вать как общественные потребности, так и особенности самой личности, ее стремление к достойной и полноценной жизни. Одним из первых попытался совместить эти два «полюса» целей немецкий педагог Адольф Дистервег(1790— 1866), Он обосновал в своей теории принцип культуросообразности воспита­ния: «.в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и вре­мени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика»[10]. А. Дистервег пока­зал неразделимую взаимосвязь принципа культуросообразности воспитания с принципом природосообразности (главным в натуроцентричных системах) и принципом самодеятельности личности.

В русской педагогике второй половины XIX — начала XX века проблема цели образования выходит в центр общественной полемики при обсуждении самых разных актуальных вопросов: об образовании народа, о путях развития национальной школы, о соотношении преподавания и воспитания, о дис­циплине (Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. Я. Стоюнин, П. Ф. Каптерев, П. Г. Редкий, А. Н. Острогорский и др.). Складывается пони­мание того, что интересы развития общества требуют, чтобы образование «вы­водило» юношество к ценностям мировой и национальной культуры, форми­ровало свое «миросозерцание», будило стремление к самообразованию и самовоспитанию. В отечественной педагогике к началу XX века оформляется культурологический подход к пониманию цели образования.

Но основным духовным процессом жизни личности в культуре для С. И. Гессена является нравственное образование. Его он понимает как «восхождение» личности к идеалам Истины, Добра, Красоты и Свободы по трем ступеням: аномии, гетерономии и автономии.

- Ступень аномии соответствует раннему и дошкольному детству ребенка и предполагает своеобразное социальное «беззаконие», жизнь в согласии с естественными законами природы.

- Ступень гетерономии прямо связана с началом школьного обучения. Здесь ребенок и подросток начинает постигать внешнее социальное принуждение как «должное». Оно открывается ему в общих правилах поведения в школе

- Высшая ступень нравственного образования — ступень автономии — пред­полагает «свободное нравственное самоопределение» личности во вне­школьном образовании, в профессиональной творческой деятельности и во взрослой гражданской жизни. Именно на этой ступени завершается «рост долженствования» и органично синтезируются принуждение и свобода.

Связь феноменов культуры и образования очевидна и проявляется она уже на уровне лингвистического анализа слова cultura. Это слово переводится с ла­тинского в трех смыслах.

1. «Возделывание, обрабатывание, уход». Этот смысл указывает на деятель­ность в природе, на земле. Природа («natura») и культура не антиподы, не «низ­кое» и «высокое», а единое начало. Кроме того, этот смысл «высвечивает», что ' культура всегда имеет дело с живыми природными существами: с растениями, животными и человеком. «Культивировать» живое — это значит опекать его, | беречь, любить.

2. «Улучшение», то есть деятельное развитие культурного начала. Этот смысл прямо выводит к понятиям «образование» и «воспитание».

3. «Поклонение, почитание» культового авторитета, культовых ценностей. Следуя именно этому смыслу, культура разных народов и эпох закрепляет глав­ные культурные оппозиции: Бог — человек, отец — дитя, старший — младший, учитель — ученик.

В соответствии с этими тремя смыслами слова «культура» выстраивается и своеобразный механизм освоения культуры. Культовое содержание организу­ет систему «поклонений» и «почитании», так как образование без нее будет связано только с рациональным совершенствованием, и такое «знание — сила» может стать опасным и разрушительным. Человек, который способен покло­няться и почитать, готов деятельно присваивать культуру, готов строить свою жизнь, понимая ее высший смысл и непреходящие ценности.

Современная концепция российского образования избрала в качестве сво­ей методологии культурологический подход. Она получила наименование тео­рии личностно ориентированного образования. Ведущие теоретики этой концеп­ции (Е. В. Бондаревская, В. А. Караковский, И. Б. Котова, В. В. Сериков, А. Н. Тубельский, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова, И. С. Якиманская и др.) це­лью современного образования видят развитие и воспитание «человека культуры». Это означает «поворот всех компонентов образования к культуре и к че­ловеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию»[11]. Что значит ориентировать образование на личность? Это значит, что обра­зование должно обеспечивать человеку развитие ряда важнейших жизненных свойств, с функциями которых связан его личностный образ бытия, его жиз­ненная позиция. Эти свойства таковы:

- способность к выбору, готовность действовать избирательно;

- способность действовать автономно и самостоятельно, брать на себя от­ветственность за свои решения и действия;

- способность к рефлексии, способность анализировать и оценивать свою деятельность, отношения, свою жизненную позицию;

- способность не просто усваивать знания, но и искать их жизненный смысл, готовность к самообразованию;

- способность к творчеству и активному преобразованию действительности;

- способность к самосовершенствованию, к личностному и профессио­нальном самоопределению.

Все эти личностные функции современного человека созревают и развива­ются только в культуре; культура является средой, питающей личность. Имен­но культура предъявляет человеку мир жизненных ценностей, которые обра­зование должно сделать достоянием внутреннего мира личности.

СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная психология и педагогика видят возможности самоопределе­ния личности, прежде всего, в области главных жизненных ценностей: в поиске своего места в жизни, определении смысла и цели своей жизни, выработке жизненных принципов и убеждений, формировании личностных идеалов.

Самоопределяющаяся личность — это социально зрелая личность. Своеоб­разной мерой самоопределения личности являются:

- освоение ценностей общечеловеческой и национальной культуры;

- зрелое понимание смысла жизни;

- наличие духовных сил, системы знаний, умений и навыков, необходимых для полноценной самореализации в трудовой и общественной деятельно­сти, для преодоления жизненных трудностей и переживания счастья;

- готовность совершать социально значимую деятельность и оценивать ее результаты;

- самостоятельность в принятии решений;

- осознание себя как субъекта деятельности и общения, готовность к реа­лизации своих индивидуальных способностей.

Нетрудно заметить, что эти признаки самоопределяющейся личности ха­рактеризуют освоение основных ценностей культуры: жизнетворчества, гума­низма, нравственной убежденности.

Содержание современного образования конкретизируется как освоение лично­стью системы жизненных ценностей. Именно образование должно обеспечить человеку ответы на самые сложные вопросы: «Во имя чего жить?», «В чем смысл моей жизни?». Образование формирует образ бытия личности, ее жизненную позицию.

Образование — это не просто наличие достаточных знаний и умений, а при­своение значимого знания, обладающего определенной культурной, социаль­ной и личностной ценностью.

Таким образом, ценности, с одной стороны, достаточно относительны, так как исторически меняются. Но с другой стороны, в рамках определенной социокультурной реальности многие ценности воспринимаются людьми как не­что абсолютное, вечное, общечеловеческое. Не случайно ценности издревле закреплялись в религиозных учениях.

Жизненные ценности могут по-разному реализовываться в образователь­ном процессе.

Авторитарная модель: ценности внедряются в виде жестко декларируемой системы, набора принципов поведения, уставов, кодексов (например, «Мораль­ный кодекс строителя коммунизма»). Такое образование неизбежно делит лю­дей на «наших» (носителей официальных ценностей) и «не наших» (не при­нявших эти ценности).

Гуманистическая модель: дается представление о неких общечеловеческих ценностях, выработанных человеческой цивилизацией в своем культурном раз­витии (например, ценность жизни, труда, уважение к старшим, терпимость к национальным и религиозным особенностям людей и др.). Христианская куль­тура сконцентрировала общечеловеческие ценности в заповедях Нагорной про­поведи Иисуса Христа, и они до сих пор служат сердцевиной образования.

Часть II





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 918 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2459 - | 2159 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.