Глава 4
Воспитание как педагогический процесс
ПОНЯТИЕ ВОСПИТАНИЯ
Теоретический подход к определению воспитания находит место в научных статьях, монографиях, учебниках. Но там можно встретить десятки толкований воспитания, иногда противоречащих друг другу:
«Воспитание — это передача опыта старших поколений подрастающим»;
«Воспитание — это организация деятельности и общения детей»;
«Воспитание — это приучение детей и молодежи к требованиям общественной жизни»;
«Воспитание — это управление развитием личности»;
«Воспитание — это создание условий для саморазвития личности» и др.
В советской педагогике вплоть до конца 80-х годов прошедшего столетия господствовало понятие «формирование», которое было синонимом понятия «воспитание» и являлось даже более употребительным в педагогическом обиходе. «Формирование» объясняет механизм становления и совершенствования личности как прямое влияние господствующих социальных установок на пластическую детскую сущность. «Воспитание как формирование» полагается, в первую очередь, на яркие впечатляющие примеры, образцы поведения, воспитывающие мероприятия, на дисциплину с хорошо отлаженной системой контроля за поведением воспитанников, на обдуманную практику поощрений и наказаний.
Под влиянием гуманистической философии образования (в процессе смены парадигмы педагогики) понимание воспитания как принудительно-нормативного процесса начинает меняться».
Выдающиеся философы часто обращали внимание на способность слова порождать особое состояние души и состояние мысли. Мир богатейшего педагогического смысла приоткроется в понятии «воспитание», если задуматься над значением самих педагогических действий в акте воспитания, закрепленных в русском языке глаголами с красноречивой приставкой «при-», всегда указывающей на близость, единство, взаимосвязь:
- приучить — объяснять значение поступка или события, обратиться к разуму ребенка, вызвать его собственные размышления о происходящем и переживаемом;
- приохотить — вызвать эмоционально положительное отношение к новой деятельности, к трудному, но важному усилию, обязанности;
- приобщить — включить во взаимодействие с другими людьми, в общее дело, в общие заботы, в культуру социума.
Нетрудно заметить, что эти глаголы-синонимы выполняют роль своеобразного «педагогического кода» и указывают, что:
- воспитание обращено на выработку у детей определенных ценностных отношений, и следует обеспечивать в единстве когнитивный («приучить»), эмоционально-оценочный («приохотить») и поведенческий («приобщить») компоненты ценностного отношения;
- воспитание — это не возвышение «над» ребенком и не «подстраивание» под его природу, а действие «притяжения» его к Истине, Доброй Воле, Красоте Духа;
- воспитание как «приобщение» организует потребности и способности детей жить в мире людей, обеспечивает коммуникативные навыки;
- воспитание всегда строится на механизме следования «примеру» уважаемого, авторитетного и близкого человека, значимого взрослого.
Даже этот небольшой лингвистический анализ убеждает, что воспитание следует понимать как процесс организованной социализации, как педагогическое обеспечение детского образа жизни. Это значит, что воспитание предполагает включение ребенка в специально организованные обстоятельства и отношения, где бы он мог осваивать свой индивидуальный способ преобразования социальных обстоятельств и отношений. Таким образом, воспитание одновременно является и педагогически организованным процессом индивидуализации («выращивания индивидуальности»).
Воспитание как педагогический процесс (от лат. processus — движение) предполагает определенным образом педагогически организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника, их совместное движение в системе социальной жизни, событий, явлений, переживаний и опыта.
Итак, следует различать воспитание как область теоретического знания в педагогике и воспитание как педагогический процесс, которые можно понять соответственно только как предмет теории и явление педагогической практики.