Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Базовая культура личности и пути ее воспитания




Педагогика (а она по природе своей наука философская) всегда стремилась к моделированию идеального — мира, человека, государства, семьи, школы, учителя. Этому отдали дань Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Рус­со, И. И. Бецкой, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский.

Современная педагогическая мысль уже приняла как данность, что не мо­жет быть общего для всех людей и народов идеала воспитания. Но некоторая определенность все-таки существует: безусловно значимыми характеристика­ми являются нравственные ценности, здоровье, ум, умелость и успешность. Именно эти характеристики складываются в процессе освоения культуры, цен­ностей и норм общества и определяются понятием базовая культура личности. Ее можно представить как систему нескольких значимых направлений:

- нравственная культура,

- физическая культура,

- познавательная культура,

- культура труда и экономическая культура,

- гражданская и правовая культура,

- эстетическая культура,

- политическая культура,

- культура общения,

- культура семейных отношений,

- культура жизненного самоопределения.

Современное воспитание ориентируется на все направления базовой куль­туры личности. Такая «разносторонность» воспитания определяется лично­стным потенциалом воспитанников, интегральным запасом их жизненной энергии, физических возможностей, задатков, способностей, определяющих активность в различных областях.

Известный психолог и психиатр В. Франкл описал условную классифика­цию ценностей, ориентируясь на которые человек осуществляет поиск и обре­тение смысла своей жизни[15]. Воспитателю весьма полезно обратиться к этой системе ценностей:

- ценности созидания, которые реализуются в продуктивных творческих ак­тах: познания и труда, преобразования собственного опыта, веществ при­роды и материального мира;

- ценности переживания, которые реализуются в переживаниях красоты природы, искусства, человеческой деятельности;

- ценности общения реализуются в человеческих отношениях — сочувствия, доброты, справедливости, дружбы, любви;

- ценности преодоления жизненных ситуаций и изменение своего отноше­ния к ним; эти ценности связаны с усилиями самого человека в поисках смысла жизни и с ответственностью за свои действия. Их содержание концентрируется, как считал В. Франкл, в трех основных отношениях: смирения, покаяния и достоинства.

Воспитание своими педагогическими способами эту смыслообразующую систему ценностей личности делает реальностью:

- организуется разнообразная, активная деятельность, общение детей и взрослых;

- создается насыщенная образцами достойного поведения социальная микросреда (ближайшее социальное окружение), в которой живет и дей­ствует ребенок;

- обеспечивается выражение воспитанниками своих эмоционально-ценно­стных отношений к различным явлениям, событиям, поступкам людей;

- моделируются ситуации, рождающие у воспитанников опыт поиска смысла жизни.

Так воспитание обеспечивает действие механизма интериоризации ценнос­тей. Механизм интериоризации ценностей обоснован в психологии Л. С. Вы­готским и А. Н. Леонтьевым. Его действие состоит в том, что личностные особенности формируются у ребенка извне вовнутрь в определенной последова­тельности:

1) наблюдение образцов поведения;

2) попытки их заимствовать и воспроизвести в собственной деятельности и общении;

3) последующее систематическое и привычное их использование по отно­шению к другим людям;

4) преобразование исходных наблюдаемых и принятых образцов во внут­ренние личностные особенности.

Рис. 6. Базовая культура личности

При несомненной важности всех компонентов базовой культуры личности, они не равнозначны: нравственная культура доминирует.

Воспитание нравственной культуры направлено на воспитание у ребенка от­ношения к жизни и к человеку как к безусловным ценностям. Содержание этой ценности включает, с одной стороны, принятие единства человека и мира при­роды, а с другой стороны, постижение ценностей духовной жизни человека.;

Воспитание нравственной культуры ребенка строится с учетом двух «векто­ров» нравственного потенциала его личности: потребности в персонализации и потребности в самореализации.

Для удовлетворения потребности в персонализации и ее культурного «осна­щения» воспитание должно организовать нравственный опыт общения с ро­весниками, старшими и младшими (культура общения, культура поведения, культура семейных отношений).

Потребность в самореализации с помощью воспитания должна приобрести черты реальной работы над собой. Воспитание дает ребенку опыт контролиро­вания своей жизни по принципу «стремись быть лучше, но не лучше других». В такой позиции заложен серьезный нравственный выбор. Принять его сразу, без осмысления различных жизненных позиций людей, долга перед людьми и своих индивидуальных форм поведения, ребенок не может. Воспитание при­звано обеспечить доступные ему нравственные поиски.

Воспитание физической культуры личности обязательно предполагает при­нятие ею здоровья как жизненной ценности. На этой основе складывается куль­тура здорового образа жизни, культура тела, культура сексуальных отношений, где доминируют нравственные регуляторы отношений.

Воспитание культуры труда, центрированное на нравственных ценностях, будет культивировать не ценность вещи, продукта, денег, а ценности творче­ства, преодоления жизненных трудностей, служения свои трудом людям. Тру­довая деятельность, организуемая воспитателем как ценность нравственной культуры, становится не только содержательной, интересной, требующей на­пряжения сил, воли, способностей, но и вызывает активность, побуждает к самоорганизации, строится на условиях выбора и ответственности.

Воспитание познавательной культуры предполагает не только развитие по­знавательных возможностей личности и приобретение определенного объема необходимой информации, но и освоение способов проблемного мышления. Именно проблемное мышление позволяет человеку осознавать пользу и зна­чение нравственных ценностей, оценивать их и осуществлять поиск смысла жизни.

Воспитание гражданской культуры невозможно осуществить без приорите­та патриотического воспитания, воспитания ценностного отношения к своей Родине, ее культуре, языку, традициям, осознания своей ответственности за ее судьбу.

Воспитание эстетической культуры личности обеспечивает возможности удовлетворения ее художественных и эстетических потребностей. Но сама мера прекрасного, границы прекрасного и безобразного осознаются человеком в зависимости от его нравственной культуры.

Таким образом, ценности базовой культуры личности воспитываются не обособленно друг от друга, а всегда интегрированно. Нравственное начало — основа любой деятельности ребенка и его общения.

Глава 5





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 936 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2442 - | 2362 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.