1. Основные типы политического развития.
2. Кризисы политического развития.
Ключевые слова: контрреволюция, политическая модернизация, политические кризисы, политическое развитие, политическая революция, политическая эволюция, реставрация
1. Изучение проблем политического развития и политических процессов, включающих в себя такие вопросы, как причины, содержание и способы политических преобразований, позволяет рассмотреть политическую жизнь в ее динамике. Такого рода анализ дает возможность более полно оценить основные тенденции, возможные альтернативы и перспективы общественно политических изменений. В современной политологической литературе вопросы политического развития рассматриваются главным образом на основе либеральной (через проблему свободы и демократии) и марксистской (через революционный скачок) традиций. В последние десятилетия достаточно громко заявила о себе теория политической модернизации, представляющая собой своеобразный продукт западных концепций развития.
Политическое развитие представляет собой такие изменения в политической сфере общества, которые характеризуются обновлением политической системы, существенной трансформацией ее внутренней структуры и функций. Эти изменения связаны с появлением нового качества политической жизни (например, переход от тоталитаризма к демократии, изменение политических режимов, смена политических элит), развернутостью во времени, определенной направленностью, сложными нелинейными процессами.
Основными типами политического развития, как показывает историческая практика, являются эволюция и революция. Они же выступают способами политических изменений наряду с такими, как реформы, контрреволюции и реставрации. В общем виде последние представляют собой частный случай основных типов политического развития.
Политическая эволюция — это тип политического развития, характеризующийся изменениями политической сферы, которые позволяют сохранить и использовать весь позитивный потенциал предшествующего развития (формы, связи, традиции и т.д.). Отдельная черта такого способа политического развития — постепенность.
Политическая революция — тип политического развития, который характеризуется радикальными преобразованиями, коренным переворотом в системе политической власти и политических отношений в целом. Как способу развития, революции в особой степени присущи радикализм, насилие, нелегитимность. Революция всегда означает скачок в развитии; она сопровождается активным участием низов в политике, отличается особой ролью идеологических мотивов, появлением харизматических лидеров.
Политическая реформа представляет собой такой способ преобразований, изменений, переустройства политической сферы и ее части, когда основы политической жизни не подвергаются разрушению. В узком смысле под реформой понимается всякое нововведение. Особенности реформы как способа политического развития заключаются в том, что сохраняется преемственность политических форм жизни, изменения носят постепенный и легитимный характер, а преобразования осуществляются «сверху» (при возможной поддержке «снизу») без насилия как существенного фактора преобразований.
Существуют различные представления о месте политических реформ в процессе общественных изменений. Известно, например, утверждение В.И. Ленина о том, что всякая реформа выступает как «побочный продукт революции». Однако историческая практика свидетельствует, что реформа — достаточно самостоятельный способ политических преобразований и проявляет себя скорее как «форсированный» вариант эволюционного типа политического развития.
Контрреволюция, напротив, всегда связана с революционными попытками кардинально изменить политическую ситуацию. Поэтому она выступает как своеобразная политическая реакция (ответ) господствующего (или свергнутого) класса на революционные устремления. Специфика ее заключается в том, что контрреволюция, будучи порождением революции, устремлена к возврату старых политических порядков или к их консервации. При этом обычно широко используются массовое насилие и террор, авторитарные методы господства. Формы контрреволюции: военные диктатуры и перевороты, гражданская война, заговоры, мятежи, акции саботажа и т. п. В известном смысле можно говорить о том, что контрреволюции представляют собой зеркальное отражение революций.
Реставрация — это способ политических преобразований, связанный с преодолением политического радикализма, возврат к прежним формам существования, не изжившим себя, способным к саморазвитию. В общем и целом реставрация, так же, как и контрреволюция, представляет собой попятное движение в политической жизни, однако если контрреволюция — это возвратное регрессивное развитие, то реставрация является возвратным прогрессивным движением. Так, в истории России период новой экономической политики (нэпа), последовавший после окончания гражданской войны 1918-1920 гг., может быть рассмотрен как своеобразная реставрация, не затронувшая, правда, сколько-нибудь серьезно политическую сферу общества.
Широкое распространение в западной политической науке конца 50-х годов XX в. получила теория политической модернизации, призванная объяснить источники, характер и направления политических изменений в обществе.
Возникнув как теоретическое обоснование политики Запада по отношению к освободившимся от колониальной зависимости странам, концепция модернизации в конечном итоге превратилась в обоснование некоей общей модели глобального развития цивилизации. Суть этой модели заключается в описании характера и направлений перехода от традиционного к современному (рациональному) обществу в результате научно-технического прогресса и социально-культурных изменений.
В этой концепции выделяются два типа модернизации. Первый из них — спонтанная модернизация, характерная для стран, переживших переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного длительного развития внутренних процессов (Великобритания, США). Второй тип (вторичная, отраженная модернизация) характерен для стран, по тем или иным причинам, отставшим в своем развитии от передовых стран по уровню и качеству жизни. Это так называемое «осовременивание вдогонку». Основным фактором вторичной модернизации являются социокультурные контакты с существующими центрами индустриальной и постиндустриальной культуры с целью использования их передового опыта.
В политической сфере модернизация рассматривалась как демократизация развивающихся стран на основе перенесения апробированных в развитых странах политических институтов и ценностей (парламент, многопартийная система, всеобщие выборы) на национальную почву.
С 70-х гг. XX столетия теоретики модернизации стали признавать относительную независимость экономического развития от жестко определенных форм политической организации западного типа, допускать возможность модернизации в условиях различных национальных традиций. Эти традиции не обязательно следует разрушать, поскольку они помогают снять угрозу социальной дезорганизации и осуществлять развитие мирным путем.
В современных условиях взгляд на модернизацию как на всемирный процесс вытеснения локальных типов традиций универсальными формами современности чаще всего отвергается. Признается неизбежность столкновения старых, традиционных для данного общества институтов, ценностей и норм политической жизни с новыми, модернизированными. Эти новые нормы сами должны трансформироваться, чтобы врасти в национальную почву обществ «догоняющего» развития, адаптироваться к ней. Использование традиционных структур перестало считаться препятствием для успешного экономического, политического и культурного развития. При этом демократизация не рассматривается как единственно эффективное средство решения всех проблем. В политической жизни стала допускаться возможность существования жестких авторитарных режимов, обеспечивающих экономическое развитие и политическую стабильность. Об этом свидетельствует опыт преобразований в Южной Корее, Чили, Сингапуре, на Тайване и др.
Процесс политической модернизации должен проходить в различных странах с учетом их исторических, национальных и культурных традиций. Универсального способа модернизации не существует. Механическое перенесение опыта западных стран в другие, в том числе в Россию, может принести больше вреда, чем пользы. Политическая модернизация должна проводиться с учетом не только зарубежного опыта, но и национальных особенностей той или иной страны.
2. Существуют два основных типа кризисов политического развития: кризисы революционного развития и кризисы модернизации (реформирования).
Сущность кризисов первого типа заключается в резкой ломке общественных отношений, переходе власти от одной общественной группы к другой, смене политических элит. Кризис революционного развития — это системный кризис, охватывающий все сферы жизни общества, в центре которого — коренные изменения в организации государственной власти. Этот тип кризиса политического развития характеризуется также широким использованием насилия, авторитарными методами разрешения. В рамках данного типа кризиса можно выделить такие его разновидности, как революционный кризис, предшествующий смене государственной власти, и кризис революции, возникающий в ходе радикальных общественных преобразований.
Революционный кризис в политическом отношении представляет собой неспособность правящей элиты управлять прежними методами, нежелание массовых общественных групп сохранять старую систему господства и подчинения («верхи не могут» — «низы не хотят»), он связан также с резким повышением политической активности последних на основе радикальных требований. Совершенно очевидно, что революционный кризис вырастает из всего предшествующего общественного развития и выступает его закономерным результатом.
Кризис революции, как показывает политическая практика, является неизбежным этапом развития революционного процесса и заключается в утрате новой политической элитой поддержки со стороны «удовлетворенных групп» (П.А. Сорокин). Это происходит в ходе сужения социальной базы новой власти, усиления репрессий в отношении политических противников, возрастания требований порядка со стороны наиболее радикальных последователей преобразований («погонщиков революции»). В результате этого на определенном этапе политического развития складываетсяавторитарный режим, использующий чрезвычайные карательные органы, роль которых резко возрастает.
Вторым основным типом кризисов политического развития являются кризисы политической модернизации, выражающиеся в кризисах идентичности, легитимности, участия и регулирования конфликтов.
Кризис идентичности возникает, когда социально-структурная дифференциация, этнические или другие субнациональные идентификации препятствуют общенациональному объединению и идентификации с определенной политической системой.
Кризис легитимности представляет собой развал конституционных структур и деятельности правительства. Этот развал является результатом отсутствия в обществе согласия относительно природы и методов деятельности политической власти.
Обязательное условие для легитимности политического режима — согласие граждан с решениями руководящей элиты, то есть то, что обычно называют консенсусом. Существование любого рода общественного согласия означает, что режим становится легитимным. При этом власть способна формировать и поддерживать убеждение в оптимальности существующих политических институтов для данного периода. Консенсус означает также согласие меньшинства подчиняться решениям большинства, сохранение права меньшинства на протест, критику и оппозицию. Консенсус придает власти авторитет, за счет которого правовые акты государственного управления становятся легитимными нормами политической деятельности.
Различают личностную и институциональную легитимность, хотя в реальной жизни оба вида могут присутствовать одновременно. Личностная легитимность означает, что всеобщее согласие распространяется на личности политических руководителей, их политические решения, или на то и другое одновременно. Институциональная легитимность подразумевает, что всеобщее согласие распространяется на всю политическую систему в целом и прежде всего, на способы принятия политических решений и их осуществление. Здесь особое значение имеет приверженность к беспристрастным легальным процедурам.
Институциональная легитимность является более значимым стабилизирующим фактором, чем личностная. Это объясняется тем, что смена политических лидеров или изменение отношения к ним могут привести к дестабилизации общества.
Разрешение кризиса легитимности возможно в трех направлениях.
1. Ориентация политического режима на национализм, если он не в состоянии добиться успехов в экономике. Данное средство достижения легитимности может опираться на ценностные ориентации населения, чем обычно и пользуются политические лидеры и партии.
2. Привлечение на свою сторону консервативных элементов за счет постепенности реформ, противодействия давлению экстремистских сил, предоставления гарантий сохранения высокого статуса наиболее влиятельных традиционных институтов и групп.
Особую роль играет налаживание отношений с армией, которая может свергнуть неугодное ей правительство. К примеру, резкие сокращения расходов на военно-промышленный комплекс в милитаризированной стране способны вызвать сопротивление со стороны генералитета и промышленников, что может вызвать политическую нестабильность.
3. Разделение источников политической власти и их представителей. В демократических системах источником власти выступает согласие народа соблюдать нормы, базирующиеся на ценностях общества и конституции (конституция как система общепризнанных незыблемых политических принципов находится вне политической борьбы и оценки в отличие от действий конкретных политических институтов и лидеров). В переходном обществе высшие политические руководители стремятся принять множество законов, в том числе изменяющих конституцию. Нередко цель этих законов состоит в укреплении собственного положения и политического режима. В результате таких действий источник и представитель власти отождествляются населением, и недовольство деятельностью конкретного правительства может привести к замене политического режима в целом.
Кризис участия означает создание правящей элитой искусственных препятствий для включения в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, о своих политических интересах. Такому кризису способствует обострение проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы общества.
Кризис участия связан и с увеличением числа специализированных групп интересов. Ученые, менеджеры, предприниматели, государственные служащие, военные, фермеры, рабочие различных отраслей конкурируют с партийными лидерами за доступ к процессу принятия решений.
Политическая система переходного периода должна сближать противоречивые интересы различных групп, по возможности удовлетворять их основные требования. Поскольку система социального представительства во время переходного периода обычно развита слабо, то возникают затруднения в координации действий правящей элиты с многочисленными общественными движениями и партиями, претендующими на свою долю власти. Правящая элита стремится регулировать процесс включения в политическую жизнь новых социальных групп, и именно от ее действий зависит возможность их относительной безболезненной интеграции в политическую систему.
Возможны три варианта действий правящей элиты по отношению к появляющейся политической оппозиции и тем социальным силам, интересы которых последняя выражает:
— подавление путем насилия;
— законное существование оппозиции, но в условиях постоянного конфликта с властями;
— сотрудничество с оппозицией в процессе принятия важных политических решений.
Кризис регулирования конфликтов обусловлен ростом конкурентной борьбы в сфере политики, снижении эффективности прежних способов социально-политического регулирования, разрастании стихийных видов деятельности и неорганизованных действий, формирования альтернативных политических структур. В результате этого в обществе усиливаются сепаратистские тенденции, происходит рост влияния местных элит при ослаблении центральной власти. Появляется угроза не только стабильности общества, но и территориальной целостности страны. Растущий социальный протест в условиях деструктурированного общества может наиболее драматично выразиться в сфере национальных отношений.
В таких условиях общество нуждается в комплексных мерах, направленных на снижении напряженности, и в первую очередь — в создании политико-правовых механизмов разрешения возникающих конфликтов, а также в усилении власти политического центра.