До 30-х годов понятие роли, ролевой игры связывалось лишь с театром. Научная теория ролей включает «ролевую игру» и формирует представление об игре как «игре бытия», источнике культуры. Новаторская суть игровой теории заключается в отноршении к игре как культурообразующему фактору. Данная концепция связана с именем нидерландского историка И. Хейзинги, который изложил ее первоначально в трактате «О границах игры и серьезного в культуре», а затем в оригинальном труде «Хомо люденс» т.е. «Человек-играющий». Игра, у Хейзинги, имеет более раннее происхождение, чем труд и культура в целом. В социальном действии игра обладает смыслом и не сводится только и психологии. Хейзинга максимально обобщил понятие игры, куда включил праздник, религиозные культы, мифы: «В религиозных культах и праздниках рождается культурная жизнь», «игра − культурообразующий фактор социальной жизни» − здесь полемика с экономической трактовкой человека, в которой, по мысли Хейзинги, учитываются примитивные мотивы деятельности и не учитываются духовная (экзистенциональная) проблематика. В различных видах деятельности (общение, наука, хозяйство) культура предстает как составная часть, и значимым проявлением культуры является ее функционирование как игра. Игра − это часть серьезной деятельности. Через игру человеческая деятельность приходит к своим истокам. Игровые действия противоположны серьезным, но с помощью игры создается драматическая форма социального действия. Социальная жизнь, у Хейзинги, предстает как набор драматических сюжетов, в которых разыгрываются в образах, символах, ролях различные социально значимые ситуации, благодаря которым человек осуществляет практическую деятельность. В играх общество выражает свое понимание жизни и мира. Социальная игра не только формирует культуру, но и способствует адаптации человека к миру. Игра, по Хейзинге, обладает чертами непринужденности, возможности выбора, возможностью начинать сначала, правила устанавливать по договоренности. Игра упорядочивает действие, она имеет забавный характер. Таким образом, Хейзинги рассматривает игру как исток культуры и считает, что в дальнейшем развитии игра отступает на задний план, растворяясь в различных сферах общественной жизни.
Социология Дж. Морено
В своей психодраматической концепции Дж. Морено рассматривал игру, как способ реализации внутренней сущности человека. Социальный мир − это игра бытия, в которой люди разыгрывают свои роли на различных уровнях социальной жизни. Социальная жизнь, по Морено, − это набор драматических ситуаций и драматических действий. Он отождествляет социальную жизнь со сценическим театральным действием. И там, и там он видит общее − интерактивную групповую динамику. Социальная организация общества возникает благодаря взаимодействию его членов. В результате этого взаимодействия образ общества как драмы, которая состоит из игровых действий участников, изображающих события, представляющих групповое действие. Внутренние психические события предшествуют внешним действиям, внешним проявлениям. Морено скептически относился к эмпирическим исследованиям, считая, что они фиксируют лишь внешние события (не подлинные, меняющиеся). Морено соединил понятие игры, как театрального действия, с символическим интеракционизмом и предложил метод социализации, терапии, воспитания как психодрамы (социодрамы), в котором организовывалось бы проживание в групповом взаимодействии, переживание человеком реальных событий. На основе психодрамы возникла новая отрасль социологического знания, которую Морено определил как социометрию: эмпирическая наука, количественно и качественно оценивающая межличностные отношения и переживания, связанные с ролями, которые играют люди в социоэмоциональной структуре своей группы (в своей социальной среде). На основании социометрии Морено предложил социономию − науку о социальных законах. Объектом ее изучения являются малые группы. Общество, по Морено, состоит из малых групп. Для усовершенствования общества надо усовершенствовать малые группы. Задача социономии − это создание ситуации, в которой каждый человек на работе и дома жил бы в окружении симпатичных и симпатизирующих ему людей.
Социономия состоит из трех частей:
· Социодинамика − наука о структуре и динамике социальных групп.
· Социатрия − наука о социальном исцелении, оздоровлении людей с помощью социодрамы.
· Социометрия − измеряет взаимоотношение в малой группе.
Ее задача − измерять и изменять социальную энергию и социальную организацию. Морено считал, что источником социального конфликта является несоответствие микро и макро структур. Одним из существенных последствий создания социометрии стало широкое обращение к проблематике человеческого существования и формирование теории «человеческих отношений», которая заняла междисциплинарное, приграничное положение между социальной психологией, менеджментом и промышленной социологией.