Социология марксизма − это исторический материализм. История объясняется развитием производительных сил общества. Исторические эпохи соответствуют общественно-экономическим формациям, главной характеристикой которых является способ производства материальных благ. Экономические отношения объясняют все социальные процессы и явления. К. Маркс ввел понятие базиса − способ производства. Он состоит из двух компонентов:
· производительные силы (люди и средства производства);
· производственные отношения.
Производственные отношения включают в себя:
· форму собственности на средства производства;
· отношения распределения и обмена;
· отношения потребления.
От базиса зависит и им определяется надстройка. В надстройку входит вся социальная жизнь (политика, государство, церковь, мораль, наука, право, эстетика, социальные отношения).
Законы марксизма:
1. Соответствие производственных отношений к характеру и уровню развития производительных сил; если это соответствие нарушается, т.е. производительные силы опережают сложившиеся производственные отношения, то возникают революции.
2. Закон первичности базиса по отношению к надстройке.
3. Закон классовой борьбы и социальных революций.
4. Закон естественноисторического развития общества. В процессе смены пяти общественно-экономических формаций: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.
С развитием производства изменялись и требования к мастерам и рабочим. Если раньше ремесленник должен был знать в своей области все досконально и иметь в первую очередь свой инструмент, то теперь с появлением фабрик и мануфактур, где часть производства получила механизмы требования к рабочему в его профессиональном умение стали гораздо ниже и этого уровня могли достигнуть многие за короткий срок. Маленькие мастерские и отдельные ремесленники не могли тягаться с фабриками, которые за день производили больше продукции, чем они за месяц.
Повышения образованности людей и их приток в город, очаг культуры, разбудило в людях древний инстинкт к подражанию, а человек по природе стремится к лучшему. Лучше всего в то время жили аристократы и буржуа. Достичь их уровня со своими скудными средствами они не могли, вот ту-то им пришел на выручку частный капитал, со своими фабриками и дешёвым массовым производством. Единичные изделия во все времена ценились дорого и их могли себе позволить лишь богатые люди. Теперь фабричную мебель, посуду и прочую утварь мог себе позволить и среднестатистический гражданин. Времена, когда люди обходились минимум утвари и самодельным набором мебели уходили безвозвратно.
Всё в большей степени, капиталисты подверглись инстинкту к накопительству. Их стремление выжать максимум выгоды породили новые проблемы – резко обострившееся недовольство рабочих с их фабрик и заводов. Одной из важнейших причин этого обострения было опережения спроса над возможностью производственных мощностей. Оборудование или по Марксу "орудия труда" не могли перекрыть весь рынок спроса и тогда несовершенство машин стали покрывать увеличением рабочей смены у рабочих. Не желая нанимать дополнительных рабочих, они все больше делали рабочею смену, и все недовольства подавляли угрозой увольнения, а это причина становилась всё более актуальнее. Безработица разрасталась в странах Европы. Население городов росло.
Рост конкуренции привел к повышению образования в среде обывателей. Во-первых, наниматель, боясь за сохранность машин и оборудования, предпочитал нанимать образованных людей для работы на них. Во-вторых, те же машины требовали высококвалифицированный инженерный состав. Резко возросла потребность в механиках, химиках. Да и то, что повышение урбанизации в городах облегчило образование. Еще одним из факторов была также конкуренция на рынке труда у учителей. С появлением всё большего количества преподавателей, снизило стоимость получения начального образования.
Маркс был первым социологом, который рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития являются противоречия и конфликты в материальной жизни.
Движущей силой развития общества выступает противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Социальная революция – есть не политическая случайность, а закономерное проявление исторической необходимости. Такой взгляд на общество вошел в историю общественной мысли как диалектический материализм.
Социологическая теория марксизма включает в себя системный анализ классов, социальных отношения и классовой борьбы. По Марксу, принадлежность человека к классу, его социальные интересы обусловлены, прежде всего, экономическими отношениями.
Классовое деление приводило к тому, что одни группы людей благодаря своему социальному положению имели материальные, политические и иные привилегии, другие, напротив, лишались необходимого для существования и выживания.
Маркс допускал разные формы классовой борьбы. Он не отрицал значимость мирных форм борьбы в рамках профсоюзного движения, но считал, что реформистская борьба, по крайней мере, в ранний период развития капитализма, не разрешит проблему антагонизма, не приведет к преодолению отчуждения трудящихся от средств производства. Кардинальное решение проблемы он усматривал в социальной революции.