Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия эпохи Возрождения




 

Период перехода от Средневековья к Новому времени занимает эпоха Возрождения (XIV–XVI вв.) (хронологически лежит в рамках эпохи Средне-вековья). Понятие «Возрождение», или «Ренессанс» (от франц. Renaissance – возрождение) был введен Дж. Вазари – известным живописцем, архитекто-ром, историком искусства – для обозначения периода итальянского искусства как времени возрождения античности, античной культуры.

 

К XIV веку государства Европы превратились в сильные королевст-ва, политическая стабильность предоставила людям возможность и сти-мул для творчества и открытий, как на практике, так и в теории. Возрож-дение, благодаря небывалому взлету творчества человеческого гения на основе опытного познания, стало поворотной точкой в истории Европы. В эту эпоху была создана возможность перехода от религиозной картины мира к научной.

 

Философские школы, оказавшие влияние на средневековую филосо-фию, а именно неоплатонизм, аристотелевская схоластика и религиозная философия, продолжали влиять на культуру и философию эпохи Возрож-дения. Однако в старых идеях античной традиции были расставлены но-вые акценты. Неоплатоники Ренессанса – Франческо Петрарка (1304– 1374 гг.) Пико делла Мирандола (1463–1494 гг.), Джордано Бруно

 

(1548–1600 гг.), Николай Кузанский (1401–1464 гг.) и др. – своими рабо-

 

тами оказали огромное влияние на европейское общество и мир в целом. Их, представителей новой светской интеллигенции – поэтов, живописцев, скульпторов, дипломатов, – называли гуманистами (от лат.«humanus» – человеческий, человечный). Подчеркивая интерес к человеческому в про-тивовес божественному, они рассматривали сущность человека не с точки зрения его «грехопадения», а возможности совершенствования личныхкачеств для достижения истинно человеческого состояния.

 

Важным аспектом является то, что в культуре и в философии эпохи Возрождения наблюдался отказ от многих (но не всех) важнейших уста-новок средневекового мировосприятия.

 

Основным принципом философии и культуры эпохи Возрождения стал принцип антропоцентризма–абсолютизации человеческой лич-

 

Ности. Средневековый религиозный аскетизм, презрение ко всему зем-ному (мир – это несовершенное отражение идеальной реальности), инте-рес к «потустороннему миру духов» сменился в эту эпоху интересом к

 

настоящему, реальному, действительно материальному миру, к пол-


 


нокровной земной жизни человека. Человек увидел красоту и величие

 

природы,которая,являясь творением Бога,выражением творческой силы

 

и благой воли Его, прекрасна сама по себе.

 

Франческо Петрарка считал,что самой важнойтемой в философии должна быть тема человека, его при-роды, жизни и смерти, ценности человеческой культуры, а также человеческого знания, способного изменить мир к лучшему.

 

▲ Один из основателей итальянского гуманизма

Данте Алигьери,в своей«Божественной комедии»впер-

 

вые заговорил о двойном предназначении человека, о

самоценности земной жизни, человеческом досто-

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 305 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2461 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.