Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Реализации собственного разума.




 

Данте, как и Петрарка, считал, что успех культу-ры, а также воспитание нового типа человека зависит,

 

прежде всего, от степени развития гуманитарных и словесных наук: фи-лософии, поэзии, риторики, литературы, этики, эстетики, нравственно и духовно совершенствущих человека.

 

В позднем Возрождении появляются идеи скептицизма, возникшие еще в античности. Мишель Монтень (1533–1592 гг.), критикуя схо-ластику, считал, что истоки подлинно разумного философствования – лежат в классической древности: ей была свойственна «свобода мыслей». Монтень призывал к развитию ума, личной убежденности.

 

Другим основополагающим принципом явился принцип гуманизма,

 

в основе которого было идеализированное представление о человеке как о

 

свободном совершенном существе, разумном и чувственном, с неограни-ченными творческими способностями и возможностями (ввиду того,

что человек сотворен Богом по своему образу и подобию). Люди обладают творческими способностями, поскольку в них содержатся все составные части реальности. Согласно этой точке зрения, человек – это «микрокосмбольшого макрокосма»,а так как человек –это Лич-

ность, то все,что он создает,все его творения в какой-тостепени являются воплощением замыслов Бога. Вера в

неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины поста-

 

вила под сомнение первенство богословия перед наукой.

 

▲ Лидером христианского гуманизма в XVI в. стал Эразм Роттердамский (1469–1536 гг.). Большой резонанс имела его книга «Похвала глупости», в которой говорилось о

необходимости радикальной реформы церкви.


 


В эпоху Возрождения сложилась новая натурфилософия, для нее в целом характерны следующие черты:

 

пантеизм,идея взаимопроникновения природы и Бога;

 

• идея тождества микро - и макромира и вследствие этого своеоб-

 

разное органистическое мировоззрение, трактующее природу по анало-

 

гии с человеком;

 

гилозоизм, убеждение в«оживленности » и даже одушевленностивсего бытия;

• идея самодеятельности материи.

 

Представители натурфилософии эпохи Возрождения высказали ори-гинальные идеи.

 

Николай Кузанский (1401–1464гг.)говорил о том,что никакогоцентра миране существует.

 

Леонардо да Винчи (1452–1519гг.)утверждал,что научное по-знание должно основываться на опыте и,исходя из опыта,должновыявлять причинные связи явлений.

 

Бернардино Телезио (1509–1588гг.)считал,что началом всех вещей является пассивная материя. Кроме нее есть еще активные си-лы –тепло и холод.Материя придает вещам телесность,тепло и холод да-ют им свойства и формы.

 

Джордано Бруно (1548–1600гг.)пришел к выво-ду о вечности Вселенной, о самодвижении материи,

содержащей в себе формы. Бруно завершает на-турфилософию эпохи Возрождения и, в то же время, явля-ется одним из основоположников естествознания Нового времени.

 

Галилео Галилей (1564–1642гг.)разработал принципы механи-

 

ки, сделал ряд важных астрономических открытий.Отказавшись от орга-нистически-гилозоистических представлений о природе в пользу геомет-

рически-механических,утверждал о необходимости сочетания в науч-

 

ном исследовании анализа и синтеза.

 

▲ В XVI веке в конце эпохи Возрождения развернулось движение

 

Реформации. Инициированное Мартином Лютером (1483–1546гг.),егосторонники выступили против ряда христианских догматов и элементов культа Римско-католической церкви. Речь шла не об отказе от религии вообще, а лишь о ее реформе. В основу нового христианского вероучения был положен догмат о достижении«небесного спасения»посредствомличной веры,а не путем подчинения авторитету Церкви и различныхприношений служителям культа.

 

В результате Реформации появился ряд протестантских конфес-сий,тем самым разрушилась духовная диктатура Римско-католическойцеркви, началось развитие буржуазной светской культуры на основенового мировоззрения.


 


Предложил идеал общественного устройстваТомас Мор (1478–1535гг.)в работе«Утопия»,причинувсех народных бедствий он видел в существовании ча-стной собственности, а «правильное общество» должно основываться на общественной собственности.

▲ В эпоху Возрождения были

сформулированы новые социально-

 

политические концепции. Никколо Макиавелли (1469–1527гг.)разработал новую кон-

 

цепцию государства в противоположность господ-ствующей, теократической. Он исходил из того, что самый мощный стимул человеческих действий ин-терес. Проявления его многообразны,однако более

 

всего он заметен в желании людей сохранить свою собственност ь.

 

Сохранение ее обеспечивается стремлением к приобретению новой собст-венности. Однако тогда происходит столкновение интересов различных людей. Эгоизм людей следует ограничить. Это делает государство. Воз-никает государство для самозащиты людей друг от друга, а не от бо-жественней воли, как это утверждалось в теократической концепции го-сударства. Макиавелли дает советы политикам и фактически в качестве принципа государственной морали предлагает правило: «Цель оправдыва-ет средства». Правда, он имел в виду не личный интерес правителя, а «общее благо», но об этом впоследствии часто забывали.

 

С эпохи Возрождения начинается переосмысление историческоговремени:вместо христианского(линейного)представления историческогопроцесса, имеющего начало и конец человеческой истории (пришествие Христа и страшный суд) появляется представление о мире в целом и о человеческой истории как имманентном (внутренне присущем) движе-нии от одного отрезка времени к другому, и, что, благодаря сознательным действиям человека, возможно реальное преобразование мира. Человече-ство идет по пути общего Прогресса.

 

Свое дальнейшее развитие основные идеи эпохи Возрождения полу-чили в период Нового времени.

 

Таблица 14

 

Учения Философские идеи эпохи Возрождения

 

Теология Секуляризация, пантеизм

 

Идея бесконечной Вселенной, Онтология отказ от противопоставления бытия и сознания,

гелиоцентризм

 


 


Учения Философские идеи эпохи Возрождения  
     
  Антропоцентризм,  
  гуманизм,  
  реабилитация телесного начала,  
Антропология возвращение ценности земной жизни,  
  свобода человека,  
  культ человека-творца,  
  идея духовного преображения человека  
Гносеология Укрепление позиции разума,  
становление научных методов познания  
   
Этика Дуализм: этика заповедей Нового Завета  
и эпикурейское отношение к жизни  
   
Социальная Построение модели совершенного,  
философия справедливого общества  

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 360 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2321 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.