Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Единстве тела и души. Фейербах подчеркивает связь чувственности и




 

Разума.

 

Мышление существует как отражение бытия, копия следует за оригиналом, мысль за предметом. Отражая природу, мозг как орган мыш-ления все более совершенствуется. Фейербах подчеркивал, что человек будучи включенным в систему общения с другими людьми, развивается в физическом и духовном смысле.

 

8. Фейербах негативно оценивал диалектику Гегеля: противоречия, как он считал, могут существовать в только мышлении, и, как и другие диалектические законы, они не существуют в природе.

 

9. В этике Фейербах стоял на позиции эвдемонизма – обоснования нравственности стремлением к счастью. Несмотря на то, что люди по-разному понимают счастье, в нем есть нечто общее: во-первых, счастье предполагает хорошее здоровье, во-вторых, настоящая мораль не знает изолированного, обособленного от других людей счастья. Счастье можно достичь только в обществе, оно может быть лишь совместным.


 


2.2.6. Иррационалистическая традиция в западной философии (XIX–XX вв.)

 

Иррационализм формируется как реакция на материалистические иреволюционные идеи мыслителей предшествующего периода, на рацио-налистическую традицию (прежде всего традицию немецкой классиче-ской философии). В рамках иррационализма была предложена филосо-

фия жизни.

 

▲ Первым из философов XIX века, провозгла-

сившем иррационалистический принцип, был Ар-тур Шопенгауэр (1788–1860гг.).

 

1. Шопенгауэр, утверждал, что в основе мира лежит воля – «слепое влечение», «темный, глухой порыв», «голая и голодная агрессивность». Она, яв-ляясь «вещью в себе», не может быть выражена в рациональных понятиях, в формах и законах, о ней может сказать лишь иррациональная интуиция.

 

2. Воля объективируется в идеях, явлениях природы, человеке. Объективации иррациональной воли находятся в борьбе, столкновениях, разладе.

 

3. Жизнь человека – это страдания, постоянная суета. Причина это-го – «воля к жизни», поэтому нужно «успокоить» свою волю и не боять-ся смерти.

 

Фридрих Ницше (1844–1900гг.),как и Шо-

 

пенгауэр, за основу всего принимает волю, но не какую-то единую, а множество их, конкурирующих

и сталкивающихся в смертельной борьбе. А потому мир – это хаос, не укладывающийся в рамки каких-либо закономерностей.

 

Если этот мир хаоса сил кажется нам логич-ным, то только потому, что мы сами приписываем

ему логику. Изменения в мире привели к появлению человека. Но это вовсе не прогресс. Ницше пренебрежительно говорит о человеке как о какой-то болезни Земли. Ницше, принижая роль сознания, выступает против стремления к истине. Нужно произвести переоценкуценностей, отказаться от общепринятой христианской морали.

 

Ницше утверждает, что существует природное неравенство людей, обусловленное различием их «воли к власти». Существуют высшие и низшие люди. К высшим относится человек такого типа, который облада-ет хорошим и постоянно прогрессирующим здоровьем, в котором энер-гично пульсирует воля к власти. Это – арийцы, «белокурая бестия». Лю-ди высшей расы станут носителями нового мирового порядка, покончат с


 


«декадансом» XIX века, под которым Ницше понимает науку, либераль-ный и социалистический образ мышления, демократию, эмансипацию женщин.

 

Ницше выдвигает идею сверхчеловека. Он вырастет из представите-лей высшего типа человека, будет представлять собой наиболее совер-шенное воплощение воли к власти со всеми вытекающими из этого след-ствиями.

 

Вильгельм Дильтей (1833–1911гг.)утверждал,что разум недос-таточен для цельного мировоззрения. Следует исходить из «полноты пе-реживания жизни».Исходное понятие этой концепции–«жизнь как не-кая интуитивно постигаемая реальность, нечто и начальное, не тождест-венное ни материи, ни духу».

 

Сначала нужно понять жизнь «из нее самой», а затем мир может быть объяснен из жизни. Жизнь неуловима рассуждениями, научными методами, ее познание возможно на основе переживания,понимания,

Интуиции, веры, любви.

 

Анри Бергсон (1859–1941гг.)также говорит о некоем общем по-токе жизни, длительности, жизненном порыве. Этот порыв иногда унего трактуется как сверхсознание.

 

Эволюция идет в неорганической и органической природе, она есть в самом начале мироздания.

 

Эволюция есть творчество, «творческий порыв». На основе эволю-ции появляется жизнь. В ходе эволюции у живых организмов возникает инстинкт, затем интеллект. Но интеллект ограничен,он не в состояниипознать жизнь, познать жизнь возможно лишь посредством интуиции.

 

Таблица 17

 

Основные понятия, представители и направления иррационалистической западной философии XIX–XX века

 

Вместо понятия «разум» на первый план выдвигаются понятия:

 

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ  
«Воля к жизни» «Жизнь», «смерть», «страх», «вина»  
(А. Шопенгауэр) С. Кьеркегор, Ж. П. Сартр, А. Камю,  
  К. Ясперс  
«Воля к власти» (Ф. Ницше) ПСИХОАНАЛИЗ  
   
     
«Жизненный порыв», «интуи- «Бессознательное», «инстинкты»  
(З. Фрейд)  
ция», «полнота переживания  
   
жизни» (А. Бергсон, В. Дильтей) «Архетипы коллективного  
   
  бессознательного» (К. Г. Юнг)  
     

 


Основные понятия, представители и направления иррационалистической западной философии XIX–XX века

 

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ

 

«Ощущения» (Э. Мах, Р. Авенариус)

 

Философия марксизма

 

Одним из главных направлений в фило-софии XIX–XX вв. являлась марксистская философия. Ее основоположники, КарлМаркс (1818–1883гг.) Фридрих Энгельс

(1820–1895 гг.), создавая новое революцион-ное мировоззрение, критически использовали то ценное, что содержалось: – в предшест-вующей философской мысли; – в социальных

 

учениях: в области политической экономии, утопического социализма; – в современном им естествознании.

 

● Марксизм выражал интересы и потребности пролетариата, аван-гарда рабочего класса, международного рабочего движения.

● Философской новацией, заслугой марксизма является создание но-

 

вой формы материализма – диалектического материализма, а также материалистического понимания истории общества.

 

● В предшествующей философской традиции материализм и диалек-тика часто противопоставлялись друг другу: материализм был в основном метафизическим, а диалектика – идеалистической, то есть диалектика идеи.

Маркс и Энгельс, преодолев это противопоставление, представляют

 

диалектику как науку о связях явлений и наиболее общих законах дви-жения и развития природы, общества и мышления. В результате полу-

 

чается, что объективная диалектика первична, а субъективная диалектика, диалектика мышления есть лишь отражение объективной диалектики.

● Философия марксизма провозгласила материальное един-

 

Ство мира.

● Идеальное сознание – высший продукт развития материи.

 

● Марксистская философия отрицает существование каких-либо не-изменных абсолютов, первоматерии, первовещества. Материя существует

 

в виде качественно разнообразных,изменяющихся вещей,явлений.

 

● Основные формы существования материи – пространство и время.


 

 


● Движение – способ существования материи, оно абсолютно, несо-творимо и неуничтожимо, вечно.

 

● Маркс и Энгельс дали материалистическую интерпретацию зако-нам и категориям диалектики, раскрыли их методологическую роль (на-пример, различных форм противоречий и способов их разрешения, взаи-мосвязь явления и сущности, необходимости и случайности и др.).

● В марксистской философии по-новому понимается процесс по-знания. Маркс и Энгельс указали на социальную обусловленность по-знания: общественная практика образует его основу и является кри-

Терием истины.

 

● До Маркса и Энгельса все мыслители – как идеалисты, так и мате-риалисты – полагали, что в развитии общества решающая роль принадле-жит сознанию людей. Маркс и Энгельс разработали материалистиче-

Ское понимание истории.

 

Классики марксизма исходили из того, что основой общественной жизни, истории общества является труд,материальное производство. «Способ производства <...> обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс).

 

Исторический процесс,будучи результатом деятельности людей,

 

в то же время объективен,закономерен. Законы общества («законы-тенденции») определяют в общих чертах тенденции развития общества.

Одним из этих законов является закон соответствия производст-

 

венных отношений характеру и состоянию производительных сил общества. Действие этого закона определяет специфику и смену общест-

венно-экономических формаций.

 

● Маркс и Энгельс являются основоположниками теории классовойборьбы, теории государства, социальной революции:они утверждаютобусловленность морали в классовом обществе ее классовым характером, материальной обусловленностью.

 

● Маркс и Энгельс по-новому поставили вопрос о функциях фило-

 

софии.

 

Если раньше философы видели свою задачу главным образом в том, чтобы нарисовать картину мира, то Маркс подчеркивал, что философия должна стать активной социальной силой. «Философы лишь различнымобъясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

 

Чтобы философия стала действующей силой, она должна овладеть массами и стать мировоззрением передового,прогрессивного,революци-

 

онного класса, заинтересованного в изменении существующего общест-венного строя и способного повести за собой трудящиеся классы.

 

Таким классом, по мнению Маркса и Энгельса, является пролета-риат. Марксизм прямо и открыто признавал классовый характер своей


 


идеологии, провозглашал служение пролетариату и его партии своим высшим принципом.

 

Философию марксизма продолжали и развивали соратники и после-дователи Маркса и Энгельса – И.Дицген,П.Лафарг,А.Лабриола,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 547 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2816 - | 2385 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.