Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема основного вопроса философии




 

Постановка проблемы соотношения бытия и сознания обусловле-

 

на самим существованием человека как мыслящего и действующего су-щества. Проблема соотношения бытия и мышления получила название «основного вопроса философии» (ОВФ). Эта проблема существует в раз-

личных формулировках: как отношение духа к природе,мышления к

 

бытию, отношения души и тела, противоположения «Я» и «не-Я», в виде вопроса «создан ли мир духовным началом или существует вечно молодой» и т. д.

 

Основной вопрос философии можно сформулировать как вопрос о соотношении двух типов реальности – объективной и субъективной. ОВФ имеет два аспекта: вопрос о первичности мира или сознания и во-прос о познаваемости мира. Как относятся наши мысли об окружающем мире к самому миру, в состоянии ли наше мышление познавать мир, мо-жем ли мы в наших представлениях и понятиях о мире составлять верное отражение действительности? Тот или иной ответ на ОВФ определяет специфику различных философских направлений и школ. В процессе ре-шения первого аспекта ОВФ сложились два основных направления в фи-

лософии – идеализм и материализм.

 

Идеалисты утверждают,что духовная сущность,Абсолют,Дух,Богсубъективная реальность существуют до появления природы, материаль-ного бытия, материалисты же началом (основой) считают природу, ма-терию. С точки зрения субъективного идеализма внешний мир, вещи и т. п. существуют благодаря сознанию человека, являются продуктом его деятельности. С точки зрения объективного идеализма внешний мир, природа, материя, вещи и т. п., а также наше сознание существуют благо-


 


даря какому-то высшему духовному началу(мировому разуму,Идее,ми-ровой Воле, Богу ).

 

Материализм имеет продолжительную историю.Зачатки материа-листического учения – ● стихийного материализм а – прослеживаются в даосизме в Древнем Китае, в школе чарвака-локаята в древней Индии, милетской школе в Древней Греции.

 

Позднее формируется другая форма материализма:

 

механистический материализм. Развитие эта форма материа-

 

лизма получила в философии Нового времени, однако подходы к нему встречаются в античности (например, атомистическое учение). Предста-вители механистического материализма – Ф.Бэкон (1561–1626 гг.),

 

Т. Гоббс (1588–1679гг.)–в Англии, Ж. О. де Ламетри (1709–1751гг.),

 

П. А. Гольбах (1723–1789гг.)–во Франции и др.–при построении своихконцепций опирались на достижения в области естествознания, главным образом в механике, которая длительное время была ведущей областью естествознания. Философы-механицисты абсолютизировали ряд понятий

 

и принципов механики, вследствие чего материальный мир представлялся им в виде сложного и неизменного механизма, в котором все причинно обусловлено и подчиняется необходимости. Выдвигая на первый план механические формы движения,представители этого направления пере-носили понятия и законы механики в область физики, химии, биологии

 

и т. д. Эта позиция обусловила мировоззренческий кризис в XIX веке в ряде областей естествознания, а новые открытия в естественных науках требовали диалектического осмысления.

 

Механистические, метафизические материалисты были материали-стами только в объяснении природы, но не общества, считая, что в обще-стве нет механической причинности. Они утверждали, что в нем действу-

ют моральные принципы, что «мнения правят миром».

Высшей формой материализма является

 

диалектический материализм, в основу которого легли фило-

 

софские, экономические, политические взгляды К.Маркса (1818– 1883 гг.) и Ф.Энгельса (1820–1895 гг.). В последующем взгляды осно-вателей диалектического материализма ожидала двойственная судьба: с одной стороны, в течение довольно длительного периода они были «кано-низированы» в странах социализма, впоследствии от некоторых их поло-жений (главным образом в социально-философских концепциях) отказа-лись. С другой стороны, на основе диалектического материализма, интен-сивно разрабатываются проблемы онтологии, гносеологии и других разде-лов философии.

 

Диалектический материализм в социальном аспекте основывается на идеологии и деятельности передовых социальных групп, ориентируется на данные общественных и естественных наук, на мобилизацию сил для прогрессивных изменений в общественной жизни.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1787 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.