Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия эпохиНового времени




и Просвещения (XVII–XVIII вв.)

В XVII веке в европейской философии сформировались два направ-

 

ления: эмпирическо е и рационалистическое.

 

▲ Родоначальником эмпирической традиции в Англии стал Френсис Бэкон (1561–1626 гг.). Впервые

в истории философии в работах «Новый Органон», «О достоинстве и приумножении наук» им ставится цель:

– изучение природы,

– выработки нового взгляда на науку;

классификации наук;

– определение цели и метода исследования. Для того чтобы эти цели реализовать, необходимо выявить причины,

 

задерживающие развитие науки. К ним Ф. Бэкон относил разного рода предрассудки,которым подвержен человеческий ум(так называемых«идолов», «призраков»). К предрассудкам относятся:

 

присущая всем людям ограниченность ума и органов чувств («идо-

 

лы рода»);

 

индивидуальные недостатки людей («идолы пещеры»); влияние особенностей социальной жизни на человека («идолы

 

площади»);

склонность к вере в авторитеты («идолы театра»).


 


Бэкон критиковал средневековую схоластику, отмечал, что нельзя построить науку на таких понятиях, как субстанция, скрытое качество и т. п. Он пришел к выводу, что так как реально существуют лишь от-дельные предметы и их отношения, то в основу научного познания долж-

 

но быть положено изучение отдельных объективно существующих ве-

 

щей на основе целенаправленного, организованного опыта, на базе чув-ственных данных. При этом необходимо использовать правильный методанализа и обобщения опытных данных,позволяющий проникнуть вприроду исследуемых явлений. Таким методом является индукция. Тем самым была заложена основа эмпирического направления в философии.

 

▲ Рене Декарт (1596–1650гг.)явился основопо-

ложником рационалистического направления в фило-

 

софии и методологии науки. Декарт считал, что пре-увеличивать роль чувственного опыта в познании не стоит: человек познает сущность вещей иным путем. Путь к истине начинается с интуитивно ясных, про-стых понятий и идет ко все более сложным. Таким об-разом, интуиция и дедукция основными компонен-тами метода Декарта. Интуиция и врожденные идеи не

 

зависят от чувственности; к врожденным идеям Декарт относил идеи Бо-га, субстанции, движения, аксиомы типа «две величины, равные третьей, равны между собой» и т. д.

 

Одним из важных методологических принципов в учении Р. Декарта является принцип радикального сомнения по отношению к человеческому познанию, что предполагает исключить возможность при-нятия поспешных заключений.

 

Систематическое изложение философии должно начаться с некоторо-

 

го интуитивно ясного представления: таковым является – соgito

 

(«ямыслю»). В акте мышления уверен каждый. Если в этом кто-либо усом-ниться, то само его сомнение – есть акт мышления. Поэтому можно прийти

к выводу: cogito, ergo sum – «Я мыслю,следовательно,существую».

 

С точки зрения Декарта, человек имеет представление о вещах вне его самого, однако нельзя с уверенностью утверждать, что вещи досто-верны или иллюзорны. Декарт аппелировал к Богу: Бог не способен на обман, он – основа истинности познания.

 

Декарт выстроил дуалистическую систему, в которой выделил две качественно различные субстанции:

 

материальную – природу с ее каузальностью;

нематериальную – духовную.

 

Для первой субстанции характерна в качестве атрибута–протя-женность,для второй– мышление. Над ними обеими в качестве истин-ной субстанции стоит Бог.


 


Сенсуалистическую традицию продолжили

Томас Гоббс ( 1588–1679гг.)и Джон Локк (1632–1704 гг.) – представители английской материалистиче-ской философии.

 

В своем учении Гоббс полагал, что процесс по-знания начинается с чувственного опыта.

 

Причина ощущений – вне нас, так как внешние предметы оказывают воздействие на органы чувств, вследствие чего в мозгу возникают их образы.

 

Гоббс утверждал, что в человеческом разуме все понятия, форми-руются на основе ощущений, которые первоначально порождаются ор-ганами чувств. На чувственном опыте основано мышление и язык,теоре-тические утверждения, наука.

 

Важной составной частью философии Гоббса является его соци-ально-политическая концепция,где рассматриваются два состояния че-ловеческого общества – естественное и государственное. В естествен-ном состоянии человек живет своими чувствами, желаниями, страстями. Каждому человеку хочется сохранить не только свою свободу, но приоб-рести господство над другими. В результате возникает «война всех про-тив всех»(«человек человеку волк»).Страх за свою жизнь приводит лю-дей к осознанию необходимости перехода от естественного состояния к гражданскому, государственному. Путем общественного договора созда-ется государственная власть, с тем, чтобы положить конец всеобщей вой-не всех против всех.

 

Джон Локк подверг критике концепцию «врожденных идей»,

 

при этом он исходил из трех основных положений:

 

• «врожденных идей» не существует, так как все знания у человека рождаются посредством опыта и в опыте;

 

• «душа» (или разум) человека при рождении есть «tabula rasa» «чистая дощечка»;

 

• в разуме не существует ничего, чего не было бы раньше в ощуще-ниях, чувствах. Локк показывал, каким образом идет формирование более сложных идей.

 

▲ Рационалистическую традицию продолжил Барух БенедиктСпиноза (1632–1677гг.).Невысоко оценивая чувственный опыт,в кото-ром много субъективного, неясного Спиноза предпочтение отдавал ра-циональному познанию,образцом которого,как он считал,является ма-

тематико-геометрическое знание,лишенное субъективизма.Однакологический вывод предполагает признание некоторых интуитивных по-ложений в качестве исходных истин.

 

Интуиция дает нам в качестве исходного – понятие субстанции, которая представляет собой causa sui,т.е.причину самой себя.


 


При этом субстанция оказывается своеобразным тождеством

 

природы и Бога.

Содержание субстанции выражается в ее атрибутах – существен-

 

ных и всеобщих свойствах – атрибутах протяжения и мышления.

 

От субстанции как необусловленного бытия Спиноза отличал мир отдельных конечных вещей, или совокупность модусов. Модус – это существующее не само по себе, а в другом. Для атрибута протяженности отдельный модус – конкретная протяженная вещь, для атрибута мышления – отдельная мысль человека. Чело-век есть существо, в котором модусу протяжения–телу соответствует модус мышления – душа.

 

Спиноза полагал, что поскольку все определяется субстанцией, то

 

в мире нет ничего случайного;само понятие случайности следует отне-сти к несовершенству нашего знания.

 

▲ Философия Готфрида Вильгельма Лейбница (1646–1716 гг.) от-

 

носится к рационалистической.

 

▪ Согласно Лейбницу, в основе мира лежит субстанция, которая по-

 

нимается как множество монад.

 

Монада – некоторое духовное образование, «духовный атом», соз-данный Богом. Бог сотворил монады, дал им необходимые силы и предос-тавил им самостоятельно действовать. Монады развиваются.

 

▪ Кроме монад Бог сотворил и материю как внешнюю оболочку монад. ▪ Между монадами есть изначальное согласование, «предустанов-

ленная гармония».

 

▪ В человеке присутствует господствующая монада, то, что называют душо, в душе осуществляется саморазвитие заложенного в монаду знания.

▪ Лейбниц как рационалист полагал, что главное в познании не эм-пирические, а рациональные истины – всеобщие и необходимые. Их со-

держание дается интуитивно и опирается на законы логики.

  Таблица 15  
     
Учения Основные черты философии  
Нового времени  
   
Онтология Механицизм; материализм; диалектика  
Теология Деизм; атеизм  
Антропология Механицизм; дуализм тела и души; мате-  
риализм: отрицание бессмертия души  
   
Гносеология Рационализм и эмпиризм (сенсуализм);  
иррационализм: критика научного разума  
   
Логика Диалектика и ее законы  

 

 


Учения Основные черты философии  
Нового времени  
   
  Гуманизм; свобода; утверждение неотъем-  
Этика лемых прав человека; обоснование ценности  
  личности  
  Теория общественного договора; теория  
Социальная философия разделения властей; критика традиционной  
  культуры; революционная идеология  
  Идеализм: история как развитие Абсолют-  
Философия истории ной Идеи; материализм: история как разви-  
тие материальных отношений (способа про-  
   
  изводства и распределения)  

 

● Во второй четверти XVIII века во Франции сформировалось анти-феодальное общественно-политическое движение – Просвещение, объе-динившее прогрессивно мыслящих естествоиспытателей, философов, представителей искусства, науки, юристов и других. Просветители были убеждены в том, что люди заблуждаются, и, поэтому, знание и просвеще-ние должны сыграть особую, решающую роль в социальном развитии. Просветители высоко ценили здравый смысл, умение человека самостоя-тельно мыслить, принимать решения. Особую роль они отводили разуму по отношению к вере, выступали против засилья церкви, абсолютизма, за свободу научного и философского мышления, художественного творчест-ва. Деятели Просвещения склонялись к деизму – принимая идею о боже-ственном творении мира, считали, что далее созданный мир самостоя-тельно существует и изменяется.

 

Основоположниками французского Просвеще-

ния,заложившими его мировоззренческие основы,бы-

 

ли Франсуа-Мари Аруэ Вольтер (1694–1778 гг.) и Шарль Луи Монтескье (1689–1755гг.).Вольтер,про-

должая линию сенсуализма:

 

● выступил против субъективного идеализма Берк-ли, «предустановленной гармонии» монад Лейбница;

 

● утвердил союз философии с естествознанием;

 

● принял атомистическую концепцию, а также

 

важнейшие характеристики природных явлений – протяженность, плот-ность, тяготение, закономерность, причинность;

 

● выступил за принцип активной деятельности человека поулучшению условий своей жизни;

 

● считал возможным преобразование Франции в «царство разума» мирным путем. Монархи не делают этого потому, что их ум засорен лож-


 


ными идеями о верховной власти, а главный источник ложных идей – Церковь; именно она внушила монархам ложную мысль о том, что они получают свою власть от Бога, ответственны только перед ним, а потому игнорируют ответственность перед людьми;

 

● предпринял атаку на христианский клерикализм. При этом он ви-дел и положительный момент в религии – она является опорой морали, поскольку выполняет функцию «обуздывания» страстей.

Жан -Жак Руссо (1712–1778гг.)рассматри-

вал проблему источника зла, происхождения нера-венства обществе.

1. Руссо выдвинул мысль о первоначальном

естественном состоянии людей,когда была нор-

 

мальная жизнь. Рост народонаселения, изобретение орудий, увеличивающих эффективность труда, пе-реход к оседлой жизни и т. д. привели к введению частной собственности, к имущественному нера-венству.

2. Частная собственность стала предпосылкой государства.

 

3. Государство возникло путем общественного договора (то же самое утверждал Гоббс). Если государство развивается от правомерной к деспо-тической власти, то народ имеет право выступить против деспотизма.

 

4. Руссо провозгласил идею народного суверенитета – власть в го-сударстве всегда и везде должна принадлежать народу. Правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязановыполнять в соответствии с народной волей.Если оно эту волю наруша-

ет, то заслуживает насильственного свержения.

5. Политический идеал Руссо республика.

 

6. Экономической основой государства должна быть мелкая част-ная собственность при личном труде в земледелии и ремесле.

7. Руссо выдвинул идею естественного воспитания: следует спо-собствовать развитию натуры человека (человек по природе своей добр), готовить человека к самостоятельности, активности, честности, изолируя его от дурных влияний.

 

Дени Дидро (1713–1784гг.) –философ-

энциклопедист – привлек к созданию знаменитой «Энцик-лопедии» многих мыслителей того времени: Гольбаха, Гельвеция, Ламетри и других. Следует отметить, что идеи французского Просвещения приобрели международное значение, они распространились в Англии, Германии, Рос-сии, Польше, Америке.


 

 


2.2.5. Немецкая классическая философия (конец XVIII – середина XIX вв.)

 

Эпоха Нового времени в истории философии завершается периодом классической немецкой философии, представленной учениями таких вы-

 

дающихся мыслителей как Иммануил Кант,Иоганн Готлиб Фихте,

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 294 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2465 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.