«воле неба» –все в мире зависит от предопределения неба.Государь вы-ступал перед своими подданными как «сын неба». Сама страна называ-лась «Поднебесной». Думали, что понять «волю неба» можно через гада-ния и предзнаменования.
Значительные социально-экономические и политические изменения, отразившиеся в расцвете культуры и философии, борьбе различных фило-софско-политических и этических школ произошли в Китае в VI–III вв.
до н. э., в это время, как утверждали, существова-ли «сто школ». Наиболее известными были дао-
сизм, конфуцианство, моизм и легизм.
▲ В даосизме (основатель учения – Лао-цзы («старый учитель», 604–531 гг. до н. э.) централь-ным понятием является Дао, которое характеризу-ется как «корень неба и земли», «мать всех ве-щей». При этом подчеркивается трудность пости-жения Дао. Дао приводит к изменениям вещей, а когда в этом изменении достигается предел, про-исходит превращение в противоположное.
Даосизм признает возможность самостоятельных действий человека, но это может приводить к нежелательным последствиям. Люди нарушают действие естественного Дао, создают человеческое Дао, которое, в част-ности, служит интересам богатых и причиняет зло бедным. Поэтому нуж-но вернуться к естественному Дао. Это значит вернуться к прошлому, отказаться от того, что достигнуто, в том числе от излишних знаний. Лао-цзы считал, что трудно управлять народом, у которого много знаний. А что касается характера управления, то «совершенномудрый» правитель предоставляет всему идти своим путем, ни во что не вмешиваясь, не ме-шая естественному Дао, естественному ходу вещей. Призыв к «недея-нию» (у-вэй)относился не только к правителям,но и ко всем людям–са-мым разумным в поведении является стремление к спокойствию и уме-
ренности.
▲ Основатель конфуцианства Кунфу-цзы (551–479гг.до н.э.),известныйкак Конфуций, создал учение об «исправ-лении имен». Испытывая недовольство су-ществующим порядком в обществе, при-шел к выводу, что в истории, несмотря на процессы изменения людей, их взаимоот-ношений, все еще употребляются старые слова, имена, но с новым значением. Так, например, называют человека правителем, хотя он уже не тот правитель, который был в прошлом. Следует вернуться к изначаль-ному смыслу слов.
Отсюда призыв: для того, чтобы «правитель был правителем, слуга – слугой, отец – отцом и сын – сыном» следует стать им не по имени, а на самом деле, как это было раньше.
Конфуций разработал учение о поведении людей. Его этика основы-
валаась на понятиях «взаимности» (шу), «золотой середины» (чжун юн) и «человеколюбия» (жэнь).
«Взаимность» требует «не делать другим того, чего не желаешь се-
бе»; «золотая середина» – не впадать в крайности; «человеколюбие» –
стремиться к «почтительности» к родителям, старшим и т. д., проявлять «великодушие», «правдивость», «сметливость», «милость». Конфуций призывал к самосовершенствованию.
В то же время Конфуций считал, что государству нужно обеспечить определенный достаток простому человеку, оплата должна соответство-вать труду. В обществе должны сохраняться традиции, жить человек дол-жен в соответствии с ритуалом. В государстве следует устранить четыре вида зла: жестокость,грубость,разбои и жадност ь.
Конфуций разработал педагогическую систему, так как в отличие от Лао-цзы считал, что нужно учить народ. В сферу изучения должны вхо-дить шесть «искусств»: ритуал, музыка, искусство стрельбы из лука, ис-кусство управления лошадьми, история и математика. В ходе обучения нужно сочетать заучивание с размышлением.
Конфуций полагал, что люди от рождения одинаково как добры,так и злы. Однако его последователи считали иначе: Мэн-цзы (372–289 гг. до н. э.) считал, что в природу человека заложены только добрые начала, а Сюнь-цзы (ок. 313–238 гг. до н. э.) – что человек от рождения склонен ко злу.
▲ Основатель моизма–Мо-цзы (475– 395 гг. до н. э.) в построении своего учения исхо-дил из принципа «желания неба». «Небо любит справедливость и ненавидит несправедливость». Однако в действительности он замечал, что наро-ду живется тяжело. «Голодающие не имеют пищи, замерзающие не имеют одежды, уставшие – не имеют отдыха».
Мо-цзы указал на «семь бед» в государстве,
в их основе – «взаимное разъединение», при ко-
тором различные интересы людей порождали «взаимную ненависть». Мо-цзы предложил про-
грамму усовершенствования общества,в основу которой положил принципы «всеобщей любви», «отрицания нападений», «почитания мудрости»и др.
Моисты первыми в древнекитайской философии начали изучать процесс, источник, путь познания и критерии истины. Источник знания и критерий истины – коллективный опыт. На основе чувственного опыта создаются понятия, суждения, познаются причины.
▲ Представители школы легистов (законников) сосредоточили свое внимание на проблеме управления государством.
Хань Фэй (280–233до н.э.) развивал концепцию управления госу-
дарством на основе законов (а не ритуала,традиций).Он считал,что че-ловек по природе зол, это начало не может быть изменено воспитанием, но проявления его могут быть предотвращены строгими законами, систе-мой наказаний и поощрений. Законы должны быть едиными, обязатель-ными для всех. Шан Ян (390–338 гг. до н. э.) делал акцент на наказаниях.
Кроме управления на основе законов легисты признавали «искусст-во управления»,согласно которому нужно разделять преданных и лука-вых чиновников, проверять их способности, контролировать их успехи и проступки и т. д.
Легисты считали, что с изменением социально-политической обста-
новки законы должны изменяться.
В последующей истории Китая, вплоть до ХХ века, жизнь в общест-
ве определяли идеи даосизма,конфуцианства и буддизма.
Таблица 9 | ||
Основные философские школы | Неосновные | |
(Основатели школы) | философские школы | |
Натурфилософская школа – инь-ян цзя | Школа эклектиков – цза цзя | |
(Цзоу Янь) | ||
Конфуцианство – Кун Фу цзя | Школа дипломатов – | |
(Кун Фу-цзы) | цзун хэн цзя | |
Даосизм – Дао дэ цзя (Лао-цзы) | Школа аграрников – | |
нун цзя | ||
Моизм – Мо цзя (Мо-цзы) | Школа литераторов – | |
сяп шо цзя | ||
Школа логиков – мин цзя | ||
(Хуэй Ши, Гунсунь Лун) | ||
Легизм или школа законников – | ||
фа цзя (Шан Ян, Хань Фэй-цзы, Ли Сы) |