Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Регуляция психических состояний музыкантов-исполнителей




Современная прикладная психология располагает широким арсеналом средств регуляции неблагоприятных психических состояний человека, психологической подготовки к деятельности. Психологическая подготовка к концерту — проблема пси­холого-педагогическая. В единстве с профессиональной подго­товкой и на ее основе должно быть создано состояние психиче­ской готовности музыканта-исполнителя к выступлению. Психологическим аспектом формирования состояния го­товности является организация деятельности и формирование установки в соответствии с характером, условиями конкретно­го публичного выступления. Педагогическая задача — поиск путей и средств обеспечения психической готовности музы­канта к публичному выступлению в процессе работы над му­зыкальными произведениями. Это одна из актуальных проблем музыкальной педагогики, частных методик обучения пению и игре на инструментах. Она обсуждалась в первом разделе главы. Настоящий же раздел посвящен в основном анализу возможностей специальной пси­хологической регуляции предконцертных состояний музыкан­тов-исполнителей. В психологической литературе имеются указания к клас­сификации методов и приемов преднамеренного регулирова­ния психических состояний: по времени применения, способу воздействия и их характеристике.

 

286_____________________________Бочкарев Л. Л. Так, по времени применения методы и приемы делятся на оперативные и профилактические. Оперативные применяются непосредственно перед началом деятельности или при выраженных неблагоприятных реакци­ях за несколько дней до начала деятельности. Профилактиче­ские методы преследуют цель сохранения оптимального рабо­чего самочувствия к моменту осуществления деятельности и могут применяться на всех этапах подготовки. По способу воздействия различают средства и приемы, свя­занные с воздействием извне (например, педагога, психолога) и связанные с самовнушением. В первом случае это различные методы рациональной психотерапии: убеждение, разъяснение, порицание, беседа на отвлеченную тему и т. п., во втором — различные приемы саморегуляции. Последние А. Ц. Пуни [249], например, делит на три группы: 1 — приемы устранения внешних признаков эмоциональ­ной напряженности путем сознательного контроля за эмоцио­нальным состоянием и внешними признаками его проявления; 2 — приемы переключения внимания от травмирующих факторов на сам процесс деятельности; 3 — различные самовнушения (самоубеждение, самообод­рение, самоприказ, самоуспокоение). Способы самовнушения многообразны, и выбор того или иного из них определяется прежде всего характерологически­ми особенностями личности. В последнее время все большее значение в практике раз­личных видов человеческой деятельности (техника, медицина, спорт, искусство) приобретает аутогенная (психорегулирую-щая) тренировка — система упражнений, основанная на само­внушении, целью которой является регуляция психического состояния. Метод активного самовнушения (в разных модификациях) использовали и используют в собственной практике многие известные исполнители и музыканты-педагоги: А. Алексеев, А. Ведерников, О. Вондровиц, М. Гринберг, Н. Кондратюк, К. Леймер, И. Менухин, И. Назаров, Ж. Феврие, Я. Экиер и др. Л. М. Ганелин, изучавший эффективность применения ме­тода активного самовнушения при подготовке музыкантов-ис­полнителей к публичному выступлению, отмечает, что данные исследования свидетельствуют «о возможности использования самовнушения как для формирования положительного эмо­ционального фона, для уменьшения тревожной напряженности,

Музыкально-исполнительская деятельность____________287 для улучшения запоминания и последующего воспроизведения и т. п., так и для проявления (пробуждения) творческой ак­тивности вообще и конкретного формирования творческого индивидуального исполнения определенного произведения, в частности [96, с. ЗОО]. Методика суггестивной релаксации, апробированная А. А. Вос-триковым, А. А. Станко в Одесской консерватории, также спо­собствовала снижению интенсивности отрицательных пред-концертных эмоциональных реакций. В модифицированном варианте психорегулирующая трени­ровка успешно применяется в практике работы с учащимися музыкальных школ и училищ нашей ученицей доцентом А. В. Вартанян, кандидатская диссертация которой посвящена проблемам регуляции неблагоприятных психических состоя­ний музыкантов-исполнителей разных возрастных групп [77—78]. Методы психорегуляции успешно применяются в практике музыкального образования многих стран мира: Австрии, Бол­гарии, Польши, США, Японии, Канады и др. Вопросы использования средств прикладной психологии, в том числе методов психорегуляции, обсуждались на одном из заседаний международного конгресса ИСМЕ [381], ЕСКОМ [430]. Обзор новейших исследований в этой области представлен в статье А. Суини и Д. Хорана [416]. Одной из задач нашего исследования было эксперимен­тально-психологическое изучение возможности применения методов психорегуляции в процессе подготовки музыкантов-исполнителей к публичному выступлению. С этой целью мы разработали модифицированный вариант психорегулирующей тренировки на основе апробированных многими авторами методов психорегуляции в прикладных отраслях психологии. Психорегулирующая тренировка состоит из двух основных частей — успокоения и мобилизации. Успокаивающая часть ПРТ — вариант аутогенной тренировки [12], имеющий неко­торые методические особенности. Во время успокаивающего занятия осуществляется перевод в аутогенетическую фазу — состояние сниженного уровня бодрствования, на фоне которого производится внушение, за которой следует фаза мобилизации — достижение оптимального психического состояния. Существует несколько способов завершения успокаиваю­щего занятия [12] в соответствии с задачами применения ПРТ: вариант «успокоение», используемый в тех случаях, когда

^88_______________________________Бочкарев Л. А. человек находится в очень возбужденном состоянии (напри­мер, состояние сильного предконцертого возбуждения; вариант «активизация», применяемый в тех случаях, когда человек находится в оптимальном психическом состоянии до занятий ПРТ; вариант «тонизация», используемый в тех случаях, если уровень возбуждения недостаточен (например, состояние пред-концертной апатии). С помощью психорегулирующей тренировки мы решали следующие задачи: 1. обеспечивали оптимальное психическое состояние музы­кантов (реверсией, тонизацией, успокоением) на этапе непос­редственной подготовки к публичному выступлению. 2. предупреждали наступление утомления в процессе заня­тий в репетиториях, особенно в пред концертной период; сни-, мали или снижали уровень физического и психического утом­ления и восстанавливали работоспособность. 3. улучшали функциональное состояние исполнителей путем регуляции некоторых особенно важных психофизиологических функций (например, дыхания — у вокалистов и духовиков). 4. совершенствовали некоторые психические процессы, свя­занные с деятельностью в условиях публичного выступления: внимание, представления — с помощью идеомоторной трени­ровки [12, 77] в состоянии релаксации. 5. предупреждали возникновение неблагоприятных эмоцио­нальных состояний и устраняли травмирующие испытуемых психогенные и соматогенные факторы. Испытуемыми были студенты Российской Академии музы­ки им. Гнесиных (150 человек), которые занимались под на­шим руководством и самостоятельно в течение 1,5 лет. На­чальные групповые занятия проводились два раза в неделю в специальном классе АКМО лаборатории методов и техничес­ких средств обучения, затем раз в неделю — в общежитии Академии1. Психорегулирующая тренировка была включена также в ком­плекс мероприятий психологической подготовки Российских участ­ников XXV международного конкурса «Пражская весна» (см. с. 242 настоящей книги). Овладение музыкантами-исполнителями психорегулирующей тре­нировкой происходило в два этапа: этап обучения и этап совершенст­вования, продолжительность которых зависела от индивидуальных особенностей испытуемых.

Музыкально-исполнительская деятельность_____________289 Как на этапе обучения, так и на этапе совершенствования применялись специальные группы формул, связанные с осо­бенностями исполнительской деятельности, например: 1) мои пальцы прикасаются к теплой клавиатуре (для пиа­нистов — на этапе обучения); 2) мой амбушюр свободен, легок, энергичен (для духови­ков); 3) я «погружаюсь» в музыку: я и музыка — одно целое; при публике играю с большим удовольствием и др. Как известно, механизм действия формул самовнушения основан на овладении: а) умением сосредоточиться и удержать свое внимание на избранном объекте (вначале на собственном теле, отдельных органах, мышцах и т. д., затем — на предме­те деятельности; б) умении ярко представлять в сознании со­держание формул; умении предельно расслаблять мускулату­ру; умении воздействовать на самого себя в момент наступле­ния сниженного уровня бодрствования (релаксации). Не имея возможности детально осветить эффекты исполь­зования методик психорегуляции под углом зрения решения всех вышеназванных задач в процессе психологической подго­товки музыкантов-исполнителей, — остановимся лишь на ме­тодических аспектах применения ПРТ в условиях публичных выступлений. Перед концертами ПРТ использовалась в целях регуля­ции неблагоприятных эмоциональных состояний и для успо­коения при нервном возбуждении. Из экспериментальной группы в 150 человек в условиях публичных выступлений ПРТ пользовались лишь 90. Для 30 «психотерапевтическое вмешательство» перед концертами было отрицательно-эмоциогенным фактором, 30 испытуемых (например, Л. Т., см. с. 306 настоящей книги) решали с помощью ПРТ другие задачи — 2, 3, 4 (см. выше). На этапе непосредственной психологической подготовки музыканты занимались ПРТ ежедневно. Перед концертами использовался сокращенный вариант ПРТ (5—10 мин — в зависимости от индивидуальных особен­ностей испытуемых). Для большинства испытуемых эффективным было примене­ние записанного на магнитофонную пленку индивидуального сок­ращенного варианта ПРТ, либо произнесение текста ПРТ руко­водителем (психологом), некоторые испытуемые тренировались

290______________________________Бочкарев Л. Л. самостоятельно. Занятия ПРТ перед концертами проходили в студии звукозаписи Академии. Научно-практический опыт свидетельствует о целесообраз­ности завершения занятия ПРТ за 30-40 мин до выступления с целью предоставления музыкантам времени для самона­стройки перед концертом. На этаце ситуативной психологической подготовки некото­рые испытуемые использовали идеомоторную тренировку в целях сосредоточения внимания на исполняемом музыкальном произведении. Из 90 человек, применявших ПРТ в условиях публичного выступления, для 80 испытуемых задачей было снять излиш­нее нервное возбуждение, для чего использовался вариант «успокоение» при завершении успокаивающего занятия, лишь для одного испытуемого — Ю. Л. цель применения ПРТ перед концертами заключалась в повышении уровня возбуждения, т. к. преобладающими предконцертными состояниями Ю. Л. были состояния апатии1. Дифференциально-психологические различия в связи с эффектами использования ПРТ содержатся в выдержках из проблемных психологических характеристик наших испытуемых. Контроль за эффективностью применения психорегулирую-щей тренировки (как на этапе обучения, так и на этапе прак­тического применения) осуществлялся с помощью комплекс­ной методики для исследования психофизиологических корре­лятов психических состояний (приборами Н. Н. Мищука, тре-мометром Ю. Н. Верхало, кроме того испытуемые вели под нашим руководством специальные дневники самоотчетов). Так, при завершении успокаивающего занятия у испытуе­мых сопротивление кожи повышается в среднем на 180,5 ком, пульс понижается в среднем на 5,6 уд/мин., что свидетельст­вует об эффективности релаксационных приемов. Данные са­моотчётов также свидетельствуют о положительном эффекте 1 Сопоставляя эффект воздействия ПРТ и гипнотических внуше­ний (см. психограмму Л. Т.), мы пришли к выводу о большей эффек­тивности использования приемов саморегуляции в целях оптимиза­ции психических состояний. Гипнотические внушения целесообразно применять лишь для экстренного улучшения психических состоя­ний, при значительной стойкости отрицательных предконцертных состояний, при наличии условнорефлекторных фобических состояний (боязнь «потерять» голос, фобия покраснения и др.).

Музыкально-исполнительская деятельность________________297 применения психорегуляции (см. психологические характери­стики испытуемых Т. В., Ю. Л., Л. Т.). Таким образом, материалы исследований, посвященных ап­робации методик психорегуляции, доказывают возможность их успешного использования как дополнительных средств оп­тимизации психических состояний музыкантов-исполнителей в условиях публичных выступлений, в том числе — на на­чальном этапе обучения, что продемонстрировала наша учени­ца А. В. Вартанян. Однако следует отметить, что данные прикладной психо­логии и психогигиены могут быть успешно использованы в практике музыкальной педагогики лишь при учете специфи­ки музыкально-исполнительской деятельности, поэтому по­пытки и призывы решить волнующую исполнителей пробле­му эстрадного волнения на основе достижений спортивной, военной психологии являются несостоятельными.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 353 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2445 - | 2317 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.