Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Роль типологических особенностей нервной системы




Вышеизложенные различия между исполнителями в связи с уровнем развития коммуникативных способностей, характером тревожности, бесспорно, обусловлены не только особенностями личности, но и индивидуально-типологическими особенностя­ми нервной системы. В психологической литературе считается установленным, что наряду с общими типологическими свойствами, характе­ризующими нервную систему в целом, определяющими темпе­рамент человека и являющимися предпосылками развития черт характера, существуют более частные типологические свойст­ва, имеющие большее значение для формирующихся в дея­тельности способностей [56, 294, 325]. Благодаря пластичности нервной системы общие свойства типа могут меняться адекватно характеру деятельности под влиянием тренировки и воспитания. Анализируя и резюмируя большое количество работ, по­священных изучению характера предстартовых психических состояний1 человека в связи с типологическими особенностями нервной системы, Б. А. Вяткин [94] убедительно доказал воз­можность компенсации ряда типологических свойств нервной системы, темперамента по отношению к требованиям деятель­ности, опровергая выявленную в некоторых исследованиях прямую зависимость успешности деятельности от типологиче­ских особенностей нервной системы человека, уровня его эмо­циональной реактивности. Подтверждение этих положений содержат и результаты ис­следований деятельности музыкантов-исполнителей в условиях публичных выступлений. 1 Предстартовые состояния характеризуют готовность человека к осуществлению деятельности. 2 Эмоциональная реактивность определяется с помощью специаль­ных индексов: Ир = (фон — стресс)/фон (фон, показывающих откло-

284______________________________Бочкарев Л. Л. Так, по данным экспериментально-психологического исследо­вания, проведенного на Международном конкурсе им. П. И. Чай­ковского [50, 52], лауреаты конкурса (мастера), достигшие наи­высшего успеха, отличаются высоким уровнем эмоциональной реактивности по психофизиологическим показателям, что час­то характерно для людей с слабым типом нервной системы. С другой стороны, у этой группы испытуемых отмечен минималь­ный уровень концертной тревоги (по нашему тесту). У масте­ров перед концертами наблюдались состояния психической го­товности к выступлению, характеризующиеся оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью поме­хоустойчивости по отношению к неблагоприятно действующим внешним и внутренним факторам, потребностью исполнения перед слушателями предстоящего концерта, сформированной на нения психофизиологических показателей от индивидуальной нормы (фон) по сравнению с изменениями, происходящими в ситуации эмо­ционального напряжения перед концертом (стресс). Несмотря на труд­ности установления связи между характером физиологических сдвигов и содержательной стороной эмоций (особенно в сложных психологиче­ских состояниях, каким является, например, состояние творческого вдохновения) физиологические компоненты эмоций могут определенно отражать интенсивность эмоционального возбуждения [223]. 1 У новичков преобладали состояния сильного предконцертного возбуждения и предконцертной апатии. Первое характеризуется нер­вной возбудимостью, раздражительностью, значительно повышенной двигательной активностью, у испытуемых напряженная мимика, быс­трая, громкая речь, они часто используют искусственно успокаиваю­щие средства. Состояние предконцертной апатии характеризуется пониженной возбудимостью, которая проявляется в ослаблении пси­хических процессов, развивается астеническое чувство, нежелание выступать в концерте. (Общий стиль поведения, характер двигатель­ной активности, богатство мимики, пантомимики, особенности про­текания речевых процессов служат психологу косвенными данными об индивидуально-типических особенностях человека). 2 Согласно известной психологической закономерности, плохо не только «переволноваться», но и «не доволноваться» до оптимума, так как эффективность выполнения деятельности достигает своего мак­симума лишь при определенном для каждого человека уровне эмо­ционального напряжения. Уровень эмоционального возбуждения, предшествующий наибо­лее успешному концертному выступлению, является оптимальным.

Музыкально-исполнительская деятельность_____________285 основе активной творческой увлеченности исполняемыми произ­ведениями, стремлением к реализации творческих намерений. Наблюдаемые несоответствия в динамике психофизиологи­ческих и психологических показателей у мастеров можно объяс­нить тем, что последние больше адаптированы к экстремаль­ным условиям и обладают более высоким уровнем развития способностей регулировать свои психические состояния, вслед­ствие чего внешние характеристики (проявления) эмоций пе­ред концертом как бы завуалированы, что компенсаторно вы­ражается в высоких психофизиологических сдвигах. Исследования в области музыкальной и театральной психо­логии свидетельствуют не только о возможности ситуативной регуляции психических состояний исполнителей извне, но и о возможности успешного формирования и развития у музыкан­тов способностей управлять своими эмоциями [62, 262, 323].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 481 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2428 - | 2180 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.