Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сложность учебного материала




Существенное свойство учебного материала — его слож­ность для восприятия и осмысления. Эта категория анализи­ровалась в главе второй на материале восприятия музыки. Однако сложность одного и того же музыкального мате­риала различна по отношению к слушателю и исполнителю. Многие произведения, легко воспринимаемые слушателями, могут быть очень трудными для исполнения. Для учащихся-исполнителей понятие «сложность» («трудность») часто ассо­циируется с техникой. Лишь в педагогической литературе выделяются инструктивно-технические произведения, направ­ленные на преодоление учащимися технических трудностей, существующих в художественном репертуаре. Инструктивно-технические этюды представляют собой явление вторичного порядка, так как исполнительская задача, получающая в них отражение, впервые возникает в художественном произведе­нии [199]. Так, в инструктивных произведениях Черни полу­чили отражение многие фактурные принципы венских класси­ков, в этюдах Клементи также разработаны виды техники, господствующие в исполнительском искусстве того периода. Значительная исполнительская сложность произведения, в целом ограничивая активность функционирования сочинения в рамках педагогической системы, иногда, напротив, стимули­рует внимание исполнителей — именно высокая виртуозность этюдов Шопена, Листа, Шумана делает их популярными. Е. А. Минаев [199], изучив с социологической точки зре­ния 1 600 репертуарных планов учащихся музыкальных учи­лищ, пришел к выводу, что активность использования произ­ведений в учебном процессе определяется не только техниче­ской, но и художественной сложностью, связанной с задачами раскрытия образного содержания сочинения. Репертуарные программы для исполнителей составляются прежде всего на основе учета этих факторов. Однако методи­сты часто расходятся в мнениях по поводу оценки сложности произведения. Так, прелюдии до минор, соль минор из I тома

ЗИ______________________________Бочкарев Л. А. «Хорошо темперированного клавира» Баха Я. Мильштейн [198] относит к произведениям средней трудности, в учебной программе выпуска 1968 г. их рекомендуется включать в ре­пертуар учащихся-пианистов I курсов музыкального училища. Прелюдии и фуги ре мажор I т.), ре минор II т.) в программе 1946 г. рекомендуется для II курса, в программе 1968 г. — для I. Прелюдия и фуга соль мажор (I т.) в программах 1946 и 1968 значится в репертуарном списке для учащихся II к., Я. Мильштейн и Б. Барток [37] относят ее к группе «трудных». Кроме того педагоги не всегда придерживаются рекомен­даций программы. Так, по данным Е. А. Минаева, Соната Бет­ховена Ля мажор (соч. 2, № 2) наиболее часто исполняется на младших курсах училища, хотя программой предусматривает­ся ее прохождение на IV курсе. Уровень подготовки учащегося в значительной степени влияет на выбор репертуара. В нас­тоящее время в головных музыкальных вузах нашей страны ведется большая работа по перестройке учебных планов и про­грамм в соответствии с дидактическими требованиями [146]. Однако педагоги-музыканты, располагая даже самыми со­вершенными программами, должны в первую очередь ориен­тироваться на индивидуальные особенности учащихся и руко­водствоваться основным принципом российской педагогики — принципом обучения на высоком уровне трудности [127]. На основе применения этого принципа строится работа в классах выдающихся профессоров отечественных и зарубежных консерваторий. Произведения, которые не выносятся на эстра­ду, должны быть завышенного уровня трудности для учеников для того, чтобы стимулировать формирование и развитие спо­собностей, трудность произведений концертного репертуара мо­жет соответствовать уровню развития ученика в целях форми­рования состояний психической готовности к выступлению [57]. Б. Л. Яворский очень высоко оценивал этот принцип для развития творческого потенциала ученика: «систематически усложняя задачи, мобилизуя внимание внутреннего слуха, можно вызвать и организовать такие творческие силы учаще­гося, о которых сам он и не подозревает» [347, с. 306]. ъ

Значимость

Следующее свойство учебного материала — его значимость, важность для ученика. Значимость может быть художествен­ной, познавательной, методической, эстетической, эмоциональ­ной и т. д.

Психологические основы музыкального обучения_________315

Художественная значимость, так же как и сложность, за­висит не только от особенностей музыки, но и определяется наличием развитых музыкально-перцептивных способностей слушателей. Наличие высоко-развитых способностей к эстети­ческому восприятию всегда выражается в адекватной эстети­ческой оценке музыкального сочинения, которая выявляет его художественную значимость. Безусловно, произведения должны отбираться и по крите­рию методической ценности — полезности для развития му­зыкальных способностей и уровня мастерства учащихся. Как справедливо отмечают психологи, главная задача педа­гога — воспитать у учащегося чувство осознания значимости учебного материала. Например, для формирования техничес­кого мастерства необходимо у исполнителя создать правильное отношение к работе над гаммами, этюдами. Ученик должен понимать их важность для овладения элементами исполни­тельского искусства. Так, учащиеся педагога ЦМШ А. Д. Ар-тоболевской с удовольствием играют все этюды Черни благо­даря интересным приемам работы на уроке (см. с. 240 на­стоящей книги. Для того, чтобы вызвать интерес у ученика, очень важно подобрать художественно-ценный, эмоционально привлекатель­ный музыкальный материал. Положительное отношение му­зыканта к исполняемому произведению, соответствие музыки вкусам исполнителя, его исполнительскому стилю, способствует творческой работе над произведением, стимулируют формиро­вание оптимального эстрадного самочувствия. Л. Макиннон напоминает педагогам о том, что не все дети любят мажорную музыку, не для всех приемлемы ноты, украшенные картинками и стишками. Некоторые с удовольствием играют грустные пье­сы — выбор произведений нужно предоставить ученику [190]. Преподаватели теоретических дисциплин также отмечают: материал, используемый на уроках сольфеджио, должен быть художественно-ценным и привлекательным для ученика. Учащиеся не должны сталкиваться со стилистически индиф­ферентной музыкой [191]. Способы «повышения» значимости материала очень разнооб­разны. Многие западные психологи основным средством оши­бочно считают награду, подкрепление. Например, психолог Г. Рабин-Рабсон изучал возможность интенсификации продук­тивности занятий на фортепиано в традиционном «американс­ком стиле»: при помощи введения денежной стимуляции, созда-

316_____________________________Бочкарев А. Л. вая престижную установку а ходе соревнования. Автор приходит к выводу, что ни один из методов «мотивационного обучения» не влияет положительно на эффективность научения. [411]. Отечественные психологи решающую роль придают социаль­но-ценным, деловым мотивам (см. подробнее в разделе 2). На основе использования дидактических принципов педагогики творчества Л. В, Занкову и его сотрудникам [127] удалось сформировать у школьников глубокие внутренние побуждения к учению, сознательное усвоение знаний в условиях безоце­ночного обучения. Главным для учеников Л. В. Занкова были не оценки, а познавательные интересы, развитые педагогами в условиях воспитывающего, проблемного обучения. Особый интерес в плане рассмотрения фактора «значимость» представляют исследования отечественных психологов, прове­денные на основе использования концепции А. Н. Леонтьева о предметном содержании деятельности. Оказалось: результаты непроизвольного запоминания (или случайного, попутного нау­чения) в значительной степени зависят от того, какое место занимает материал в общей структуре деятельности; является ли он основной целью или же средством для достижения этой цели. В первом случае материал запоминается быстрее и проч­нее. Ф. В. Соколов продемонстрировал возможность применения этой теории к практике музыкального обучения [277]. Рассматривая в возрастном аспекте динамику функциони­рования произвольного и непроизвольного запоминания, автор обращает внимание читателя на начальный период обучения (1—2 классы ДМШ). На этом этапе часто целью деятельности является заучивание движений, «нажимание клавиш» (донот-ный уровень), чтение нот и транскрибирование их в соответст­вующие двигательные импульсы. Слуховое восприятие высту­пает лишь как сопутствующее явление. Основная цель дея­тельности ориентирует ученика на активное взаимодействие с музыкальным материалом: именно поэтому на начальном эта­пе обучения дети запоминают легко, мнемические срывы на эстраде почти не встречаются, но исполнение не всегда бывает достаточно осмысленным. На уровне 4-7 классов ДМШ процессы чтения нот и обра­зования слухо-зрительно-двигательных координации приобре­тают форму навыка, становясь средством достижения другой цели — осмысления художественно-содержательной стороны произведения. Однако эта цель, лишь кристаллизующаяся,

Психологические основы музыкального обучения_________317 еще не может служить опорой непроизвольного запоминания1. В этот период учащиеся часто ориентируются на технические задачи, решение которых составляет цель деятельности. Вот почему, увлекаясь трудным (в техническом отношении) мате­риалом, ученик хорошо с ним справляется на эстраде, забывая несложные фрагменты произведений. Основная цель деятельности музыканта-мастера связана с эмоционально-смысловым содержанием исполняемого произве­дения. Технологическая сторона «уходит в область ультразву­ка», по выражению Е. Нестеренко. Произведение запоминает­ся непроизвольно, однако эта непроизвольность — результат функционирования высокоразвитой образной памяти, итог жизненного и музыкально-художественного опыта исполните­ля, в ходе формирования которого развивались и мнемические процессы. Многие музыканты-педагоги, ориентируясь на высказыва­ния выдающихся исполнителей, считают нецелесообразным развивать произвольное'запоминание. Однако подобное заим­ствование рекомендаций мастеров является необоснованным. Начинающего музыканта необходимо научить способам ос­мысленной работы над музыкальным материалом (и в классе по специальности, и на уроках сольфеджио).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 594 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2164 - | 2101 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.