Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Конфликтные ситуации и способы их разрешения.




Отношения между людьми могут приводить к противоречиям и конфликтам.

Конфликт – это особый тип социального взаимодействия, субъектами которых являются отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями.

Подобные социальные взаимодействия на протяжении человеческой истории встречаются часто и нередко приводят к разрушительным последствиям. Именно поэтому ученые издавна пытались понять сущность этого явление, выявить причины возникновения, способы предотвращения. В результате появилось много различных конфликтологических теорий.

На протяжении длительного времени некоторые мыслители сводили конфликт к проблеме подчинения и господства, разре­шаемой благодаря регулирующей деятельности государства. Г. Гегель видел основу конфликтов в социальной поляризации между «накоплением богатства», с одной стороны, и «привязан­ным к труду классом» - с другой. Рассматривали конфликт и как реализацию природной борьбы видов за выживание в человеческом обществе.

В современной социологии наибольшую известность получили концепции «Позитивно-функционального конфликта» Л. Козера (США), «Конфликтной модели общества» Р. Дарендорфа (Германия) и «Общей теории конфликта» К. Боулдинга (США).

Положения концепции Л. Козера сводятся к тому, что обществу присуще фатально неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность его членов и, соответственно, напряженность между индивидуумами, их группами, которая находит выход во взаимных коллизиях.

Л.Козер сводит социальный конфликт к напряженности между тем, что есть, и тем, что должно быть, в соответствии с чувствами известных групп и индивидов.

Есть и другие подходы к конфликтным ситуациям. Конфликтная ситуация имеет определенную внутреннюю структуру:

1. Субъекты конфликта.

2.. Источник или причина возникновения конфликта и проти­воречия целей конфликта.

3.. Взаимодействие.

4. Физическая и социальная среда или условия, в которых протекает конфликтный процесс,

5.. Последствия разрешения конфликта.

Субъектами конфликта могут выступать личность и социаль­ные группы. Однако нас интересуют только личности.

Причины конфликта разнообразны:

- неадекватность претензий сторон возможностям удовле­творения конфликта;

- неравное положение людей по отношению к власти. Так одни управляют и командуют, другие должны подчиняться, что вызывает недовольство;

- неравное отношение к собственности;

- несовпадение индивидуальных и общественных ценно­стей, разлад между ожиданиями, намерениями и поступками лю­дей, непонимание людьми своих действий по отношению друг к другу, возможные недоразумения, недостатки и некачественность информации;

- ненависть, расовая и религиозная рознь, зависть, корысть.

- сексуальные претензии друг к другу;

- сексуальные претензии полов;

- врожденная зависть, жадность, эгоизм и способность творить зло.

Таким образом, в основе человеческой деятельности лежат потребности, которые определяются теми или иными интересами. Именно несовпадение интересов отдельных лиц, выступает причиной конфликтов.

Анализируя возможные варианты разрешения можно утверждать, что конфликт завершается:

- примирением сторон;

- выигрышем одной из сторон;

- постепенным затуханием;

- перерастанием в другой конфликт.

Самым оптимальным разрешением любого конфликта считают достижение консенсуса.

Консенсус -состояние согласия индивидов относительно распределения власти, ценностей, стату­сов, прав и доводов в обществе, а также поиск и принятие взаимоприемлемого решения, удовлетворяющего все заин­тересованные стороны. Консенсус не означает единогласия по всем вопросам, возможно определенное несовпадение позиций. Но главное, что бы ни одна из сторон не высказывала прямых возражений.

Современная конфликтология, занимающаяся проблемой разрешения конфликтов, выработала условия, при которых возмож­но успешное разрешение социальных конфликтов:

- современный и точный диагноз его причин;

- обоюдная заинтересованность сторон в преодолении про­тиворечий на основе взаимного признания интересов;

- современный поиск путей преодоления конфликта, т.е. применение прямого диалога, переговоров через посредников, переговоров с участием третьей стороны и т.д.

Кроме этого, существует ряд рекомендаций, ускоряющих про­цесс разрешения конфликта:

- во время согласований позиций приоритет должен отдаваться обсуж­дению содержательных вопросов;

- стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности;

- все участники конфликтной ситуации должны проявлять склонность к компромиссу и т.д.Духовное общение — это форма обмена идеями, чувствами, представлениями, переживаниями.

Духовный мир человека.

Духовное общение – это форма обмена идеями, чувствами, представлениями, переживаниями.

Духовное потребление - это процесс удовлетво­рения духовных потребностей.

Духовные потребности - это состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духов­ных ценностей, к деятельности в сфере культуры. Духовные потребности побуждают к познанию дей­ствительности, к творчеству, к нравственному со­вершенствованию, к интеллектуально-насыщенно­му общению.

«Духовный» означает связанный с внутренним миром человека, его нравственными устремления­ми и интеллектуальной деятельностью. Духовный мир человека связывают с такими понятиями, как дух и душа.

Первоначально слово «дух» имело физический смысл и означало «ветер», «дуновение». Древний дух представлялся тончайшей материей. Филосо­фы понимали дух главным образом как разум, ум. Религиозные течения понимали дух как силу выс­шей жизни, которая вдыхается в человека Богом.

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлет­ворением духовных потребностей человека.

Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явле­ние. Это сложная система, элементами которой явля­ются:

1. Духовные потребности в познании окружающе­го мира, в самовыражении средствами культуры, ис­кусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.

2. Знания о природе, обществе, человеке, самом се­бе.

3. Убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую де­ятельность во всех ее проявлениях и сферах.

4. Вера в истинность тех убеждений, которые раз­деляет человек (т. о. бездоказательное признание правильности того или иного положения).

5. Способность к тем или иным формам социаль­ной деятельности.

6. Чувства и эмоции, в которых выражаются отно­шения человека с природой и обществом.

7. Цели, которые человек сознательно ставит пе­ред собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности.

8. Вера в добро и неприятие зла. Добро- общее оценочное понятие, обозначающее
позитивный аспект человеческой деятельности, противоположность злу.

9. Ориентация и защита красоты, которая выступает как совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху. Л.Н. Толстой так и писал, что красота есть не что иное, как то, что нам очень нравится.

10. Жизнь по совести – это значит всю свою деятельность человек должен соотносить со своей совестью, которая выступает как своего рода нравственный самоконтроль и как сознание человеком своего долга и ответственности перед об­ществом и самим собой и др.

Под душой в настоящее время понимают психику человека, а под духом сознание,
разум, психические способности, внутреннюю мо­ральную силу.

Человек, живущий духовной жизнью обладает духовностью.

Духовность — это свойства психики человека, состоящее в преобладании нравственных и интел­лектуальных интересов над материальными.

Человек, которому свойственна духовность, го­тов к самоотдаче и саморазвитию. Его духовные потребности заставляют его размышлять о мире, о себе, о смысле жизни. Познание — фундамент духовной жизни.

Мировоззрение человека.

Мировоззрение в структуре личности.

Под мировоззрением понимаются самые обобщенные представления о мироздании, природе, обществе, человеке, выраженные в понятиях и образах, отражающих целостное восприятие мира и отношение к нему, реализующиеся в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

В основе мировоззрения лежит миропонимание. Оно представляет собой совокупность определенных знаний, имеющих важное значение для целостного восприятия действительности. Эти знания относятся не только к настоящему, но к прошлому и к будущему.

В мировоззрение входит вся система ценностей, управляющих поведением человека, и ее обоснование. Мировоззрение включает в себя также мировосприятие. Оно существует в определенных образах, отражающих реальность, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии и придающих наглядность тем общим мировоззренческим установкам, которые мы вырабатываем. Идеалы людей часто выражаются через образы родителей, знакомых, литературных героев.

А наше понимание того, что хорошо или плохо в обществе и как оно должно быть устроено, нередко задается классическими примерами из истории или литературы.

В структуру мировоззрения входят: знания, убеждения, принципы, духовные ценности, идеи и идеалы.

Мировоззрение бывает всегда эмоционально окрашено, в нем выражается мироощущение людей. Оно может быть оптимистическим или пессимистическим.

Назовем важнейшие ценностные характеристики мировоззрения: 1) степень истинности (точность отражения им явлений реального природного и социального мира); 2) системность; 3) широта охвата всей социальной практи­ки; 4) глубина и всесторонность осмысления проблем; 5) сте­пень эффективности для решения возникающих проблем.

Можно выделить следующие особенности формирования мировоззрения: во-первых, оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живут общество, различные социальные группы, классы; во-вторых, в мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм; в-третьих, мировоззрение всегда связано с убеждением.

Носителями мировоззрениния выступают: отдельная личность, социальная группа, определенное общество в целом, а также все человечество в ту или иную эпоху (мировоззрение эпохи). Хотя эти виды мировоззрения взаимосвязаны, тем не менее, они существенно отличаются друг от друга спецификой формирования и своим содержанием.

Мировоззрение может формироваться: стихийно (на основе обыденного опыта, под влиянием жизненных условий); осознанно (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей и идеалов).

Обычно выделяют следующие типы мировоззрения: 1. Обыденно-практическое, или житейское. 2. Мифологическое (религиозное). 3. Научное.

Обыденное мировоззрение базируется на жизненном опыте человека. Оно всегда характеризуется недостаточной системностью, эклектичностью, фрагментарностью, опирается на недостаточно обоснованные знания, хаотич­но отобранные элементы философии и мифологии.

У человека, мировоззрение которого сформировалось на базе обыденной жизни, как правило, возникает много трудностей при объяснении окружающего его мира, и часто он либо дает необоснованные ответы на возникаю­щие перед ним вопросы мировоззренческого характера, либо вообще оказывается не в состоянии ответить на них.

В обществе обыденное мировоззрение функционирует во множестве различных вариантов, поскольку оно в решающей степени зависит от изменений, происходя­щих в общественном сознании, от слухов, расхожих мнений, от уровня культуры человека и его социального положения. Обыденное мировоззрение может быть как религиозным, так и нерелигиозным. Его содержание существенно меняется в зависимости от условий жизни человека.

В обществе издавна существовало и сознательное стрем­ление выработать целостное и обоснованное мировоззре­ние, в рамках которого была бы осмыслена вся история человечества, его познавательная и преобразовательная деятельность, культура и ценностные ориентации – это научное мировоззрение.

Разработка мировоззрения обычно идет в русле опре­деленной традиции, опираясь на то или иное направле­ние в философии. Сознательное стремление выработать целостное мировоззрение проявляют различные соци­альные группы людей, политические партии, которые видят в нем основу не только своего духовного единения, но и программ конкретных действий по преобразованию общества.

Мировоззрение такого типа может строиться на самых разных философских основаниях. Оно может быть и религиозным, и атеистическим, причем в первом случае его разработка осуществляется с опорой на теологию.

В обществе могут существовать одновременно различные мировоззренческие системы, ценности, взгляды и идеалы. В связи с этим возникают различные формы взаимоотношений носителей разных мировоззрений - безразличное, сотрудничество, конфликт.

Ценности.

Ценности, лежащие в основе отношения челове­ка к миру и самому себе, придающие смысл его де­ятельности, отражающие его идеалы.

Ценности представляют собой предмет устремлений человека, социальные ценности – общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни и личностные ценности - идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Однако современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов (т. е. универсальных потребностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классо­вых или иных различий). Общечеловеческие ценнос­ти приобретают приоритет по отношению к группо­вым ценностям, обеспечивая полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.

Становится ясно, что при всей уникальности различий между отдельными цивилизациями — западной, ислам­ской, индийской, китайской и других, при всем их куль­турном, этническом, социальном плюрализме тезис о единстве мировой цивилизации уже не кажется ложной концепцией, а рассмотрение современного мира сквозь призму европоцентристского, рационального, западного видения не отвечает духу времени и глобальному плане­тарному мировосприятию. Вне диалога отдельных куль­тур, цивилизаций, их взаимодействия и сотрудничества современный мир представить уже невозможно.

Глобальное взаимодействие культур, не оставляющее иллюзий о сохранении «чистых» цивилизационных обра­зований в их первозданном этническом и социокультурном изоляционизме, приводит к становлению в XXI сто­летии глобальной культуры, единой планетарной циви­лизации с новой шкалой общечеловеческих ценностей. Проблема ценностей неизбежно возникает в эпохи обес­ценивания и дискредитации культурной традиции, кри­зиса общечеловеческих представлений о добре и зле, истине и лжи, справедливости и несправедливости и т.п.

Кризис культуры, как свидетельствует мировая история, способен вызвать трагические явления, безвременье, крах культуры в ее прежнем облике, но в то же время это мощный толчок к созданию чего-то нового. Всплеску человеческого духа предшествовал кризис племенной куль­туры, христианская культура рождалась в недрах языче­ства. Предвестником современной глобальной культуры с общечеловеческими ценностями является современное кризисное состояние общества, выход из которого возмо­жен только через обновление идеалов добра, красоты, истины, толерантности, взаимоуважения и взаимопо­нимания.

Толерантность – это терпимость к чуждым мнениям и поведению как индивидов так и социальных субъектов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1064 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2317 - | 2273 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.