Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предназначение человека и подходы к трактовке его сущности.




Над этой проблемой сам человек и общество задумались еще на заре цивилизации. Лучшие умы древности, античности и в последующие времена ставили себе вопрос о предназначении человека и его сущности и зачастую ответа не находили.

Философия о природе и предназначении человека.

Под философией человека, или философской антропологией, понимают учение о природе человека. Что есть человек? Философы античности длительное время рассматривали че­ловека как образ Космоса, как "малый мир", микрокосм. Чело­веческое и природное, знания, о которых были весьма фрагментарны, то и дело отождествлялись. Предназначение – быть особым элементом микрокосмоса. Но вот уже платонизм делает существенный шаг вперед в понимании человека. Платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Душа принадлежит к бестелесному, к миру идей. Предназначение - человек выступает носителем внеличного духа. Аристотель настаивает на единст­ве души и тела. Душа принадлежит телу. Итак, природа чело­века двойственна, она состоит из двух различных частей — ду­ши и тела.

В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Ду­ша есть дуновение самого Бога. Человек оценивается с позиций не разума, а сердца (сердце упоминается в Ветхом Завете 851 раз). Все готово для появления великой троицы - разума, сердца и воли, трех составляющих внутреннего мира человека. Но глав­ное размежевание внутри христианства проходит не столько ме­жду телом и душой, сколько между "плотским человеком" и "ду­ховным человеком". Предназначение человека – это выполнение на земле воли божей.

Философия Ренессанса рассматривает человека как автоном­ное существо, как живую целостность. Единство души и тела – это преимущество человека перед другими созданиями. Человек есть чувствующее тело с характерными для него многочисленны­ми эстетическими достоинствами.

В Новое время Декарт рассматривает мышление как единст­венное достоверное свидетельство человеческого существования. Специфика человека усматривается в разуме, в мышлении. Ра­зум важнее сердца, он господствует над страстями. Человек - это разумное существо. Тело и душа не имеют ничего общего. Тело простирается, душа мыслит. Ясное содержание души - это соз­нание.

Для Канта человек тоже двойствен. Он принадлежит как ми­ру природы, где властвует естественная необходимость, так и ми­ру свободы. Специфика человека определяется его трансцендентальностью и нравственной свободой поведения. Предназначение – это создание нравственной свободы в обществе.

В немецком романтизме конца XVIII - начала XIX в. (Ге­те, Гердер) происходит в некотором роде возвращение к тради­циям Ренессанса. Сфера эмоционально-чувственного полностью уравнивается с мышлением и ставится выше его. Так, по Новалису, "мышление - только сон чувства".

Гердер и Гегель развивают идею историчности человека. Для Гегеля предназначение человека как носителя общезначимого духа, субъект духов­ной деятельности, создающий мир культуры.

Фейербах в Германии, Чернышевский и Антонович в России возвращают человека в центр философских изысканий. Человек рассматривается как чувственно-телесное существо со всеми вы­текающими отсюда последствиями.

Маркс считает определяющим в понимании человека трудо­вую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует свойства личности. Предназначение человека как преобразователя природы и создания коммунистического общества.

Философия жизни (Ницше, Дильтей) видит специфику человека в феномене жизни, который либо сильно сближается с ор­ганическим, биологическим (так часто у Ницше и Бергсона),либо истолковывается в культурно-историческом смысле (Диль­тей). В философии жизни на первый план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство (Гаман, Якоби), воля (Шопенгауэр), интуиция (Баадер, Бергсон). Часто сознанию про­тивопоставляется бессознательное, глубинный источник челове­ческого поведения. Фрейд (и фрейдизм) возвышает бессознатель­ное над сознанием. Истоки религии, культуры, всего человече­ского он видит в бессознательном, относительно которого чело­век не отдает себе полностью отчета. Предназначение человека – это специфика человека в феномене культуры.

Экзистенциализм в первую очередь обеспокоен подлинно­стью индивидуального человеческого существования. Он ищет свободу, как от природного, так и от всех других безличностных сил. В очередной раз отвергается диктат объективного идеализма, материализма, сциентизма. На первый план выдвигаются чувства, но не просто чувства, а процесс чувствования, переживания. На место кратковременных чувств ставится долговременное чувство, переживание.

Предназначение человека – это через чувства и переживания освободиться от природы и других безличностных сил.

Феноменологизм Гуссерля стремится преодолеть замкнутость личности, а потому переживание считается интенсиональным, оно изначально направлено на внешний мир. Человек не просто су­ществует, а существует в мире.

Существование человека в мире Кассирер понимал как манифестацию человека в языке, труде, религии. Человек - существо, которое создает символы самого себя, культуру, для этого он и предназначен.

Развивая тенденции, заложенные в философии жизни и феноменологии Гуссерля, в 1928 г. благодаря работам Шелера и Плеснера в Германии возникает философская антропология, осо­бая философская дисциплина, занимающаяся проблематикой че­ловека. Ставится задача на основе данных частных наук о чело­веке - биологии, психологии, социологии — воссоздать целост­ное понятие о человеке.

Подведем итоги рассмотрения проблемы предназначения человека в различ­ных философских направлениях. Было выяснено, что человек есть единство телесного и душевного; душа - вот что наиболее рез­ко выделяет человека из мира природы. Следует, однако, отме­тить, что ныне термин "душа" употребляется, не столь часто, как в античности и средневековье. Вместо термина "душа" исполь­зуются синонимичные ему термины "психика", "внутренний мир человека", "духовный мир человека". Во-первых, в основе спе­цифики человека лежит его духовность. Во-вторых, специфи­ка человека определяется символизацией им собственного духов­ного мира в различных сферах своей деятельности, в труде, язы­ке, культуре. В-третьих, духовный мир человека имеет из­вестные градации внутри себя: переживание (чувство) и мысль, сознание и бессознательное, воля и интуиция. Сколь бы причуд­ливым образом ни строилось философское обсуждение проблемы человека, в конечном счете речь идет о его психике, сознании, разуме, чувствах, мыслях, воле и т.п. Предназначение человека – человек царь природы, он обязан ее преобразовать и создать «рай» земной.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1125 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.