Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Что такое схоластическая философия?




Схоластика (от лат. schole – школа, ученость) – второй основной этап (первый – патристика) развития средневековой философии, содержание которого было ориентировано на ясное и доступное рационалистическое обоснование положений христианского вероучения. Этап схоластики связан с продолжением проблематики патристики и ее развитием. К этому времени главные догмы и положения уже разработаны. Теперь они отшлифовываются, уточняются и систематизируются. Все, занимающиеся в то время науками, и особенно философией, называются «схоластами», причем это звание является почетным, по смыслу близким понятию «ученый теоретик».

Схоластическая философия сохраняет интерес к поднятым патристикой философским проблемам. Эти проблемы по содержанию по-прежнему связаны с Божеством и тайной спасения. Тем не менее, первоочередными проблемами становятся вопросы отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотношения общего и единичного. Последний вопрос связан с догмой о троичности единого Бога. Он решался либо с позиций «номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально существуют только единичные вещи), либо с позиций «реализма» (общее существует реально в виде некой сущности).

Схоластическая философия также поставила задачу постижения сущности христианского учения не только на основе веры, но и рационально, с помощью науки – философии. Так философия постепенно обретала статус науки, вполне сочетаемой с религией. Античная философия перестает считаться враждебной христианству. Ей уделяется большое внимание: ряд ее положений переосмысливается, ее категориальный аппарат применяется при разработке проблем христианской философии.

К концу средневековой культуры термин «схоластика» в устах критиков прибрел значение бесплодного, оторванного от жизни умствования, пустословия и буквоедства. В последнем значении он часто используется и в наши дни. Дело в том, что отношение к понятиям, их определениям, классификациям и схемам становилось иногда чрезмерным, заслоняющим суть проблемы. Занятия философией в то время часто сводились к выработке сети понятий. Они становились пустой игрой понятий – той самой «схоластикой», которую отождествляют и в наше время с бессодержательностью, нежизненностью, надуманностью проблем, прикрытых многозначительностью и научностью терминов.

Схоластическая философия прошла в своем развитии несколько этапов. Охарактеризуем основные идеи представителей схоластики в рамках каждого из этих этапов.

1. Предсхоластика (эпоха «темных веков») (V – VIII вв.). Основными представителями данного этапа являются:

а) Боэций (480 – 524) – государственный деятель и философ, которого называют «последним римлянином и первым схоластом». Его перевод с древнегреческого на латинский язык работ Аристотеля и комментарии к ним имели большое значение для средневековой философии. В своей работе «Об утешении философией» Боэций показал себя представителем философии неоплатонизма. В ней также видны едва заметные черты христианской философии. Он четко обозначил проблему «универсалий» (от лат. universalis – общий) – проблему природы общих понятий (т.е. где они существуют: в божественном разуме, в вещах или в разуме человека). А также ввел термины «субстанция», «эссенция», «акциденция», «атрибут» и «дефиниция» почти в том же значении, в каком они используются по сей день;

б) Аврелий Кассиодор (ок. 490 – 570) – политический деятель, писатель и философ, который в работе «Институции» развил идею о системе образования – «семи свободных искусствах», делящихся на тривиум (риторика, грамматика и логика) и квадривиум (арифметика, геометрия, музыка, астрономия). Данная система образования стала общепринятой в Европе вплоть до эпохи Возрождения;

в) Исидор Севильский (570 – 636) - философ и богослов, автор сочинения под названием «Этимология» в 20-ти томах. Был сторонником природной теории языка, согласно которой имя любого объекта соответствует его сущности.

2. Ранняя схоластика ( IX – XII вв.). Основными представителями данного этапа являются:

а) Иоанн Скотт Эриугена (810 – 877) – крупный западноевропейский философ IX века («первый отец схоластики»), утверждавший, что истинный авторитет не противоречит правильному разуму, так же как правильный разум – истинному авторитету, поскольку оба они проистекают из одного и того же источника – божественной мудрости. Иными словами, в вопросе соотношения знания и веры, он не видел противоречия. Однако первичным считал разум. По Эриугене, авторитет рождается из разума, но не наоборот. В решении проблемы универсалий стоял на позициях реализма, т.е. признавал реальное существование общих понятий вне конкретных вещей. Основные работы – «О божественном предопределении» и «О разделении природы». В последней работе Эриугена делит природу на четыре ступени: 1) нетворимая, но творящая (Бог как творец всего сущего); 2) творимая и творящая (сын Бога, или Логос, посредник между Богом и миром); 3) природа творимая и нетворящая (мир, существующий в пространстве и времени); 4) нетворимая и нетворящая (Бог как конец и цель всех вещей);

б) Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109) – философ, которого называют вторым (после Эриугены) отцом схоластики. Стоял на позициях крайнего реализма. В проблеме соотношения веры и знания придерживался позиции Августина Блаженного: «Верю, чтобы понимать!». Одним из первых предпринял попытку рационального доказательства бытия Бога (в работах «Монологион» и «Прослогион»);

в) Пьер Абеляр (1079 – 1142) – французский философ, теолог, писатель и поэт. Основные работы: «История моих бедствий», «введение в теологию», «О божественном единстве и троичности», «Да и нет», «Диалог между философом, иудеем и христианином» и др. В решении проблемы универсалий сформулировал собственное учение – концептуализм, согласно которому реально существуют только единичные вещи, но не универсалии. Но универсалии обладают существованием как понятия (концепты) в уме человека. Исходным пунктом любого исследования Абеляр считал сомнение, поэтому в вопросе о соотношении знания и веры он придерживался принципа: «Понимаю, чтобы верить!» Идеи Абеляра способствовали становлению рационализма в европейской философии.

3. Зрелая, или высокая, схоластика (XIII в.). Основными представителями данного этапа являются:

а) Фома Аквинский (1225 – 1274) – центральная фигура средневековой философии, выдающийся философ и богослов, систематизатор схоластики (будет подробно рассмотрен в следующем параграфе);

б) Роджер Бэкон (1214 – 1292) – Английский философ, по духу и идеям являвшийся в какой-то степени предвестником своего однофамильца Фрэнсиса Бэкона. Основные работы: «Большое сочинение», «Малое сочинение» и «Третье сочинение». Роджер Бэкон считал, что истина – дитя времени, а наука – дочь всего человечества. Он был убежден, что существует четыре препятствия на пути постижения истины: доверие к сомнительному авторитету, постоянство привычки, мнения несведущей толпы и прикрытие собственного невежества показной мудростью. От этой «смертоносной чумы» происходят все бедствия человеческого рода. По Р. Бэкону, существует три источника познания: авторитет, аргументация и эксперимент. Авторитет не достаточен без доказательства. А аргументация должна опираться на опыт. Философ считал, что выше всех умозрительных знаний и искусств стоит умение производить опыты, и эта наука – царица всех наук. Мыслитель высказал немало опережающих эпоху научных и технических догадок (например, о телескопе и даже летательном аппарате). Но его учение было осуждено, его заточили в монастырскую тюрьму, где он провел полтора десятка лет, умудрившись и там заниматься экспериментами. Роджер Бэкон не оказал особого влияния на современником, зато его высоко оценила наука Нового времени;

в) Иоанн Дунс Скот (1270 – 1308) – английский философ, который утверждал, что философия и теология – это совершенно разные дисциплины и что вера и разум – это разные пути, ведущие к разным целям. Религиозные догматы он считал недоказуемыми с помощью разума. Верой и теологией постигается Бог, разумом и философией – окружающий мир. По проблеме универсалий Дунс Скот был номиналистом, т.е. объективное существование общих понятий, считая конкретные индивидуальные объекты вершиной и целью творения. Он говорил, что «лошадность» есть только «лошадность» и нечего более. Основные труды: «Парижские сообщения», «Кембриджские чтения» и «Упорядочение»;

г) Мейстер Экхарт (1260 – 1327) – немецкий теолог и философ, центральной идеей которого была идея единства человека и Бога, естественного и сверхъестественного миров. Мир существует потому, что Богу присуща идея творения и воля творить. Сущность человека находится в Боге. Поэтому если человек хочет обрести себя, ему следует за счет разума вернуться к Богу, разумом углубиться в идею Бога, для чего требуется уйти от себя, своей тварной природы, очистить душу от всего вещного, сделать ее «пустой», т.к. изгоняя естественное, мы наполним ее сверхъестественным. Быть «пустым» и значат быть «полным Бога». Таким образом, у Экхарта именно разум (а не вера) оказывается орудием приобщения к Богу. Основные работы «Трехчастный труд», «Исследования» и др.

4. Поздняя схоластика (XIV – XV вв.). Основными представителями данного этапа являются:

а) Уильям Оккам (1288 – 1349) – английский философ и политик, боровшийся против господства церкви над государством и фактически проложивший дорогу для Реформации. Он критиковал схоластический реализм, заявляя («бритва Оккама»): «Сущности не должны быть умножаемы сверх необходимого». Иными словами, бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего. Оккам считал, что универсалий нет ни в вещах, ни до вещей. Они представляют собой лишь термины, знаки вещей, фиксирующие сходства между объектами (поэтому данный вариант номинализма получил название «терминизм»). Основные работы: «Сумма всей логики», «Трактат о таинствах», «Труд 90 дней» и др.;

б) Жан Буридан (1290 – 1358) – французский философ, последователь Оккама. Написал множество комментариев в сочинениям Аристотеля, главным образом в виде вопросов. В центре его внимания находились естественнонаучные проблемы (в частности, учение об импульсе). Защищал идею о свободе воли, проиллюстрировав ее на примере, получившем название «Буриданов осёл» (хотя ряд исследований опровергает его авторство данного примера): осел, стоящий на равном расстоянии между двумя совершенно одинаковыми вязанками сена умер бы от голода, не имея никаких оснований для выбора вязанки. Но поскольку в реальности ни один осел никогда не умирал, оказываясь в подобных ситуациях, то, следовательно, даже у ослов есть свобода воли, не говоря уже о человеке.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1943 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2537 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.