Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


И о русском человеке в частности




Как и в других отношениях, здесь нельзя говорить о прописанной целостности взглядов Гоголя на человека. Но можно говорить о внутренней целостности его понимания человека.

Гоголь чувствует коренную социальность человека:

— «… предназначенье человека — служить, и вся жизнь наша есть служба» (С. 309); «… больше нам нужен всякий такой человек, который бы, при некотором познанье души и сердца и при некотором знанье вообще, проникнут был желаньем истинным мирить» (С. 306).

Гоголь видел, как формируется ткань межчеловеческих отношений:

— Известно. Что достаточно приобрести в обращеньях с людьми некоторую ровность характера и снисходительность, чтобы заставить их уже не замечать в нас наших недостатков» (С. 311).

По Гоголю, каждый человек не случаен, у каждого свое место, к которому он должен стремиться:

— «Важно то, чтобы в человеке хотя что-нибудь окрепнуло и стало непреложным; от этого невольно установится порядок и во всем прочем» (С. 177).

— «… не определивший себе ничего и не остановившийся ни на чем, пребывает ни в мире, ни вне мира, не знает, не узнает, кто ближний его, кто братья его, кого нужно любить, кому прощать» (С. 309).

— «Трудней всего на свете тому, кто не прикрепил себя к месту, не определил себя, в чем его деятельность … Пред ним узник тюрьмы имеет преимущество: он знает, что он узник, а потому и знает, что брать из закона. Пред ним нищий имеет преимущество: он тоже при должности, он нищий» (там же). «Есть люди, которые должны век оставаться нищими. Нищенство есть блаженство, которое еще не раскусил свет» (С. 174).

— «Участь человека, одаренного способностями разнообразными и очутившегося без того дела, которое бы заняло все до единой его способности, тяжелей участи последнего бедняка» (С. 239). Но:

— «Как ни бурно нынешнее время, как ни мутятся и не волнуются вокруг умы, как ни возмущает тебя собственный ум твой, но можно остаться среди всего этого в тишине, если с тем именно возьмешь свое место, чтобы на нем исполнить долг таким образом, чтобы не стыдно было дать ответ и за который даешь ответ Небу» (С. 307).

Конкретизируя подход Н.В. Гоголя к русскому человеку, можно обратиться к следующим его суждениям:

— «Одни мы (русские — С.Х.), Бог весть из чего, мечемся. Все торопимся. Все в какой-то горячке» (С. 124). Но:

— «В природе человека, и особенно русского, есть чудное свойство: как только заметит он, что другой сколько-нибудь к нему наклоняется или показывает снисхождение, он сам уже готов чуть не просить прощенья» (С. 135).

— «… вы почувствуете, как благородна русская порода, даже и в плуте» (С. 191).

— В русском народе «так силен гений восприимчивости, данный ему, может быть, на то, чтобы оправить в лучшую оправу все, что не оценено, не возделано и пренебреженно другими народами» (С. 225). Но, опять же, но…:

— «Русского человека испугала его ничтожность более, чем все его пороки и недостатки. Явленье замечательное!» (С. 121).

Оценивая в этом измерении самого себя, Гоголь отмечает:

— «У меня … ум тот самый, какой бывает у большей части русских людей, то есть способный больше выводить, чем выдумывать» (С. 298); «…у всех нас есть какая-то лень, неподъемность на работу» (С. 292).

Совершенно неприемлемой для Гоголя является роскошь:

— «… гоните эту гадкую, скверную роскошь, эту язву России, источницу взяток, несправедливостей и мерзостей, какие у нас есть» (С. 140).

Ряд положений Н.В. Гоголя конкретизируют вопрос о русском человеке еще дальше, например, в отношении дворянства, крестьянина:

— «В дворянстве нашем есть удивительная черта, которая меня всегда изумляла, это — чувство благородства, — не того благородства, которым заражено дворянство других земель, то есть не благородства рождения или происхождения, … но настоящего, нравственного благородства» (С. 146).

По поводу изречения: «Сия вся вам всем приложится»:

— «В крестьянском быту эта истина еще видней, чем в нашем; у них богатый хозяин и хороший человек — синонимы» (С. 157).

А по поводу бумажного, чернильного крючкотворства, отнюдь не против грамотности и просвещения:

— «Народ наш не глуп, что бежит, как от черта, от всякой письменной бумаги. Знает, что там притык всей человеческой путаницы, крючкотворства и каверзничества. По-настоящему, ему не следует и знать, есть ли какие-нибудь другие книги, кроме святых» (С. 159).

Последнее, конечно же, перебор, но не стоит забывать о времени, когда эти слова писались, да даже в сравнении с нашим временем, той ситуации, в которую поставлен современный россиянин. Впрочем, слова из песни не выкинешь.

«Отметил» Гоголь и разночинцев, говоря о должностях, опозоренных «низкими разночинцами» (С. 203). Как знать, что сказал бы он о них, проживи еще лет десять.

Но вот что он хорошо видел даже в обстоятельствах своего времени. Так это проблему отношения к человеку со стороны государства, чиновников:

— «… система ограничения — самая мелочная система. Человека нельзя ограничивать человеком» (С. 198).

— «Кто знает, что на него глядят подозрительно, как на мошенника, и приставляют к нему со всех сторон надсмотрщиков, у него невольно отнимаются руки» (там же).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 517 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2300 - | 2031 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.