Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Формы и разновидности культуры




В социологии культура рассматривается как сложное образование, которое можно структурировать по самым различным основаниям. Существенной представляется классификация культуры по происхождению (генезису), характеру и уровню развития, позволяющая выделить три ее формы: элитарную, народную и массовую.

Элитарная, или высокая культура включает классическую музыку, высокохудожественную литературу и поэзию, изящные искусства и т.д. Она создается талантливыми писателями, поэтами, композиторами, жи­вописцами и ориентирована на избранный круг ценителей и знатоков искусства. В этот круг могут входить не только «профессионалы» (литераторы, критики, искусствоведы и т.д.), но и те, кто высоко ценит искусст­во и получает от общения с ним эстетическое наслаждение. По мере повышения уровня образования насе­ления круг потребителей высокой культуры расширяется.

Народная культура возникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авто­ров. В ее состав входят самые разнообразные элементы: мифы, легенды, былины, песни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое — все, что принято называть фольклором. Можно выделить две харак­терные особенности фольклора: он локализован, т.е. связан с традициями определенной местности, и демо­кратичен, поскольку в его создании принимают участие все желающие. Народную культуру может отличать высокий художественный уровень.

Массовая культура возникает в XX в. в условиях коммерсализации искусства и развития новых техно­логий массовой коммуникации. Продукция массовой культуры распространяется среди всех слоев общества и ориентирована на удовлетворение сиюминутных запросов людей. Главная функция массовой культуры — компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в от­влеченном, поверхностном варианте. Типичными примерами массовой культуры могут служить музыкаль­ные шлягеры, бесконечные телевизионные сериалы, стандартные кинобоевики, фильмы ужасов и т.д.

В настоящее время массовая культура все больше превращается в особый вид бизнеса. Она модифици­руется с учетом специфических характеристик различных социальных групп, становится более технически совершенной, изобретательной в способах воздействия на массовую публику. Так, сегодня все чаще приме­няется механизм статусного потребления, когда приобретение той или иной вещи диктуется в первую оче­редь соображениями престижности.

Наряду с отмеченными формами культуры социологи выделяют ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим используются понятия «доминирующая культура», «субкультура» и «контркультура».

Доминирующая культура — это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу. Без такой общепринятой сис­темы культурных норм и ценностей не может нормально функционировать ни одно общество.

Однако в обществе существует множество групп, каждая из которых может иметь свою особую систе­му ценностей и норм

поведения в зависимости от возраста, рода занятий, профессии, национальности, географической среды обитания и т.д. Культурная специфика этих групп выражается понятием «субкультура», с помощью которого социологи выделяют локальные культурные комплексы, возникающие в рамках культуры всего общест­ва.

Субкультура — это особая система культурных ценностей и норм, присущая определенной социальной группе и отличающаяся в той или иной степени от доминирующей культуры. Любая субкультура предпола­гает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения. Это — своеобразный малый культурный мир, который отражает особенности образа жизни различных сообществ людей.

Выделяют множество субкультур: возрастные, профессиональные, территориальные, национальные, конфессиональные и др.

В настоящее время российские социологи уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры. Как показывают результаты конкретных социологических исследований, субкультурная ак­тивность молодежи зависит от ряда факторов:

• уровня образования (у лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ, она за­метно выше, чем у студентов вузов);

• от возраста (пик активности — 16—17 лет, к 21—22 годам она существенно понижается);

• места жительства (характерна в большей степени для города, чем для деревни).

В силу ряда социальных, политических или экономических причин субкультура может трансформиро­ваться в контр культуру. Под контркультурой понимается такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но находится по отношению к ней в состоянии откры­того конфликта. Автором этого термина является американский социолог Т. Роззак, который применил его для характеристики молодежных движений протеста в странах Запада в конце 60-х гг. XX в.

По содержанию и характеру связей с религией к. делятся на религиозные и светские: христианская, мусульманская и т. д.

В зависимости от форм хозяйственного уклада, а также средств реализации, фиксации и распространения ценностей, норм, образцов поведения: дописьменные письменные

В зависимости от особенностей сфер общества и видов деятельности: экономическая, политическая, профессиональная, художественная, городская, сельская и т. д.

Таким образом, если с помощью субкультуры индивид может разными путями воспринять и реализо­вать базисные ценности общества, то контркультура означает неприятие этих ценностей и поиск альтерна­тивных форм жизни.

6.4. Развитие и механизмы распространения культуры

В развитии культуры социологи выделяют ряд закономерностей:

• зависимость типа культуры от социально-экономических и политических условий жизни общества и ее ответное воздействие на социальные изменения;

• неравномерность развития культуры (высокий уровень развития художественной культуры может иметь место в обществе с низким уровнем политической или экологической культуры);

• особую роль личности в развитии культурного процесса. Основными факторами развития культуры являются открытия и изобретения.

Открытие — это получение новых знаний о мире (например, великие географические открытия). Изобретение — новая комбинация культурных элементов, в том числе новые технологии. От­крытие и изобретение являются разновидностями инновации, под которой понимается создание или призна­ние новых элементов в культуре.

Изобретения и открытия распространяются на другие культуры как через целенаправленное заимство­вание, так и путе м, стихийного проникновения (диффузии). Культурная диффузия — это взаимное проникновение элементов разных культур при их соприкосновении (контакте). Культурный контакт может не оставить никакого сле­да в обеих культурах, а может закончиться значительным односторонним или взаимным влиянием.

Универсальную модель распространения культуры в современном обществе разработал французский исследователь А. Моль. В соответствии с этой моделью любое распространение культуры начинается с при­знания культурной инновации в микросреде. В дальнейшем с помощью средств массовой информации эта инновация «попадает» в макросреду, в условия конкуренции различных культурных изобретений, идей, предложений. Став достоянием культуры масс, данная инновация обретает черты устойчивого культурного образца, который транслируется через механизмы социализации личности (5.4\

В целом в процессе развития и распространения культуры можно выделить три качественных скачка:

• появление письменности, позволившее сохранять многие произведения

появление письменности, позволившее сохранять многие произведения культуры, обмениваться ими и передавать новым поколениям;

• изобретение книгопечатания, благодаря которому значительно возрос объем распространения куль­турной продукции;

• новейшие изобретения и открытия в области средств массовых коммуникаций, которые создали ус­ловия для глобального распространения произведений культуры.

Любая культура обладает селективностью, т.е. избирательным подходом к переносу ценностей из дру­гой культуры. Социологи выделяют четыре основные причины этого явления:

• культура еще не созрела для восприятия данных культурных инноваций;

• нововведения грозят разрушить традиционную культуру;

• идеология запрещает заимствование новых культурных элементов как «чуждых» и не отвечающих традициям данного общества;

• члены общества не принимают эти культурные инновации. Развитие и распространение культуры может принимать противоречивый, порой конфликтный характер. Культурный лаг. Уильям Огборн (1922) ввел понятие куль­турного лага (запаздывания). Огборн выделял в культуре два аспекта —. материальный и нематериальный. Материальная культура включает изготовленные товары, фабрики, жилые д0ма, автомобили, короче, все материальные предметы, а также изобретения и технологические новшества. Немате­риальная культура, которую Огборн назвал адаптивной, вклю­чает социальные институты, например семью, церковь, шко­лу, системы ценностей (законы, религии, обычаи, нравы и представления), и политические институты (правительства, лобби, политические клубы).

 

культурного лага (запаздывания), которое отражает ситуацию, когда материальная культура изменяется бы­стрее, чем духовная (адаптивная), что порождает ряд социальных проблем, требующих нравственной оценки (возможность клонирования человека, загрязнение окружающей среды, появление компьютерных техноло­гий и т.д.).

Особый вид культурного конфликта наблюдается в доиндустриальных, традиционных обществах, ко­торые подверглись колонизации со стороны европейских стран. Так, когда в некоторых странах Централь­ной и Южной Африки европейские ценности были навязаны местному населению, то произошло не объеди­нение двух культур, а их неестественное, чреватое постоянными конфликтами смешение.

Важными для характеристики социокультурной динамики являются понятия «культурная трансмис­сия», «культурная аккумуляция» и «культурная интеграция».

Культурная трансмиссия — это процесс, благодаря которому культура передается от одного поколе­ния к другому через научение. В результате становится возможным преемственность в развитии культуры. Это достигается в том случае, если передаются базисные элементы культуры, а изменяются лишь второсте­пенные. В противном случае может произойти разрыв культурной цепи.

Культурная аккумуляция представляет собой процесс накопления культурных элементов. Она имеет место тогда, когда к культурному наследию новых элементов добавляется больше, чем отбрасывается ста­рых. Если этого не происходит, то наблюдается явление культурного истощения.

Под культурной интеграцией понимается взаимосвязь различных элементов культуры, придающая ей определенную целостность. Интеграция, или единство культуры формируется благодаря сходству ее базис­ных элементов. Нарушение культурного единства может возникать из-за отсутствия четко установленных социальных норм. Такое явление французский социолог Э. Дюркгейм назвал социальной аномией. (2.4). Этим термином он определял имеющий место в переходный период распад прочной системы нравственных ценностей, вызывающий рост преступности, числа самоубийств и других видов девиантного поведения (5.7).

По мнению ряда социологов, элементы социальной аномии наблюдаются в современном российском обществе, которое находится в переходном состоянии и не имеет устойчивой ценностно-нормативной сис­темы, являющейся необходимым условием создания эффективного механизма социального контроля.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 599 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2338 - | 2092 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.