Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 6: Социологическая теория конфликта




 

  1. Теории межличностного взаимодействия
  2. Сущность, типология и виды социальных конфликтов.
  3. Способы разрешения конфликта.

1.

Идеи теории социального обмена в целостном виде сформулиро­ваны американским ученым Джорджем Хомансом (р. 1910).

В теории обмена «социальная жизнь рассматривается в качестве «ба­зара», где «актеры» торгуют друг другом в стремлении извлечь выго­ду»1. Но действующий таким образом человек не является «экономи­ческим человеком» классической политэкономии, который стремит­ся прежде всего к получению экономической прибыли. Не отказываясь полностью от концепции «экономического человека», Хоманс смягчил ее, допустив, что 1) люди не всегда стремятся полу­чить максимальную прибыль; 2) люди обычно не предпринимают ни далеких, ни рациональных расчетов в своих обменных операциях; 3) обмениваемые объекты включают нечто большее, чем деньги, — другие ценности, включая одобрение, уважение, уступки, любовь, привязанность и другие менее материальные блага; 4) рынок не пред­ставляет, собой некую автономную область в сфере человеческого об­мена, так как во всех ситуациях взаимодействия индивиды обменива­ются вознаграждениями и наказаниями и стремятся извлечь выгоду.

Основное социальное действие Хоманс видит в процессе обмена с целью максимизации выгоды и минимизации затрат. «Социальное поведение представляет собой обмен ценностями (как материальны­ми, так и нематериальными, например, знаками одобрения и прести­жа). Люди, которые много дают другим, стараются много получить и от других, и люди, которые получают много от других, испытывают с их стороны воздействие, направленное на то, чтобы последние мог­ли получить много от первых. Такой процесс оказания влияния име­ет тенденцию к обеспечению равновесия, или баланса, между обме­нами»2.

Основные положения теории социального обмена

2. Положение успеха — действия человека подчинены правилу: чем чаще действие вознаграждается, тем чаще он стремится его про­изводить.

Положение стимула — если какой-либо стимул привел к дей­ствию, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула человек будет стремиться повторить действие (это положе­ние вытекает из бихевиористской установки о роли поощрения).

6. Положение ценности — чем более ценно для личности дос­тижение определенного результата, тем больше она будет стремиться производить действие, направленное на его достижение.

7. Положение «насыщения — голодания» — чем чаще в про­шлом личность получала вознаграждение, тем менее ценным будет длянее повторение подобной награды.

8. Положение «агрессии — одобрения» — если человек не по­лучит вознаграждения, на которое рассчитывал, или получит наказа­ние, которого не ожидал, он стремится продемонстрировать агрес­сивное поведение, а результаты становятся для него более ценными. И наоборот.

При обмене действуют также следующие принципы: а) наимень­шего интереса (лицо, имеющее наименьшую заинтересованность в продолжении ситуации, обладает большей способностью диктовать условия обмена. Результат — появление власти), б) дистрибутивной справедливости (любое отношение обмена стремится к тому, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам, что порож­дает социальное неравенство).

Хоманс ставит во главу угла непосредственный обмен между ин­дивидами и признает значимость психологических побуждений. Ме­тодология Хоманса строится на разделении «абстракций первого по­рядка» (приложимых к данной конкретной группе) и «абстракций второго порядка» (приложимых к нескольким классам наблюдений и тем самым отвлекающихся от текущих событий, происходящих в действительных группах). Первые представляют собой нижнюю сту­пеньку в лестнице абстракций. Три абстракции первого порядка, по Хомансу, — деятельность, взаимодействие, чувства.

Например, изучив конкретную группу (цех электрокабелей заво­да), Хоманс делает следующие выводы: 1) если часто взаимодействие между двумя или более лицами возрастает, то усиливается и степень их взаимной симпатии другу к другу, и наоборот, 2) лица, у которых взаимное чувство симпатии усиливается, выражают эти чувства по­средством усиления активности своих действий, и наоборот, 3) чем чаще лица взаимодействуют друг с другом, тем большее сходство про­является в их действиях и чувствах, и наоборот, 4) чем выше ранг дан­ного лица в группе, тем в большей степени его действия согласуются с нормами этой группы, и наоборот, 5) чем выше социальный ранг ли­ца, тем шире диапазон его взаимодействий.

Проверка должна проводиться эмпирически и соответствовать следующим условиям: обобщения, выведенные из одного массива данных, должны проверяться на материале других данных.

Объяснив взаимодействие на базе обмена в малых группах, Дж. Хо­манс перенес свои выводы на взаимодействие во всех группах, по крайней мере, дал нормативный прогноз о желательности этого. «На уровне малых групп общество всегда было способно сохранять согла­сованность. Мы делаем, таким образом, вывод, что если цивилизации суждено сохраниться, она должна поддерживать в отношениях меж­ду гражданами, образующими общество и обеспечивающими цен­тральное направление развития общества, некоторые из признаков самой малой социальной группы»1. Этот вывод объясняет, почему в больших группах постоянно возникает стремление воспроизводить признаки малых групп.

Чтобы распространить понятие обмена на деятельность больших групп и институционализацию в целом, Хоманс проводит аналогию между институционализацией в пределах всего общества и организа­цией в пределах малых групп. Как бизнесмен, чтобы организовать фирму, должен иметь капитал и соответствующие личные способно­сти, так какорганизации нового социального института нужен «ка­питал», представляющий собой совокупность материальных и духов­ных ресурсов, и определенные личные способности, духовные или ор­ганизационные. В обмен на эти способности люди соглашаются работать в данном институте, как и в фирме, и общество поддержива­ет эти цели соответствующей системой гарантий вознаграждения и наказания, выражающейся в виде правовых законов и моральных традиций. «Независимо от того, предполагает это «вложение» завое­вание территории и основание государства или создание новых форм деловых организаций, люди, которые осуществляют вложения, долж­ны обладать ресурсами — будь то армия для осуществления угрозы наказания, боговдохновенная личность дляморального убеждения последователей или способность предусмотреть удовлетворение на­сущных жизненных потребностей людей, — чтобы объединять дру­гих людей в организации в ситуациях, где они извлекали некоторую прибыль... Затем из процесса обмена такого рода вырастает социаль­ная организация на разных уровнях — на уровне общества, группы, организации или на институциональном уровне»1. Эта система спо­собна к развитию, если «прибыль» на «капитал» растет, но люди мо­гут сделать вложения в более сложные образцы организаций. Таким образом, принцип обмена объясняет эволюцию социальных систем.

Важен следующий эмпирический вывод Хоманса: члены социаль­ных групп с наиболее высоким рангом и с наиболее низким рангом наименее склонны к конформности в составе группы, а члены со средними рангами в наибольшей степени склонны к конформности. Эта закономерность может быть распространена на социальное по­ведение больших групп, и ею можно объяснить стабилизирующую роль среднего класса в обществе. Революции происходят там, где мно­гочисленны люди высших и низших рангов и малочислен средний класс. Это можно назвать законом конформности.

Интересно сопоставить эту закономерность с тем, как данная проблема обсуждалась в философии. Ф. Ницше воспел право человека высшего ранга делать все, что он хочет. Но и человек низшего ранга может, как герой Достоевского Раскольников, возомнить, что он ни­чуть не хуже человека высшего ранга. В социуме стремление людей высшего и низшего рангов изменить ситуацию дополняется наличи­ем людей среднего класса, так называемых мещан (М. Горький в «Песне о буревестнике» назвал их «пингвинами»), и чтобы общест­во сохраняло устойчивость, они должны составлять большинство. Ницше и Маркс обращались к людям соответственно высшего и низ­шего ранга, а не к середине, которая сообщает обществу устойчи­вость.

Еще одно следствие из закона Хоманса заключается в том, что лю­ди высших и низших рангов более склонны к девиантному поведе­нию. Существует, стало быть, и генетическая и социальная обуслов­ленность девиантного поведения. Конформность является таким же вознаграждением, как уважение, уступки, самоуважение и членство в группе. Хоманс выводит следующее следствие из своего закона: чем больше насыщены члены группы в отношении уважения и ранга, са­моуважения и членства в группе (как люди высших рангов), тем в меньшей степени склонны они производить конформные действия, обеспечивающие упомянутое вознаграждение. Это следствие претен­дует на объяснение неконформности поведения

 

Другой ветвью теории социального обмена является структурали­стская концепция Питера М. Блау (р. 1918), который попытался синтезировать теорию обмена и теорию конфликта. Источником конфликта Блау считает дисбаланс в отношениях обмена, нарушаю­щий нормы взаимности и справедливости. «Этот дисбаланс неизбеж­но вытекает из неравного отношения некоторых организаций к обла­данию ценными ресурсами»1. Блау насчитывает четыре вида возна­граждений — деньги, социальное одобрение, уважение, уступки. Когда какое-либо лицо способно получить уступки в отношениях об­мена, оно рассматривается Блау как «обладатель власти». Блау форму­лирует четыре теоремы, определяющие способность власть имущих добиваться уступок.

1) Чем больше услуг люди могут предоставить в обмен на особо цен­ные услуги, тем меньше уступок способны извлечь те, кто их предос­тавляет.

2) Чем больше у человека альтернативных источников вознагражде­ний, тем меньше уступок способны получить те, кто предоставляет ценные услуги.

3) Чем более способны получатели ценных услуг применять физиче­скую силу и принуждение, тем меньше уступок способны получить те, кто их предоставляет.

4) Чем в большей степени получатели ценных услуг способны обхо­диться без тех, кто предоставляет эти услуги, тем меньше уступок по­лучает последний.

Авторитет, по Блау, основывается на общих дляколлектива нор­мах подчинения, которые вынуждают индивидуальных его членов подчиняться приказам вышестоящего лица. Легитимация представ­ляет собой не просто терпимость и одобрение, но активное утвер­ждение социальных образцов общими ценностями. На макроуровне (групповом или универсальном) межличностное «притяжение», имеющее место при элементарном обмене, заменяется «разделяемы­ми ценностями».

Блау рассматривает оппозицию позитивно как «регенерирую­щую силу», которая привносит жизненные силы в социальную струк­туру и становится основой социальной реорганизации2.

Теория «зеркального Я»

Субъективные теории среднего уровня, в отличие от объектив­ных, отталкиваются не от социальной структуры к личности, а от лич­ности к социальной структуре. Примером может служить теория «зеркального Я», основоположник которой — американский ученый Чарльз Кули (1864—1929). В основе ее лежит представление о лич­ности как дискретной сущности целого (по принципу «все во мне, и я во всем»). Системообразующим фактором общества объявляется об­мен информацией между индивидами в малой группе, т.е. такой груп­пе, в которой имеет место непосредственный контакт между ее чле­нами. В процессе обмена происходит переоценка своей личности с позиций восприятия ее окружающими. «Зеркальное Я» состоит из трех элементов: 1) того, как, по моему мнению, меня воспринимают другие («Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую при­ческу»); 2) того, как, по моему мнению, они реагируют на то, что ви­дят («Я уверена, что им нравится моя новая прическа»); 3) того, как я отвечаю на воспринятую мною реакцию других («Видимо, я буду всегда так причесываться»)»1.

Человек смотрит на другого, как в зеркало, и видит в нем собст­венное отражение. Оно не всегда совпадает с самооценкой. Человек может переоценить или недооценить себя. Социализация, по Кули, означает согласование оценки с самооценкой. Индивидуальная при­рода приобретает социальный смысл в межличностном общении внутри первичной группы. Так образуется «социальное Я» человека, которое не тождественно его сознанию. При этом особую роль игра­ет «чувство присвоения» — не только вещей, но и мнений других о се­бе. «Социальное Я» определяет структуру личности, ее взаимодейст­вие с другими, и тем самым оказывает влияние на структуру социума.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 448 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2781 - | 2343 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.