Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социологическое понятие личности




 

Встречаясь со старым знакомым, которого не ви­дели много лет, мы прежде всего спрашиваем: «Что у тебя нового?» Такой вопрос предполагает очевид­ную для нас вещь: человек уже не совсем тот, каким мы его знали, но это, несомненно, именно тот че­ловек. Мы воспринимаем себя и других людей как меняющихся во времени, но все же сохраняющих в себе какое-то постоянное ядро.

Проблема личности находится в поле зрения многих наук, являясь предметом междисциплинарных исследований. В науч­ной литературе, прежде всего, проводится разграничение таких близких понятий, как «человек», «индивид», «личность».

Человек — это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (homo sapiens) и служит для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств.

Индивид (от лат. Individ – неделимый, конечный)понимается как конкретный чело­век, единичный представитель человеческого рода и рассматри­вается в качестве отправного момента формирования личности.

Немецкая классическая философия внесла большой вклад в разработку философского поня­тия личности. Главное в идеалистических в целом взглядах И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля состояло в том, что все они видели в лич­ности активную силу, наделенную преобразую­щим потенциалом. Согласно Гегелю, личность — это как бы одна из множества граней мирового разума, универсального логического сознания, и смысл ее бытия в том, чтобы путем развития са­мосознания прийти к полному осознанию себя и к свободе.

Переход от философского к собственно социологическому пониманию личности впервые совершил К. Маркс, заявивший, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Суть ее сводится к тому, что понятие «личность» выходит за рамки понятия фактической индивидуальности и тождественно социальному в человеке.

Психологи психоаналитического направления сыграли зна­чительную роль в разработке современного понимания личнос­ти и индивидуальности. Его основатель, австрийский психиатр 3. Фрейд, доказал, что в человеческой индивидуальности наряду с сознанием присутствуют еще два структурных уровня: бессозна­тельное — несознаваемые инстинкты, влечения, комплексы, т.е. ус­тойчивые системы подавленных влечений, травмы; сверхсозна­тельное (сверх-Я) — система бессознательной цензуры, иначе гово­ря, контроля, вытесняющего из сознания недопустимые влечения, а из памяти — слишком травмирующие или позорные воспомина­ния. Его последователь К. Юнг расширил сферу бессознательного, включив в нее помимо индивидуального бессознательного, о кото­ром говорил Фрейд, коллективное бессознательное — совокуп­ность символических образов, воплощающих общечеловеческие родовые стремления, страхи, поиски.

Социология в отличие от философии имеет дело с социальной эмпирией, а говоря о нашем эмпирическом Я, мы не различаем в себе индивида и личность. Вообще индивид — это скорее обезли­ченная единица человеческого существования, нечто статистиче­ское. В социологии понятие «индивид» имеет значение просто мельчайшей неделимой единицы, входящей в социальную группу.

Исторически индивидуальное Я, т.е. интроспективное пред­ставление о самом себе, не совпадающее с Я социальным — со сво­им статусным набором, существует не так давно.

Поэтому следует пользоваться не только понятием «индивид», но и понятием «индивидуальность». Это то, что классик социоло­гии Э. Дюркгейм называл «индивидуальная сущность»: совокуп­ность качеств человека, обусловленных неповторимой комбина­цией врожденных способностей, темперамента, психической конституции и следствий приобретенного в индивидуальной ис­тории человека опыта. Все это в совокупности составляет индиви­дуальный полюс личности. Понятие «индивидуальность» отно­сится к тем особенным физическим, психологическим, мировоз­зренческим качествам, которые присущи только этому человеку и отличают его от всех остальных. Индивидуальность — это крите­рий неповторимости каждой личности, воплощение ее права на свободный выбор и самоопределение.

Но личность не исчерпывается индивидуальным полюсом. В ней наличествует также социальный полюс — то, что человек не­избежно приобретает в процессе социализации и социального взаимодействия. Система социальных отношений по-своему пре­ломляется в каждой личности, вызывая определенные ее измене­ния и сказываясь на ее социальном поведении. Всем известно, что человек меняется после длительной травмирующей ситуации, войны, плена, безработицы, его преображают социальный успех, стремительная карьера, резкое обнищание или внезапное обога­щение, наконец, личность, сформировавшаяся в закрытом идео­логизированном обществе, отличается от личности, воспитанной в условиях свободного правового государства. Социальный полюс личности отражает присутствующее в ней коллективное начало, качества, привычки, склонности, особенности поведения, прису­щие данному человеку не как индивиду, а как члену группы.

Наконец, социальное в личности — это то, что позволяет ей осуществлять социальную (групповую) идентификацию, отожде­ствляя себя со своим племенем, классом, нацией, профессиональ­ной группой.

Говоря о наличии в пределах одной личности двух полюсов, нужно иметь в виду, что между этими полюсами нет противоречия или борьбы. Они взаимозависимы и неотделимы друг от друга, как две стороны одной монеты или медали. На протяжении всей жиз­ни индивидуальное и социальное в личности развиваются парал­лельно и подвергаются взаимному влиянию. Как показали исследования в области социальной психологии, человек, чувствующий себя в группе комфортно, старается подчеркнуть свою индивидуаль­ность. При межгрупповом конфликте, наоборот, человек стре­мится унифицироваться, слиться со своей группой, быть похожим на других.

Таким образом, личность в социологии можно определить как структурированный комплекс врожденных и приобретенных бла­годаря включенности в социальные отношения качеств, развиваю­щихся и проявляющихся во взаимодействии с другими людьми. Личность — это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений.

А само понятие «личность» характеризует итог развития индивида и является выражением его социальной сущности.

Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Главным условием этого являются:

1) Биологические. Генетически заданные предпосылки;

2) Наличие социальной структуры, мира человеческой культуры

При комплексном изучении личности в отечественной науке сложился ряд общепризнанных исходных положений:

• личность присуща каждому человеку;

• личность есть то, что отличает человека от животных;
• личность есть продукт исторического развития, т.е. возника­ет на определенной ступени эволюции человеческого существа;

• личность есть индивидуальная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.

При исследовании процессов взаимодействия человека и об­щества личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но преимущественно как субъект социальных от­ношений, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также спо­собности оказывать обратное воздействие на социальную среду. В качестве первичного источника деятельности личности вы­ступают потребности, отражающие объективные условия суще­ствования человека и являющиеся одной из форм его связи с ок­ружающим миром. Согласно классификации американского исследователя А. Маслоу, все потребности образуют иерархи­ческую структуру, нижний уровень которой составляют физио­логические потребности и потребности в безопасности, а выс­ший — социальные, престижные и духовные потребности.

Будучи осознанными, потребности трансформируются в интересы личности. Интересы, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию мотивов деятельности личности. Механизм мотивации реализуется в конкретной дея­тельности личности, смыслом которой является достижение оп­ределенной цели.

Кроме внутренних побудителей деятельности (мотивов) лич­ности, существуют и внешние побудители — стимулы. В отли­чие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стиму­лы представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей социальной среды.

Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию личности — ее предрасположенность к определенному поведе­нию в конкретных условиях. Согласно концепции известного российского социолога В.А. Ядова, диспозиции делятся на выс­шие, средние и низшие. Диспозиции высшего уровня включают наиболее важные жизненные и ценностные ориентации личнос­ти, определяющие общую направленность ее деятельности. Дис­позиции среднего уровня — это установки на социальные объек­ты и ситуации. К диспозициям нижнего уровня относятся ситуативные установки, определяющие поведение личности в конкретных, непосредственно данных условиях.

Таким образом, социологическое понятие личности выра­жает интегральное социальное качество, приобретенное индивидом в процессе включения в систему общественных связей и отношений. Личность выступает как объектом, так и субъектом общественных отношений. Взаимодействуя с окружающей социальной средой, личность вырабатывает свои ценностные ориентации, социальные установки (диспозиции) и модели поведения. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций становится важным фактором творческой деятельности личности, преобразования условий ее жизни, развития общества в целом.

Теории развития личности

«Дикарь» знает неизмеримо больше об экономических и социальных условиях своего существования, чем цивилизованный человек в обычном смысле слова.

Макс Вебер

Сложность и многомерность процесса формирования и развития личности обусловили появление самых различных теорий, пытающихся объяснить те или иные стороны данной проблемы. Можно выделить несколько основных концептуальных подходов к изучению личности.

1. В рамках междисциплинарных исследований сложился социобиологический подход, сторонники которого (Э. Уилсон, Д. Фридман и др.) в объяснении процессов формирования и развития личности делают акцент на биологических факторах. По их мнению, некоторые типы поведения человека обуслов­лены генетически, т.е. наличием врожденных механизмов, яв­ляющихся результатом длительной эволюции. Эта теория под­вергается критике со стороны многих ученых, отмечающих, что социобиологи не принимают во внимание способность лю­дей мыслить, использовать символы и тем самым игнорируют роль культуры и социальной среды в становлении и развитии личности.

2. Ряд концепций личности основывается на функциональном подходе, согласно которому единицей социального анализа явля­ется не столько сам действующий индивид, сколько выполняе­мая им в обществе функция. Наибольшую распространенность в социологии получила ролевая теория личности, разные вари­анты которой разработали Дж. Г. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани и другие известные социологи и соци­альные психологи. С точки зрения всех этих концепций, лич­ность представляет собой совокупность социальных ролей, вы­полняемых ею в обществе. Но если в трактовке Дж. Г. Мида и других социальных психологов роль выступает как результат межличностного взаимодействия, то в интерпретации Р. Линтона, Р. Мертона, Т. Парсона и их последователей — как комплекс требований, предъявляемых обществом к индивиду, занимаю­щему определенную позицию в социальной системе. Иными словами, представители структурного функционализма рассмат­ривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи индивиду в обществе.

Ролевая теория личности имеет ряд несомненных досто­инств. Во-первых, она позволяет раскрыть механизм взаимодей­ствия человека и общества. Во-вторых, парные понятия «роль-статус» (3.3) являются удобным аналитическим инструментом для описания ценностно-нормативной структуры общества и места в ней личности. В-третьих, понятие социальной роли можно зафиксировать эмпирическими методами, используя та­кие смежные категории, как «ролевые предписания», «ролевые ожидания» и т.д. Однако ролевую теорию нельзя принять в каче­стве единственной, поскольку она оставляет в тени активное, творческое начало личности.

С психологической трактовкой ролевой теории личности тесно связана концепция «зеркального Я», разработанная американским исследователем Ч. Кули. В соответствии с этой концеп­цией личность формируется в процессе ее социального взаимо­действия и отражает представления человека о том, как его вос­принимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое «зеркальное Я», которое состоит из трех элементов:

• Того, как, по моему мнению, меня воспринимают другие («Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу»)

• Того, как, по моему мнению, они реагируют на то, что видят («Я уверена, что им нравится моя новая прическа»)

• Того, как я отвечаю на воспринятую мною реакцию других («Видимо, я буду всегда так причесываться»)

Таким образом, в теории «зеркального Я» личность выступа­ет как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зре­ния других членов данной социальной группы.

Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». Он считал, что «Я» – продукт социальный, формирующийся на основевзаимоотношений с другими людьми.

3. При марксистском подходе к изучению личности упор де­лается на социальную обусловленность ее природы и деятельно­сти. Исходным моментом здесь является теоретическое положе­ние К. Маркса о том, что сущность человека есть «совокупность всех общественных отношений». Сущность же «особой личнос­ти» составляет не ее физическая природа, а ее социальное каче­ство, т.е. общественно значимое качество, присущее многим лю­дям. Таким образом, личность, с точки зрения марксистского подхода, рассматривается как реализованная в индивиде интег­рация социально значимых черт и общественных отношений данного общества. Это, с одной стороны, продукт историческо­го развития, а с другой — результат включения индивида в со­циальную систему, его предметной деятельности, способной из­менять общественные отношения.

4. В русле психоаналитического подхода сформировалась фрейдистская концепция личности, оказавшая заметное влияние на развитие представлений о природе человека. Модель личнос­ти, разработанная 3. Фрейдом, включает три компонента:

• сферу подсознания (Jd — Оно), где господствуют биоло­гически обусловленные сексуальные (либидо) и агрессивные по­буждения;

• сферу самосознания (Ego — Я), которая стремится реали­зовать бессознательные побуждения в приемлемой для обще­ства форме;

• сферу сверхсознания (Super Ego — Сверх-Я), включаю­щую моральные нормы, принятые в данном обществе (это свое­образный «моральный цензор»).

Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд, — проблема противоречия между человеком и обществом. В своих выводах он склонялся то к пессимизму, полагая, что человечес­кая природа слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные социальные изменения и был разрешен драматичес­кий конфликт человека и общества, то к осторожно оптимисти­ческой позиции, согласно которой, в конечном счете, с помощью психоаналитической терапии и правильно организованной сис­темы воспитания может произойти эволюция в нужном направ­лении.

Таким образом, проблема личности породила немало теорий и концепций. Ни одна из них не может быть абсолютизирована. Только синтез лучших достижений разных исследовательских подходов позволит составить целостное представление о приро­де личности, о процессах ее формирования и развития.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 634 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2255 - | 1995 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.