Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 7. Социальная динамика и социальное развитие




  1. Понятие социального изменения и его виды
  2. Классификация и факторы социальных изменений
  3. Формы социальных изменений
  4. Социальное развитие
  5. Теория модернизации

 

Социальное изменение — это любая модификация, проис­шедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества. В таком случае необходимо различать социальную динамику, то есть процессы социальной моди­фикации, в ходе которых сохраняется и укрепляется суще­ствующая структура, и собственно социальные изменения, то есть такие модификации, которые приводят к глубоким структурным изменениям в обществе.

Способность социальной реальности к структурным изме­нениям имеет под собой природные, физические основания. Человек как биологический вид отличается высокой гибкос­тью и таким же уровнем адаптационных способностей. Он рождается с абсолютным минимумом врожденных инстинк­тов, зато невероятно способен к научению, подражанию, символизации и творчеству. Социальные изменения не пре­допределены биологической организацией человека: она только создает возможность таких изменений, но сама по себе не является их объяснением.

Проблема социальных изменений являлась основной для социологии XIX в. Конт, опираясь на Сен-Симона, предло­жил закон трех стадий в интеллектуальном и социальном раз­витии, представляющий собой эволюционную теорию чело­веческого общества. Подобное стремление рассматривать ис­торию с точки зрения прогресса, направления и стадий раз-; вития разделялось многими мыслителями: Гербертом Спен­сером, Льюисом Морганом, Эдвардом Тайлором и Леонар­дом Т. Хобхаусом.

Интерес к социальным изменениям был следствием:

1) осо­знания масштаба социальных последствий индустриализации для европейских обществ;

2) понимания значения фундамен­тального различия между европейскими индустриальными и так называемыми «примитивными обществами».

Таким об­разом, теория социальных изменений была направлена на изучение природы капиталистического или индустриального развития при видимом отсутствии такого развития в обще­ствах, ставших частью европейских колониальных империй. Такая теория связана с вопросами долговременного и круп­номасштабного развития или с макроразвитием

Социологические подходы к изменению, в особенности те, что характерны для XIX в., могут быть разделены на тео­рии социальной эволюции и теории революции. В первом случае предполагается, что социальные изменения включают основные стадии развития, такие как «военное» или «индус­триальное общество», посредством которых общество прогрес­сирует от простых сельских, аграрных форм к более н.эжным и дифференцированным индустриально-городским формам. Такого рода эволюционные теории развивались О. Контом, Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом. Подход к анализу соци­альных изменений в рамках функционализма в некоторой сте­пени остается зависимым от эволюционного взгляда, посколь­ку при таком подходе изменение рассматривается как адапта­ция социальной системы к окружающей среде в процессе диф­ференциации сознания индивидов и увеличения структурной сложности. Теории революционных социальных изменений, в частности основанные на идеях К. Маркса, подчеркивают значение классового конфликта, политической борьбы и стра­тегии империализма как основных механизмов фундаменталь­ных структурных изменений.

Основным различием в подходах к социальным изменени­ям остается различие между теориями эволюционными и революционными, однако эти подходы можно классифици­ровать и иначе, а именно: 1) исходя из уровня анализа («мак­ро-» или «микро-»); 2) на основании рассматриваемых фак­торов, вызывающих изменение (являющихся либо внутрен­ними, либо внешними по отношению к конкретному обще­ству, институту или социальной группе); 3) с точки зрения причины социального изменения (демографическое давление, классовый конфликт, изменения в способе производства, тех­нологическая инновация или развитие новых систем идей и убеждений); 4) на основании движущих сил изменения (но­ваторские интеллектуальные элиты, девианты, рабочий класс); 5) с точки зрения характера социального изменения (посте­пенное распространение новых ценностей и институтов или пол­ное разрушение существующей социальной системы).

Социологи также пытаются понять общие причины соци­альных изменений в рамках обществ, связав их с:

I. а) технологическим развитием;

II. б) социальным конфликтом (между расами, религиями,
классами);

III. в) неинтегрированностью частей социальной структуры или
культуры общества;

IV. г) потребностью в адаптации в рамках социальных систем;

V. д) воздействием идей и систем верований на социальную
деятельность (наиболее очевидна гипотеза Вебера о свя­
зи протестантской этики и капитализма);

VI. е) идеей Маркса, касающейся классового конфликта, по­рождаемого противоречиями между производительны­ми силами и производственными отношениями в об­ществах.

Такие подходы в конце концов направлены (отчасти за исключением Маркса) на причины социальных изменений, не стремясь предсказывать направления истории человечества, Давая более или менее полезные предложения об основах из- менения при исследовании какого-либо социального про­цесса.

Современная социология тяготеет к теории сред­него уровня, объясняющей развитие отдельных институтов, социальных групп, культурных единиц или отдельных идей и убеждений, а не трансформацию обществ в целом.

Осипов выделяет четыре основных вида социальных изменений:

Мотивационные социальные изменения− изменения в сфере мотивации индивидуальной и коллективной деятельности. Характер потребностей, интересов, мотивации, поведения и деятельности социальных общностей и индивидов не остается неизменным. Особенно значительные изменения происходят в мотивационной сфере жизнедеятельности людей в периоды переходного состояния общественных структур.

Структурные социальные изменения− изменения, затрагивающие структуры различных социальных образований. К их числу можно отнести, например, изменения в структуре семьи (полигамная, Моногамная, многодетная, малодетная); в структуре любой социальчой общности (общества в целом, нации, класса, рофессиональной,территориальной, малой группы); изменения в структуре социальныхИнститутов (образование, науки, религии) и социальных организаций k системе власти и управления);

Функциональные социальные изменения − изменения, касающиеся

функций различных социальных систем, институтов, организаций. Социологи считают, что все эти виды социальных изменений тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены: за структурными изменениями следуют изменения функциональные, за мотивационными процессиональные и т.д.

Процессуальные социальные изменения − изменения, затрагивающие социальные процессы. К ним относятся процессы социально-исторических изменений. Процессы в сфере социальных взаимодействий и социальных отношений роазличных социальных субъектов (общностей, институтов, организаций, индивидов). Например, процессы стратификации, мобильности, миграции.

Действия отдельных людей могут привести к существенным социальным и культурным из­менениям в обществе. Однако, как правило. значительные социальные изменения осущест­вляются только в процессах совместных действий людей, которые состоят из отдельных, но однонаправленных взаимосопряженных взаимодействий индивидов.

Понятие "процесс" (от лат. processus - продвижение) означает по­следовательную смену явлений, состояний, изменений в развитии че­го-либо, а также совокупность последовательных действий, направ­ленных на достижение определенных результатов. К процессам мож­но отнести разнообразные явления в природе и обществе, связанные между собой причинно-следственными или структурно-функциональными зависимостями. Любая серия явлений может рас­сматриваться как процесс, если она имеет временную протяженность, последовательность (предыдущие этапы с необходимостью предо­пределяют последующий), непрерывность и идентичность (повторя­емость).

 

Категорию «социальный процесс» в самом общем плане можно определить как а) последовательное изменение элементов социальной системы и её подсистем. б) любую, поддающуюся идентификации, повторяющуюся модель социальных взаимодействий (конфликт, операция, конференция).

 

  1. Социальные процессы чаще всего подразделяются на процессы функционирования (обеспечивающие воспроизводство данного качественного состояния) и процессы развития (обусловливающие к качественно новому состоянию).

b. конфликтные процессы (социальный конфликт) – столкновение интересов, взаимодействующих субъектов социальной жизни в процессе их социальных действий;

c. социальные движения - процессы, связанные с коллективными действиями лиц, не входящих в состав формальных организаций и социальных институтов, которые направлены либо на осуществление социальных изменений, либо на предотвращение их (экологические, феминистские, религиозные, революционные, молодежи другие).

Подразделение на функциональные и дисфункциональные процессы не всегда эффективно. Так, социальные конфликты и социальные движения могут рассматриваться как инструктивные, способствующие совершенствованию данных общественных отношений, и как деструктивные, вызывающие качественные изменения в негативном для общества направлении.

2. Классификацию социальных процессов осуществляют также в зависимости от объекта исследования (человечество, общество, класс, организация, малая группа) или в соответствии с уровнем сис­темы. В уже упоминавшемся учебнике белорусских авторов предло­жено различать процессы:

►внутриличностные (социализация, самообразование, самовоспитание и др.);

►межличностные (внутрисемейные отношения, дружба, любовь);

►внутригрупповые (взаимоотношения в коллективе по вертикали и горизонтали в ходе трудового взаимодействия и т.д.);

►межгрупповые и межобщностные (противостояние политических группировок в борьбе за государственную власть);

► социетальные, охватывающие общество в целом как таковое.

3. В зависимости от характера межличностных отношении отношений людей в группах различают две пары взаимоопонирующих, процессов:

объединение (кооперация) −--------- конкуренция

приспособления (компромисс) − конфликт

сближение (ассимиляция) − поддержание границ группы

Социальные прцессы различают также по степени управления (стихийные, естественноисторические, целенаправленные); по степени влияния на общество (эволюционные и революционные), по направленности (прогрессивные и регрессивные)

Факторы:

Физическая среда. Люди — это физические существа, жи­вущие в определенной среде обитания. Для того чтобы вы­жить, им необходимо вступить во взаимодействие с окружа­ющей средой. К числу главных адаптивных механизмов, име­ющихся в распоряжении населения, относятся социальная организация и технология. Однако социальная организация и технология, помогающие людям приспосабливаться к од­ной окружающей среде, не обязательно подойдут для адапта­ции к какой-то другой. Общества охотников и собирателей, огороднические, аграрные и индустриальные отличаются по типу адаптации. Если окружающая среда цо какой-то причи­не изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены соответствующими институциональными изменениями. рт > работкой новых форм социальной организации и новым*, тех­ническими изобретениями. Засуха, наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили.

Население. Изменения в численности, структуре и рас­пределении народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества. Например, поколение «бэби-бума» оказало существенное влияние на музыкальные вкусы и политический климат западных обществ. «Старение» общества также создает серьезные проблемы с рабочими мес­тами, поскольку возросло число работников среднего возрас­та, всеми силами добивающихся продвижения по служебной лестнице. Все большее количество людей ожидают своего шанса для продвижения по службе, но вакансий появляется меньше, чем людей, которые желают их занять.

Конфликты. Конфликт — это форма взаимодействия лю­дей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп противоречат друг с другу, их цели несовместимы. Неудивительно, что конфликт становится источником соци­альных изменений. Для достижения своих целей в ходе такой борьбы члены группы должны мобилизовать свои ресурсы и возможности. Например, во время войны люди бывают вы­нуждены отказаться от привычного образа жизни; приходит­ся терпеть-неудобства военного положения. Конечно, конф­ликт также часто предполагает переговоры, достижение ком­промисса или умение приспосабливаться, что приводит к возникновению новых институциональных структур. Однако история показывает, что исходом такого взаимодействия редко бывает полное достижение целей участвующих в борьбе сто­рон. Чаще всего, конечный результат выражается в образо­вании качественно новой целостной структуры. Старый со­циальный порядок постоянно подтачивается и уступает место новому.

Ценности и нормы. Ценности и нормы, принятые в об­ществе, действуют как своего рода «цензоры», разрешающие или запрещающие какие-то новшества. Они также могут дей­ствовать как «стимуляторы». Интересно сравнить нашу готов­ность к принятию технических нововведений с нашим

Инновации. Открытие приумножает знания, добавляя новые к уже существующим. Теория относительности Эйнш­тейна и генетическая теория Менделя — это открытия. В противоположность этому, изобретение представляет со­бой новую комбинацию старых элементов. Автомобиль, ис­пользующий в качестве топлива сжиженный газ, — это шесть известных элементов в новом сочетании: двигатель, работа­ющий на сжиженном газе, баллон для сжиженного газа, ко­робка передач, промежуточное сцепление, ведущий вал и кузов.

Инновации — как открытия, так и изобретения — не еди­ничные акты, а кумулятивная последовательность передавае­мых из поколения в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов. Следовательно, чем больше число куль­турных элементов, на которых могут базироваться иннова­ции, тем выше частота открытий и изобретений. Например, изобретение стекла дало толчок к созданию линз, украшений для платьев, бокалов, оконных стекол, лабораторных тру­бок, рентгеновских трубок, электрических лампочек, ламп для радио и телевизионных приемников, зеркал и множества других изделий. Линзы, в cb^ очередь, способствовали по­явлению очков, увеличительных стекол, телескопов, фото­камер, фонариков и т. д. В основе такого типа развития лежит экспоненциальный принцип — по мере расширения куль­турной базы возможности новых изобретений имеют тенден­цию к росту в геометрической прогрессии.

Диффузия— это процесс, в ходе которого культурные ха­рактеристики распространяются от одной социальной систе­мы к другой. Каждая культура содержит минимальное число уникальных особенностей и паттернов, которые присущи толь­ко ей. Например, славянская азбука (кириллица) составлена на основе греческого алфавита, который, в свою очередь возник под влиянием финикийского. Русские получили хри­стианскую веру от греков Византийской империи, а они — от иудейских сект первых веков нашей эры, поверивших в Иисуса Христа как мессию. Мы с гордостью рассуждаем о том, что взяли от нас другие народы, но часто забываем о том, что мы получили от них.

Кроме упомянутых, существует группа факторов, которые можно условно назвать идейно-политическими. Например, О. Конт рассматривал развитие общества по восходящей ли­нии как прогресс идей. М. Вебер считал религиозные пред­ставления важнейшим фактором экономического развития, отводя индивидуалистической этике протестантизма решаю­щую роль в становлении духа предпринимательства и после­довавшем экономическом скачке в западных обществах. Смена идей — не только интеллектуальный процесс. Она сопровож­дается образованием новых социальных движений, которые сами по себе могут рассматриваться как фактор социальных изменений. Социальные движения порождают харизматичес­ких лидеров, которые благодаря незаурядным личным каче­ствам способны мобилизовывать массы людей на акции со­циального протеста, расшатывающие установленный в обще­стве порядок и могущие привести к революционным изме­нениям.

Конфликты, соревнование и кооперация также могут рас­сматриваться как механизмы социальных изменений. В част­ности, марксисты стремились представить жизнь капиталис­тического общества как постоянную борьбу между правящим классом, пытающимся сохранить свое господствующее поло­жение, и угнетенным, старающимся радикально изменить существующий строй. Социальные изменения рассматрива­лись как продукт этой борьбы. Аналогичные идеи лежат в основе конфликтологической модели Р. Дарендорфа. Поня­тие конфликта становится более продуктивным в объясни­тельном плане, если его дополнить понятием соревнования (конкуренции). В обществе существует множество соперни­чающих групп. Их конкуренция стимулирует внедрение и рас­пространение инноваций. Так, лидеры незападных государств стремятся к заимствованию западной науки и технологии, хотя и настроены политически против Запада, ибо понимают, что только так достигнут независимости и экономической мощи. Кроме того, конкуренция влечет за собой укрупнение и ус­ложнение соревнующихся организаций. Еще Маркс показал, что капитализму присуща тенденция к образованию монопо­лий, которые неуязвимы для конкуренции. Наконец, поня­тие конкуренции используют теории, объясняющие соци­альные изменения действиями индивидов, преследующих собственные интересы. С помощью теории игр и других ма­тематических методов было показано, что в определенных ус­ловиях конкуренция побуждает индивидов к сотрудничеству в преследовании своих целей.

В структурном функционализме рассматриваются такие механизмы социальных изменений, как напряжение и адап­тация. Изменение понимается как ответная приспособитель­ная реакция на возникшее в системе напряжение. Когда про­исходит изменение какого-либо из элементов системы, в ней возникает напряжение между этим элементом и остальны­ми. Оно разрешается с помощью самопроизвольного адап тивного изменения других частей системы. Например, аме­риканский социолог У. Огборн показал, что ускоренное раз­витие технологий вызывает несоответствие между техноло­гическим уровнем общества и его социокультурными состав­ляющими, которые развиваются более медленно.

Социальные изменения могут быть в какой-то степени и результатом целенаправленного и долговременного социаль­ного планирования. В современных обществах возможности такого планирования возрастают. Однако в большинстве слу­чаев это планирование на краткую перспективу. Часто запла­нированные цели не достигаются, и даже если планирование оказывается удачным, оно всегда влечет за собой незаплани­рованные последствия. Чем дольше срок, на который осу­ществляется планирование, тем труднее достигнуть цели и избежать непредвиденных последствий. Особенно наглядно это проявилось на опыте коммунистических обществ.

Планирование предполагает институционализацию изме­нений, но институционализация не предполагает планиро­вания. В современных обществах институционализировано множество незапланированных изменений. Чаще всего это бывает в области науки и технологии: та или иная инновация институционализируется, вызывая социальные изменения, которые вовсе не планировались или только отчасти предпо­лагались.

Механизмы социальных изменений вовсе не исключают друг друга. Напротив, некоторые из них явно взаимосвяза­ны. К примеру, инновации стимулируются конкуренцией. В одной объяснительной модели социальных изменений мо­гут сочетаться несколько механизмов.

Социальная структура и социальные изменения — цент­ральные теоретические понятия социологии, относящиеся к базисным взаимодополняющим характери^икам социальнойг жизни в целом. С одной стороны, соци льной жизни прису­щи повторяемость, постоянство и непрерывность, с другой — динамичность и изменчивость. Оба понятия взаимосвязаны. Социальная структура не может изучаться без учета реально происходящих или потенциальных изменений. А социальное изменение как более или менее регулярный процесс немыс­лимо без понятия структуры.

В зависимости от характера внутренней структуры и степени влияния на общество, социальные изменения подразделяют на две группы - эволюционные и революционные изменения.

Под эволюцией понимается такое разви явлений или процессов, которое осуще вляется в результате постепенных неп рерывных изменений, переходящих одно в другое без скачков и пе рерывов при сохранении качественной определенности явления в ходе качественно-количественных его изменений.

Эволюционные изменения в обществе, организуемые созна­тельно, приобретают форму социальных реформ. Реформа (от \лат. reformo - преобразование) - такое преобразование, изме­нение, переустройство какой-либо стороны общественной жиз- \ ни (порядков, институтов, учреждений), которое не уничтожа­ет основ существующей социальной структуры. Под реформами можно понимать нововведения любого порядка. Реформы могут оказывать существенное воздействие на развитие. Пример: реформа 1861 г. и т. д.

Контрреформа - частичный или полный отказ от общественных нововведений, которые были осуществлены в ходе реформ.

a. Реформы Александра I (1801-1802).

b. Реформы Сперанского (1808-1811)

c. "Великие реформы" Александ­ра II (1860-е годы)

d. Реформы Витте - Столыпина (1905-1910)

e. "Оттепель", Реформы Хрущева (1953 - 1968)

f. "Перестройка". Реформы Горбачева (1985 - 1991)

Революция (от лат. revolutio - переворот) - коренные качественные изменения в жизни общества, приводящие к ликвидации изжившего общественного строя и утверждению нового, более прогрессивного.

Революционные социальные изменения отличаются от эволюционных тем, что: а) они представляют собой не просто радикальные нововведения, а такие, которые предполагают коренное изменение социального объекта; б) эти изменения носят не частный, а общий даже всеобщий характер, захватывая экономическую, социальную политическую и духовную сферы жизни общества; в) революци-яяые изменения, как правило, опираются на насилие.

 

Опыт всех революций показывает, что "откат'' - это универсальное явление, сопутствовавшее всем великим революциям. Оно пот название "термидор", или "бонапартизм". Полного возвращение к предреволюционному устройству конечно быть не может. Например Великая французская революция 1789 г. в течение двух лет уничтожила феодальные права - этого не смогла вычеркнуть из жизни даже свирепая реакция Бурбонов - и набросала план политического равно­правия всех граждан, который в продолжение следующих четырех поколений проводился по всей Европе с запада на восток, вплоть до России.

Но вместе с тем, как было подмечено уже в древности, "револю­ции никогда не удаются". Октябрьская революция 1917 г. в России не была исключением. Термином "российский термидор" историки обо­значают укрепление власти Сталина в результате переворота 1929 г. Ни одной из известных нам революций не удалось полностью достичь декларируемых ею целей. Более того, люди, свершившие их, объявля­лись заговорщиками. Так, например, останки вождей английской и французской буржуазных революции были через несколько лет уда­лены с места захоронения, а сами они объявлены узурпаторами. Од­нако сегодня в Лондоне и Париже стоят памятники Кромвелю и Ро­беспьеру.

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что сложность социальных изменений, связанных с революционным переустройся общества, порождала, порождает и будет порождать диаметр» противоположные оценки и значения революционных процессов в обществе. В связи с этим, можно обозначить три тезиса:

> революция - аномальное явление общественной жизни;

> революция способствуют более эффективному решению назревших социальных проблем;

> революция - экстремальная форма социального прогресса

 

Цикличность как форма социальной ДИНАМИКИ

Наличие определенных ритмичных законо­мерностей (циклов) и связь их с Космосом известно с древности. Циклы солнечной ак­тивности, циклы изменений магнитного поля Земли не могли не влиять на измене-gj, в климате,в условиях ведения сельского хозяйства, социальных соотношений людей, т.е. на всю человеческую историю. Систем­но-циклический подход к социальной динамике, пробивающий себе дорогу в социологической науке, основан на признании того, что мир Един в своих проявлениях.

Попытки социологов дать ответ на вопрос о том, какие закономер­ности обусловливают ход исторического развития общества, привели к "открытию" новой формы динамики в общественных системах - цикличности.

Циклические изменения предполагают не отдельные единичные акты каких-либо перемен, а определенный ряд изменений, ко­торый в целом образует цикл - определенную совокупность яв­лений и процессов, последовательность которых представля­ет собой кругооборот в течение какого-то промежутка вре­мени (конечная точка цикла как бы повторяет первоначальную, однако в других условиях или на другом уровне).

Многие изменения в обществе (социальные, экономические, политические, духовные) происходят по циклической схеме. Например, сезонный характер сельскохозяйственных работ, экономические кризисы, смена типов культур,смена поколений людей и т.д.

Понятие "цикличность" обозначает специфическийвид динамикн в социальных системах, который обеспечивает нетолько их стабильность и воспроизводство, но и описывает изменения них.

современной науке предпринимаются попытки выявления в цикличности различных форм социальной ди­намики. Выделяют две пары понятий, описывающих циклическое движение общества:

> первая пара - "маятник" и "круг" - характеризует формы дина­мики, отражающие ритмичность воспроизводства и функ­ционирования социальных систем;

> вторая пара - "спираль" и "волна" - описывает ритмичность развития изменений в циклическом движении общества.

ДВИЖЕНИЯ ТИПА "МАЯТНИК' И"КРУГ"

Маятниковое движение - эта форма ди­намики является результатом столкновеню противоречивых начал движения. Социаль­ный процесс, имеющий определенную направленность, периодически заменяется (вытесняется) процессом, имеющим противоположное направление (революция - контрр6 люция, либерализм - консерватизм, рост инвестиций - свертывание инвестиций). Маятниковое движение общества, или циклы маятникового типа, особенно характерны для периодов становления общественной системы.

движение типа "круг" более характерно для зрелых общественных систем. В данном случае имеются в виду повторяю­щиеся процессы, описывающие движение в замкнутом пространстве в одном направлении; достижение цели является рубежом, от которого начинается движение в сторону той же цели. Классическим примером движения типа "круг" являются управленческие циклы (от принятия решения до его осуществления); инновационные циклы (от изобретеня До широкого внедрения); функционирование демократических систем (от выборов до выборов).

 

ДВИЖЕНИЯ ТИПА "ВОЛНА' И "СПИРАЛЬ"

Долгое время считалось, что волновое дви­жение свойственно только неживой природе (свет). В XX веке волновые движения стали изучаться сначала в экономике, а затем в I других сферах общественной жизни - социальной и политической. Волнообразный процесс движения изменений в обществе может быть представлен в виде математической синусоиды (подъем - спад). Ученые считают, что история человеческой цивилизации свидетельствует о наличии чередования периодов расширения и сжатия мирового хозяйственного процесса. Например, Ф. Бродель выделяет четыре европейских последовательных вековых цикла: 1250 (1350) -1507- 1510 гг.; 1507 - 1510 (1650)- 1733-1743 гг.; 1733 - 1743 (1817) 1896 гг.; 1896 - (1974) -... Первая и последняя дата цикла обозна-I Чают начало подъема и окончания спада, дата в скобках - кульминацИонный момент, т.е. начало движения в точку кризиса. Высказываются опасение, что глобальная экономика в настоящее время (1974 г.) возможно, вступила в длительный цикл спада протяженностью от 150 до 350 лет

Движение по спирали – наиболее сложная для понимания форма социальной динамики. Пример: развитие капитализма. Сотрясаемая регулярными кризисами перепроизводства (7 − 11 лет), она привела не к краху а обеспечила переход в новое качественное состояние.

Специфику динамики восточноеврпейской цивилизации многие характерезуют как сложный спиралевидный процесс постоянного колебания между различными полюсами − западной и восточной культурами (Н. Бердяев) или различными формами правления − «авторитаризмом» и «соборностью» (Ахиезер, Янов).

 

Следует обратить внимание на то, что в понятийном аппарате современной теоретической произошло разведение категорий «социальное изменение» и «социальное развитие». Под социальным развитием все чаще понимаются не все изменения в социальных системах а лишь их определенный тип. На этот счёт можно встретить различные точки зрения. Причины дискуссионности данного вопроса в социологии состоят в неоднозначности понимания в современной науке того, что есть " развитие ".

В одних случаях под развитием понимается движение по восходящей линии, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к новому, более высокому. Понятие "развитие" применяется здесь к процессам совершенствования, улучшения, усложнения и в данном значении совпадает с содержанием понятия "прогресс".

В других случаях под социальным развитием имеются в виду лишь такие изменения объектов, в результате которых возникает их новое качественное состояние (без его оценки): осуществляются более или менее глубинные структурные изменения, ведущие к появлению но­вых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Ре­зультатом развития в этом случае является новое количественное и качественное состояние объекта, которое может предполагать и по­вышение, и понижение уровня его организации.

Учитывая неоднозначность понятия "развитие", в Социологиче­ском энциклопедическом словаре дана широкая трактовка процессов развития, имеющих место в социальной сфере жизни общества. Под социальным развитием понимается совокупность экономических, социальных, политических и духовных процессов, развертываю-I Щихся в обществе (53, с. 286). Таким образом, социальное развитие I может быть прогрессивным и регрессивным, эволюционным и революционным.

Социологи считают, что процесс социального развития характеризуется тремя существенными и взаимосвязанными чертами:

> необратимостью - постоянство процессов накопления количе­ственных и качественных перемен;

> направленностью - та линия или линии, по которым соверша­ется накопление перемен;

> закономерностью - не случайный, а необходимый процесс накопления перемен

Под социальным прогрессом понимается определенный тип или направление развития, для которого ха­рактерен переход от низшего к высшему, от менее к более совер­шенному, неуклонное восхождение к более сложным формам об­щественной жизни.

Интерес к проблеме социального прогресса возникает тогда, когда ставится вопрос о направленности социальных изменений в обществе. Уже с древности обозначились три варианта ответа на этот вопрос:

 

  1. идея циклического развития (от греч. kuklos - круг, круговорот - движение с повторением и возвращением в точно такое же со­стояние, которое было в начале прогресса ("все возвращается на круги своя");
  2. идея прогресса (от лат. progressus - движение вперед, успех; абсолютный и неизбежный процесс совершенствования человеческого общества, переход его от простых форм к более сложным ("золотой век впереди");
  3. эсхатологическая идея (от греч. eschatos - последний, конечный; logos - слово, учение) - религиозное учение о конечных судьбах мира, о неумолимом движении к своему концу, страшному суду

 

В классической социологии сформировалась точка зрения, утверждающая абсолютность и неизбежность прогрессивного развития общества, его необратимое линейно-направленное восхождение к более сложным формам жизни. Пример: Известные основания для подобных представлений дало то, что в последние 200 − 300 лет рост материального производства носил взрывной хъарактер. За период с 1715 по 1971 год объём мирового промышленного производства увеличился в 1730 раз, причем больше половины пришлось на время с 1948 г.

Но Сорокин усомнился в универсальности линейной концепции.

  1. Сегодня отрицается возможность универсального использования понятия «прогресс» для характеристики всей совокупности изменений общественной жизни (эволюционные изменения в области религии, философии и др. невозможно оценить через призму развития от менее к более совершенному).
  2. Устойчивый прогресс очевиден только в области естественнонаучных знаний, техники и технологии
  3. По многим покозателям в общественной жизни наблюдается застой или даже регресс ( среда обитания, нравственность).
  4. наряду с благоприятными вариантами общественного развития, с появлением глобальных проблем современности, очевидно, нельзя исключать возможность развития общества и по другим, менее желательным, в т.ч. катастрофическим и даже апокалиптическим вариантам;
  5. будущее человечества стало все в большей степени восприн маться как результат нашего выбора - коллективного и индивидуального. Сам же выбор отражает уровень развития Человека, развитие его физического и психологического здоровья, интеллекта, нравст­венных установок.

 

В мировой социологии широкую популярность получила теория модернизации. Она предполагает, что традиционные общества вовлечены в единый универсальный процесс вос­хождения к состоянию модерна.

Термин «модернизация» в переводе с английского означа­ет «осовременивание». суть модернизации связывают со всемирным распространением по земному шару ценностей и достижений именно этой формации. Конкретно речь идет о рационализме, расчетливости, урбанизации, индустриали­зации. Лидеры модернизации — США и Западная Европа — целиком и полностью приобщились к ним и добились потря­сающих экономических результатов. Но ничто не мешает от­ставшим в своем развитии странам Азии, Африки и Латин­ской Америки догнать этих лидеров, используя западные тех­нологии, капиталовложения и опыт, как это сделала Япо­ния. Так рассуждают авторы теории модернизации.

Она призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности эта­пов. Модернизация указывает способ вхождения в мировое сообщество, под которым понимается мировая экономичес­кая система капитализма.

Различают два вида модернизации: органическую или не­органическую.

Органическая модернизация является моментом собствен­ного развития страны и подготовлена всем ходом предшеству­ющей эволюции. Такая модернизация начинается не с эко­номики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.

Неорганическая модернизация являет собой ответ на вне­шний вызов со стороны более развитых стран. Она представ­ляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимае­мый правительством с целью преодолеть историческую отста­лость и избежать иностранной зависимости. Именно такую цель преследовал j сталинская индустриализация 30-х годов XX века, перестройка 1985 г. и экономические реформы 1991-1993 гг.

Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствования чужой технологии Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: резко изменяется система управле­ния, вводятся новые властные структуры, конституция стра­ны перестраивается под зарубежные образцы. Неорганиче­ская модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая − «сверху».

 

Среди попыток современных социологов осмыслить сущ­ность и направленность модернизации следует отметить кон­цепцию рефлексивной модернизации немецкого социолога У. Бека. По мнению Бека, индустриальное общество, осно­ванное на принципе распределения благ, шаг за шагом усту­пает место «обществу риска», где действует принцип распре­деления негативных последствий и опасностей. Это явление отражает кризис индустриального общества: люди начинают понимать, что индустриальное общество и процесс модерни­зации сами порождают бесчисленные опасности, и риск по­стоянного соприкосновения с ними нарастает. Бек отмеча­ет, что в сравнении с опасностями прошлого риск, связан­ный с современным уровнем модернизации, имеет качествен­но иной характер: ситуации риска непредсказуемы, слишком многочисленны, чтобы их контролировать, не воспринима­ются органами чувств (например, радиация) и глобальны про­стой модернизации к рефлексивной. Это означает, что до­минирующим принципом должна стать социальная рефлек­сия и самокритика. Общество риска продуцирует потребность в критическом саморассмотрении, становится для самого себя «темой и проблемой».

Теории рефлексивной модернизации в чем-то созвучна концепция «латентных структур» современного американско­го социолога Э. Тириакьяна. Как и Бек, Тириакьян размыш­ляет о роли сознания в процессе социальных изменений. Согласно его концепции,»еоциальные изменения — это преж­де всего трансформация общественного и индивидуального сознания, поскольку и социальные структуры для него пред­ставляют собой нормативные образования коллективного со­знания. Источник социальных изменений, считает Тириа­кьян, кроется в латентных, то есть скрытых, структурах куль­туры — сокровенных ценностях и смыслах, доминирующих в социальном сознании и тем самым направляющих жизнь об­щества. Такие структуры могут в кризисные моменты исто­рии проступать на поверхностном плане, проецируясь в фор­ме новых социальных программ. Социальные инновации мо­гут, согласно Тириакьяну, предлагаться только субъектами, сознательно остающимися за рамками существующей норма­тивной системы отношений. Это члены религиозных движе­ний и сект, различных ассоциаций, квазирелигиозных групп.

Для западных социологов теории «запаздывающей модер­низации», которые начали создаваться еще в 60-е гг., стали аппаратным средством анализа современной российской ситу­ации. Теоретики запаздывающей модернизации исходят из того, что существует линейный прогресс и поступательность стадий развития обществ. Соответственно, непосредственная добыча продуктов природы сменяется аграрной экономикой, а та замещается индустриальной. С этой точки зрения страны, не успевшие «вовремя» пройти путь индустриальной модерни­зации, могут и должны сделать это «с опозданием», чтобы «догнать» опередившие их в этом отношении общества. Такая концепция получила название «догоняющей модернизации».

Российский социолог Н.Ф. Наумова в дополнение к это­му выдвинула понятие «рецидивирующей модернизации» именно в нашем обществе, часто предпринимавшем попыт­ки «догоняющего» социального развития, идея обновления тесно связана с ностальгическим сожалением о былом импер­ском могуществе России и обеспечивавшем его могущество социалистическом строе. Тем не менее ожидания, что при­менительно к России сработает механизм догоняющей модер­низации, едва ли обоснованны. По мнению В.Л. Инозем­цева, в настоящее время Россия представляет собой страну, обладающую значительным, но устаревшим по сравнению с современным западным обществом производственным потен­циалом, огромными сырьевыми ресурсами, достаточно ква­лифицированной рабочей силой.


Тема 8.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 782 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2431 - | 2320 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.