Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура как фактор социальных изменений. Особую роль культуры в эволюции общества отмечали классики мировой социологической мысли




Особую роль культуры в эволюции общества отмечали классики мировой социологической мысли. Достаточно привести знаменитый труд М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», где было по­казано, как мировоззренческие установки протестантизма обусловили формирование системы ценностных ориентации, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического пред­принимательства и существенным образом способствовали становлению буржуазной эпохи (2.5).

Современные западные социологи отводят культуре большую роль в развитии процессов модернизации (6.13). По их мнению, «прорыв» традиционного образа жизни в ряде стран должен произойти под непосред­ственным влиянием их социокультурных контактов с уже существующими центрами рыноч-но-индустриальной культуры. При этом необходимо учитывать специфику конкретно-исторических условий этих стран, их традиции, особенности национального характера, сложившиеся культурно-психологические стереотипы и др.

Важную роль культуры в структурировании общества рас­крыл выдающийся американский социолог Роберт Мертон. Во взаимодействии культуры с социально-стратификационными из­менениями он выделил два основных фактора. Первый из них со­стоит из определенных культурных целей, намерений и интересов, выступающих в качестве законных целей для всего общества или же для его отдельных слоев. Эти цели более или менее связаны между собой, а соответствующие им ценности находятся в жест­ком соподчинении. Варьируя по своей значимости и формируя различные отношения отдельных индивидов и социальных групп, господствующие цели возбуждают устремленность к их достиже­нию и представляют собой вещи, к которым следует стремиться, т.е. становятся «жизненными целями» для многих людей.

Вторым фактором воздействия культуры на динамику соци­альной структуры общества становится ее регулирующее и кон­тролирующее воздействие на приемлемые для общества или его большинства способы достижения целей. «Каждая социальная группа, - подчеркивает Р. Мертон, - всегда связывает свои куль­турные цели и способы их достижения с существующими мораль­ными и поведенческими нормами»

Мертон установил пять различных типов социального структурирования в зависимости от интегрированности или дезин­тегрированное предписываемых культурой норм и институцио­нализированных средств их достижения. Первый из них- то­тальный конформизм - предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения. Второй тип, - в термино­логии Р. Мертона, инновация, - предполагает согласие с одобряе­мыми данной культурой целями, но отвергает социально одобряе­мые способы их достижения, и проявляется в действиях групп ре-кетиров, шантажистов или растратчиков чужих денег. Третий тип - ритуализм - ориентирован на отрицание данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социаль­но одобряемые средства. Примером такого поведения являются поступки бюрократов, беспрекословно требующих выполнения тех предписаний, которые не только не содействуют успеху дела, но могут привести и к его провалу. Четвертый тип - ретреатизм, т.е. бегство от действительности; проявляется в поведении отвер­женных, изгнанных, бродяг, хронических алкоголиков, наркома­нов, ушедших от реального мира в свой внутренний, болезненный, социально изуродованный мир. Они отказываются от предписан­ных культурой целей и норм, а их поведение не соответствует ин­ституционализированным нормам.

Самой интересной с точки зрения социокультурных измене­ний является социальная группа пятого типа, которую Р. Мертон называет «бунтарями» («мятежниками»). Этот тип поведения «вы­водит людей за пределы окружающей социальной структуры и по­буждает создавать новую, то есть сильно видоизмененную соци­альную структуру» (4, № 4; 93). В качестве примера поведения та­кого типа Н. Смелзер приводит действия революционеров, кото­рые борются за социалистическую собственность, вытесняющую частную собственность, считая первую из них более законной, чем вторую (8; 218).

 

Теории культурно-исторических типов. В них делается акцент на цикличность и многолинейность развития общества и культуры, вычленяются определенные типы социальной и культурной систем, подчеркивается их своеобразие, а в не­которых случаях и выдвигается идея замкнутости, локальнос­ти культур и цивилизаций. Теория культурно-исторических типов сформировалась как антитеза линейной европоцентри­стской теории общественного развития, согласно которой все историческое развитие осуществляется в рамках единой и не­делимой цивилизации и представляет однонаправленный за­кономерный процесс прогрессивного развития, перехода от низших ступеней к высшим. Моделью исторического разви­тия в этой концепции выступало развитие Западной Евро­пы, которая якобы после длительного периода становления и борьбы достигла, наконец, своего предназначения — ми­рового господства.

Линейная европоцентристская концепция исторического развития не давала удовлетворительного объяснения разви­тия Востока, России и других регионов, находившихся в сто­роне от развитой западноевропейской цивилизации. Теория культурно-исторических типов пытается дать в отношении этих проблем удовлетворительный ответ.

Основоположником теории культурно-исторических типов является русский социолог Н.Я.Данилевский (1822-1885) В книге «Россия и Европа» он представлял человеческую ис­торию разделенной на отдельные и обширные единицы — «историко-культурные типы», или цивилизации. Западная или, иными словами, германо-романская цивилизация -1 лишь одна из многих, процветавших в истории. Он видел ошибку историков в том, что они рассматривали современ­ный им Запад в качестве высшей^кульминационной стадии и конструировали линейную хронологию эпох (древняя — сред­невековая — современная) как приближающуюся к этой сво­ей кульминации. В реальности общей хронологии для раз­личных цивилизаций не существует: нет единого события, которое могло бы разумно разделить судьбу всего человече­ства на периоды, которое означало бы одно и то же для всех и было бы одинаково важным для всею мира. Ни одна циви­лизация не является лучшей или более совершенной, каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит различ­ные стадии в только ей свойственной последовательности. «Каждая цивилизация возникает, развивает собственную морфологическую форму, собственные ценности, обогащая тем самым общую сокровищницу человеческих культурных достижений, и затем уходит, не получая продолжения в сво­ей специфической и сущностной форме».

Историю творят люди, но их исторические роли различ­ны. Соответственно, существуют три типа исторических дей­ствующих лиц (агентов): 1) позитивные действующие лица истории, т. е. те общества (племеналюди), которые созда­ли великие цивилизации (отдельные историко-культурные типы) — египетскую, ассиро-вавилонскую, китайскую, ин­дийскую, персидскую, еврейскую, греческую, римскую, арабскую и германо-романскую (европейскую); 2) негатив­ные действующие лица истории, которые играли деструктив­ную роль и способствовали окончательному крушению разла­гавшихся, приходивших в упадок цивилизаций (например, гунны, монголы, тюрки); 3) есть люди и племена, у которых отсутствует творческое начало. Они представляют лишь «эт­нографический материал», используемый творческими обш ствами для построения собственных цивилизаций. после распада великих цивилизаций составляющие их племе­на возвращаются на уровень «этнографического материала» — пассивной, распыленной популяции.

Цивилизации проявляют свою творческую сущность лишь в избранных областях, т. е. они концентрируются на каких-то индивидуальных, характерных только для них областях и те­мах: для греческой цивилизации — красота, для семитской — религия, для римской — закон и администрация, для китай­ской — практика и польза, для индийской — воображение, фантазия и мистицизм, для германо-романской — наука и технология.

Существует типичный цикл развития, наблюдаемый в судь­бе каждой великой цивилизации. Первый период, иногда весьма продолжительный — это период возникновения и кри­сталлизации, когда цивилизация зарождается, принимает различные форму и образ, утверждает свою культурную и политическую автономность и общий язык. Затем наступает фаза процветания, когда цивилизация, полностью развивает­ся и раскрывается ее творческий потенциал. Этот период обычно относительно короток (Данилевский оценивал его в 400-600 лет) и заканчивается, когда запас творческих сил исчерпывается. Недостаток творческих сил, застой и посте­пенный распад цивилизации означает конечную фазу цикла. Как полагал Данилевский, европейская (германо-романская) цивилизация вошла в фазу вырождения, что выразилось в нескольких симптомах: растущем цинизме, секуляризации, ослаблении инновационного потенциала, ненасытной жаж­де власти и доминирования над миром. В будущем предсто­ит расцвет русско-славянской цивилизации. Таков финал несколько этноцентричной историософии Данилевского.

Еще одна заслуживающая внимания теория истории чело­вечества принадлежит Освальду Шпенглеру (1880-1936). Его наиболее известная работа «Закат Европы» вышла в свет в 1918 г. С точки зрения Шпенглера, в истории нет линейного процесса, есть, скорее, ряд отдельных, уникальных «выс­ших культур», «процветающих на фоне определенного ланд-Шафта, к которому они привязаны как растения». Реализо­вав «всю сумму возможностей в форме людей, языков, догм искусств, государств, наук, они умирают». История являет­ся «коллективной биографией таких культур».

Каждая отдельная культура переживает циклы детства юношества, зрелости и старости: она возникает, растет и' выполнив свое предназначение, умирает. Фаза упадка име­нуется «цивилизацией». Агонизируя, культура проявляет определенные характерные качества: космополитизм вместо местной перспективы, городские связи вместо кровных уз, научный и абстрактный подход вместо естественной религи­озной чувственности, массовые ценности вместо народных деньга вместо истинных ценностей, секс вместо материнства' политика грубой силы вместо консенсуса. Такое состояние' упадка или агонии может длиться долго, но когда-то культу­ра все же обрекается на распад и исчезает.

Шпенглер выделил восемь «высших культур»: египетскую вавилонскую, индийскую, китайскую, классическую (греко-римскую), арабскую, мексиканскую и западную (возникшую примерно в 1000 г. н. э.). Каждая из них имела свою доми­нантную тему, или «первичный символ», который вогоюгцал-ся^во всех ее компонентах, придавая специфический оттенок образу мышления и действий, определяя характер науки, искусства, обычаев, привычек и т. д. Например, «первич­ный символ» греко-римской культуры — культ чувственного тема Аполлона. В китайской культуре — это «дао», неопре­деленный, блуждающий, многолинейный путь жизни. Для западной культуры «первичным символом» является «безгра­ничное пространство» и концепция времени, простирающе­гося в бесконечность, как предназначение, фаустовская тема. Очевидно, что Шпенглер ищет «дух» культуры для данного периода. Естественно, каждый дух проникает во все ее сфе­ры. Поскольку он оживляет все компоненты культуры, по­стольку любой факт и событие служат символом ее духа. Та­ков был культурный релятивизм по преимуществу. «Истины истинны лишь по отношению к конкретному человечеству». Жизненный путь «высших культур» нельзя объяснить с точки зрения причинности. Скорее, это предопределенный цикл, проявление внутренней необходимости, или судьбы, кото­рую можно лишь угадать интуитивно. Диагноз и предсказания Шпенглера относительно будуще­го западной культуры, которая уже вошла в стадию разложе­ния, были весьма мрачны. Он считал, что основу современ­ного ему общества составляет «мегаполис», мировой город, окруженный провинциями. «Внутри этого мира-города про­живают новые кочевники, паразитирующие городские жите­ли, без корней, без традиций, без прошлого. Городская популяция — это масса, а не люди или раса». Не удивитель­но, что в ближайшее время этот мир «будет лежать в облом­ках, наши железные дороги и пароходы будут мертвы, как римские дороги и Китайская стена, наши гигантские города и небоскребы окажутся в руинах, как древний Мемфис и Ва­вилон. История созданного технологией мегаполиса быстро движется к неизбежному концу».

Наиболее обстоятельная и исторически обоснованная тео­рия цивилизаций и их жизненных циклов представлена Ар­нольдом Тойнби (1889-1975). В 20-томном труде «Пости­жение истории», публиковавшемся в течение 27 лет (1934— 1961), он предпринял попытку обобщить весьма обширный материал, охватывающий всю писаную историю.

По мнению Тойнби, подходящей для исторического изу­чения единицей является не человечество в целом и не наци­ональные государства, а промежуточные образования, кото­рые имеют большее пространственное и временное протяже­ние, чем отдельные общества, и меньшее, чем все человече­ство. Это цивилизации, каковых в истории можно выделить двадцать одну. Список Тойнби перекликается со списком, представленным Данилевским или Шпенглером, хотя и бо­лее внушителен. Тем не менее, идея специфической, доми­нирующей темы в каждой цивилизации появляется вновь. Например, в цивилизации эллинов — это эстетика, у инду­сов — религия, в западной цивилизации — наука и механи­ческая технология.

Цивилизации возникают благодаря сочетанию двух факто­ров: присутствия творческого меньшинства и окружающих условий, которые и не слишком благоприятны, и не слиш­ком неблагоприятны. Механизм рождения, равно как и даль­нейшей динамики цивилизаций, воплощен в идее «вызов — ответ». Окружение (первоначально природное, а затем и со­циальное) постоянно бросает вызов обществу, которое уси­лиями творческого меньшинства изыскивает средства спра­виться с ним. К^с только найден ответ, следует новый вы­зов, а на него, в свою очередь, дается новый ответ. На ста­дии роста цивилизации ответы успешны, так как люди пред­принимают беспрецедентные усилия, чтобы решать гранди­озные задачи, и таким образом сотрясают «привычные ус­тои». Однако в фазе дезинтеграции и распада творчество ис­сякает. Цивилизации разваливаются изнутри. «Упадок ци­вилизаций происходит по причине совокупного действия трех обстоятельств: недостатка творческой мощи у меньшинства, ответного ослабления подражательного инстинкта у части боль­шинства (которое отказывается слепо копировать преуспева­ющую элиту) и вытекающего отсюда ослабления и утраты со­циального единства в обществе как целом». Дополнительный фактор — восстание «внешнего пролетариата», т. е. варва­ров. Как только цивилизация начинает рассыпаться, они под­нимают бунт, не желая и дальше быть в подчинении. Судьба большинства цивилизаций — это всегда окончательный рас­пад, даже если они и способны протянуть в застывшем со­стоянии продолжительный период времени. Не менее шест­надцати великих цивилизаций уже «мертвы и похоронены».

В завершение своего анализа, не оставляя идею циклов внутри каждой цивилизации, Тойнби утверждает, что суще­ствует общая единая логика, которая проявляется на длитель­ном отрезке времени и охватывает все их вместе взятые, — это прогресс духовности и религии. Цивилизации есть «дело рук религии». «Историческая функция цивилизации состоит в том, чтобы способствовать прогрессивному процессу все более глубокого религиозного прозрения и действовать в со­ответствии с этим прозрением».

Социокультурные суперсистемы. В работе «Социальная и культурная динамика», тщательно проанализировав различ­ные аспекты человеческой культуры — искусство, образова­ние, этику, законодательство, военное дело, — Сорокин предложил разделить ее на два противоположных, взаимно несовместимых типа.

«Каждый тип культуры имеет свою собственную менталь-ность; собственную систему знаний, философию и мировоз­зрение; свою религию и стандарты "святости"; собственные представления о том, что правильно и неправильно; форму искусства и литературы; собственные мораль, законы, нор­мы поведения; доминирующие формы социальных отноше­ний; собственную экономическую и политическую организа­цию и, наконец, свой собственный тип человеческой лично­сти с особым менталитетом и поведением».

Два противоположных культурных типа —- «умозрительный» и «чувственный». Это идеальные типы, которых не найти в чистом виде ни в одну эпоху. Промежуточная форма между первым и вторым обозначается как «идеалистическая».

Умозрительная культура характеризуется следующими признаками: 1) реальность по своей природе духовна, нема­териальна, скрыта за чувственными проявлениями (напри­мер, Бог, нирвана, дао, Брахма); она вечна и' неизменна; 2) потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение Господу, исполнение священного долга, моральные обязанности); 3) для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чув­ственных соблазнов, повседневных земных забот. Отсюда вытекают, по меньшей мере, два вывода: истина постигает­ся лишь посредством внутреннего опыта (откровения, меди­тации, экстаза, божественного вдохновения), и потому она абсолютна и вечна; идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (веч­ная жизнь, Град Господень, слияние с Брахмой).

Посылки второго типа (чувственной культуры) прямо про­тивоположны: 1) реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяет­ся («становление, процесс, изменение, поток, эволюция прогресс, трансформация»); 2) потребности и цели людей чисто плотские, или чувственные (голод и жажда, секс, убе­жище, комфорт); 3) для удовлетворения этих целей необхо­димо использовать внешнее окружение. Отсюда также выте­кают два вывода: истина может быть найдена лишь в чувствен­ном опыте, и потому она имеет временный и относительный характер. Добро коренится в чувственных, эмпирических, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счас­тье, полезность), и потому моральные принципы гибки, от-носитепьны и зависят от обстоятельств.

Промежуточная, идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувствен-них элементов. Она признает, что реальность и материаль­на, и сверхъестественна; потребности и цели людей и теле-сны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучше­ния самого себя, так и трансформации окружения. Короче, «признавая идеальный мир высшим, она не объявляет чув­ственный мир простой иллюзией или негативной ценностью; напротив, поскольку чувства находятся в гармонии с идеаль­ным, они обладают позитивной ценностью».

На основе этой типологии Сорокин осуществляет перио­дизацию исторического процесса. Принципом периодизации является смена доминирующих типов культурного ментали­тета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур.

Периодизация истории по Сорокину:

Греция, VIII—VI в. до н. э. — умозрительная;

Греция, V в. до н. э. — идеалистическая;

Рим, IV в. до н. э. — IV в. н. э. — чувственная;

Европа, IV—VI в. н. э. — идеалистическая;

Европа, VI—XII в. н. э. — умозрительная;

Европа, XII—XIV в. н. э. — идеалистическая;

Европа, с XIV в. н. э. по настоящее время — чувственная.

 

 

Роль культуры как фактора социальных изменений особенно возрастает в периоды общественных ре­форм. Это со всей очевидностью можно проследить на примере нашей страны. Суть взаимодействия куль­туры и общественных реформ состоит в том, что, с одной стороны, реформы изменяют культурные ориен­тации, с другой — процессы изменения в самой культуре влияют на реформы. Любые общественные собы- = тия, факты находят отражение в системе ценностей и норм всех уровней.

постоянный учет многонационального характера российской культуры.

Культура стремится к сохранению положительных норм и ценностей, сформированных ранее, и к созданию новых моделей и стандартов поведения и деятельности, оказывая таким образом регулирующее воздействие на развитие социальных процессов.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 485 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2531 - | 2190 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.